Мне как-то не приходилось встречать материал, позволяющий в рамках мифологической концепции понять, почему именно кота и петуха запускают в новый дом первыми.

Зачем, это предельно ясно:

«Чорного кота и пиўня пускали, шоб сам поночоваў. Як шчо, кажуть, там зробленэе — на кота упаде» (ВЭС, С. 403);

«живое на ноч закинуть, а сами не ночують: кошку, петуха — остануцца живы, пэрэбираюцца», «уперэ трэба кого–нибудь кота чорного або пиўня, токого шоб нэ людина перночуе, а тодди ужэ можно людям. /…/ Уходили ў хату. Ў хату кидають кота або пивня. Як загинуцца оны — то добре, а як нэ загинуцца на людыну будэ погано. Як нэ сдох пивень, то кажуть: «Бабу забрала хата»» (Узенева, С. 33);

на запущенной в дом кошке шерсть стала «как войлок, как валенок, вся така клочьями», что однозначно было истолковано как порча (Мифология, № 17);

«Перед тем, как входить в новый дом, туда кота запускают. Если есть нечисть, на кота удавит» (РЗЗ, № 906)

Кто первый зайдет — тот первый там и помрет. А душа его станет домовым. Поэтому часто домового видят в образе кота.

Но вот почему именно их. Я полагал, что дело в рациональном подходе — это самая бросовая живность в крестьянском дворе, чего б ими не пожертвовать? Но, вот вижу пример, кажется проливающий свет на истинные — мифологические — причины ритуала именно с этими животными. Бог именно их сотворил первыми, кота, а потом петуха (Беларуская «народная Бiблiя» ў сучасных запiсах. Уступ. артыкул, уклад. i камент. А.М. Боганева. – Мн., 2010, № 4). Да и в сказках они вместе, если вспомнить...

Поиск

Журнал Родноверие