И как мне раньше не пришло в голову совместить две элементарнейших темы: “народное православие” и мой Отказ от Имен.
Сейчас сами увидите, стоит только убрать из народного культа Имена (причем иностранные), а оставить лишь эпитеты – и мы имеем и традицию, и развитый культ, и сформировавшийся пантеон. Пусть это – и не та же самая народная традиция, которая была в древности, но это – то, во что наша народная традиция трансформировалась к новейшему времени. Не догадки, не гипотезы, – а нечто реальное. В этом – ценность.
Возьмем, простоты ради, ту же Википедию, – и получаем пантеон из 9-12 богов (“бог”, наравне со “святым” – наш аутентичный народный термин, аналогичный осетинскому “дзуару”, означающий отнюдь не только христианского Б-га):
1. Бог Небесный. Ну тут и сказать нечего – Глава.
Правда иногда может разделяться на старика-отца (удалившегося от земных дел) и его (небесного же) сына, который начинает ассоциироваться с Солнцем.
2. Мать, Божья Мать, Роженица (как нейтральное, в отличие от “Рожаницы” или “Богородицы”- слово) – покровительница женщин, женских работ, рожениц, защитница от бед, нечистой силы, напастей и страданий, небесная заступница, отзывчивая, милосердная и участливая. Поэтому к ней нередко обращаются в народных молитвах, заговорах, заклинаниях.
3. Заступник, Помощник, Милостивый (“Угодник” и “Чудотворец” – тоже, в принципе, можно, тем более, что если попытаться упростить старославянизм “Чудотворец”, то получим Кудесника :-)), Ключник – «старший» среди богов, – может сменить на престоле Бога Небесного. Покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром. Владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет», покровительствует ратникам. “Морской бог”. Поразительно схож с Папой Легбой в гаитянском Вуду.
Иногда Ключник может пониматься и как отдельное от Помощника божество – тогда он ассоциируется с понедельником (и, отчасти, с Месяцем).
4. Громовник (дабы упростить, опять же старославянизм Громовержец) – “грозный бог”, повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия.
5. здесь, если уж решил отказаться от Имен, наверное точнее всего будет Весник (словен.), хотя и Храбрый (древнерус. Хоробръ, праслав. * Хorbrъ) – тоже ничего. Зеленый всадник на “зеленом” (сером в яблоках) коне, пастух. Хозяин земли, покровитель скота, “волчий пастух”, открывающий весенние полевые работы. И в целом – покровитель теплой половины года.
6. Скотий бог (Коровий бог) – покровитель домашнего скота, «отмыкающий у коров молоко» в конце зимы и “сшибающий зиме рог”.
7. Пятница – покровительница пятниц, перекрестков (ср. Барона Субботу в вуду) – в честь Пятницы в древние времена на перекрёстках и распутицах дорог ставили особые столбы с её изображением. Целительница недугов.
8. Кузнец – также покровитель скота (а также кур), грамоты и учебы, брачного союза.
Есть еще Братья-Лошадники, Кривой – покровитель 29 февраля (который “на что ни взглянет, всё вянет”) и проч. Но основные – вроде всё.
Никого же не забыл?
На первый взгляд, мы видим перебор “покровителей скота”, но тут нужно понимать, что в традиции за отдельными богами закреплены вполне определенные временные периоды, – и “покровитель скота” в конце зимы – не то же самое, что и “покровитель скота” – в конце лета. То же и растениями – покровитель сеяния (Весник) – не то же самое, что и покровитель жатвы (Громовник). Разные стадии жизненного цикла растений имеют своих покровителей.
Очищение от Имен позволяет нам увидеть Самую Суть родной нашей традиции. Эту Суть можно в византийских одежках изобразить, как на иконах, а можно – в родноверческих. Сугубо дело вкуса, имхо.
ЗЫ: свят, свят, свят!
Для очистки после этого поста обещаю – я наконец-то прочту всего Панченко полностью ;-)