Ответ придётся вести издалека.
Для начала: по сути, мы не знаем (за редким исключением), как вообще выглядели изображения наших Богов в древности. Но вот так сложилось, что у Сварога современные мастера и художники изображают в руках молот, а у Мокоши – веретено, клубок или прялку. У Перуна – меч, у Марены – серп. Вот только это сейчас, а как было раньше? Неизвестность…
Родноверие – не возврат к прошлому, к лаптям и домоткани, к десятому веку и каменным жерновам, не отказ от благ современности. Это возрождение идеи, пути к Родным Богам. Пути те не обязательно у всех одинаковы, ибо и в древности не было общего канона для всех, единого свода правил, «как надо верить». Следуйте своей дорогой и постарайтесь не осуждать тех, у кого она иная.
Божества – не мужчины и женщины, живущие где-то там, на небе. У них нет всего того, что мы придаём им в изображениях. Они не носят кольчуг и мехов, нет у них молотов и мечей, не пьют они из рогов. Боги – прежде всего могущественные законы и движущие силы мира. То, как мы их представляем, – суть поэтические образы, нужные нам, чтобы понимать своих Богов, воспринимать их суть. Зримые фигуры и их атрибуты помогают нам в этом, ведут за собой ум и духовный взор, как книга или как сказка…
Черты, какими мы наделяем подобные образы, – не исконная традиция, переданная нам по цепи поколений (к сожалению, мы не обладаем этим знанием), а наша собственная попытка приблизиться к пониманию Богов. Это и есть то вечное и значимое в родной вере, что невозможно истребить – никому и никогда. Поиск истин, взыскание правильного. Обликов у Богов множество, имен их – бессчётно. Открываются они всем по-разному – кому какие ближе по сердцу, по духу. Нам близок в том числе и такой образ Матери Мары, Марены. Здесь, в Хоромах, мы понимаем её и в этом обличье…
Так почему же рук столько? Марена – владычица смерти, и одновременно она же – та, кто может от неё защитить, отвести беды и изгнать хвори. То, что она держит в своих руках, – знаки её власти над указанным. Видов погибели много, равно как и способов от беды уберечься. Потому много и рук, чтобы была явно видна вездесущность Марены, её безграничная власть. Каждый из символов подразумевает нечто своё – более того, каждый может понять его иначе, на свой лад. В этом суть знаков – подсказывать пытливому уму.
В нашем понимании атрибуты Богини несут следующий смысл:
- серп – с одной стороны – перерубание нити жизни, с другой – отсечение всего лишнего, к чему относятся болезни, беды, порча;
- череп – смерть, но и оберег, ибо к мёртвой кости не может пристать никакая хворь, ничей худой взгляд;
- змея – опасность, но и отпугивание вредящих сил, а также мудрость;
- факел – очистительный огонь, уничтожающий всякое зло;
- чаша, содержимое которой может быть и ядом, и лекарством;
- веретено – знак влияния Богини на судьбы людей.
Марена, как и любое иное Божество, может защитить от того, чем сама и распоряжается. В этом древняя мудрость, и она должна быть понятна и нам, родноверам XXI века. Изображение Марены со многими руками и символами в них – оберег именно потому, что она представлена здесь во всеоружии. Вещь изображённая – вещь подразумеваемая. А образ в целом – малое подобие Богини, воплощенная толика её могущества. Волшебство построено на этом правиле, ну а мы вкладываем в оберег ещё и работу своих собственных рук. Ведь у Богов нет иных рук, кроме наших…
Рук и знаков у Марены может быть больше или меньше – важно не это. Представляя Богиню в собственном уме либо воплощая её образ для каких-то нужд в том или ином материале, добавьте другие знаки, если посчитаете нужным; уберите те, что, по-вашему, лишние. Или примите то изображение, одно из многих, что мы зовём «Марины руки». Тем и ценно языческое миропонимание, что канона в нём нет и быть не может. В конечном счёте, важно то, что у нас на сердце. То, с чем вы идёте к Богам. А вот каковы они, наши Боги, предстоит представить вам самим. Образы – лишь подсказка…