Сказка и миф | No1 2022 (7). Искусство

«Если мы хотим попытаться увидеть мир таким, каким его видели наши предки, если мы хотим погрузиться в то, что называют мифологическим мышлением, трудно представить себе что-то более подходящее, чем Цвет. Цвет – это та категория культуры, которая охватывает собою весь мир. А так как в традиционной культуре признак цвета имеет символическую трактовку, то символическое восприятие цвета становится одним из способов восприятия и познания всего окружающего нас мира.»

k0irg1034wy

«Традиционная цветовая символика еще поддерживает связь с природными реалиями, такими как день и ночь, огонь и вода, весна и осень. Она естественна, проста и интуитивно понятна. Зная цветовую символику традиционной культуры, мы можем оценить тот или иной объект, текст, явление, произведение художественного или декоративно-прикладного искусства с данной точки зрения. Это придает нашему восприятию определенную глубину и дает нам ощущение связи с чем-то большим, чем мы сами – с традицией.»

unfz74 rnyi

«В одном из древнейших описаний радуги (1073 год) читаем:

«в радуге свойства суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное» [Колесов]

То есть фиолетовый воспринимается как часть синего, а его крайнее, «пурпурное», выражение − как оттенок красного, багряный. То же самое и с оранжевым, который изначально рыжий / рудый, то есть «красный». Соответственно, его символика неотделима от символики красного цвета. Также в традиционной картине мира практически отсутствует разделение на синий и голубой цвета (по аналогии с современным английским blue, обозначающим как то, так и другое). Восточнославянское голубой, как можно судить уже из названия, изначально обозначает «серый» (точнее, «сизый», то есть «птичий» серый с голубоватым отливом, что и обусловило в итоге его современное значение). Если обратиться к древним названиям цветов, то мы увидим там невероятное множество конкретных цветообозначений типа вишневый, крапивный, задымчатый. А если обратиться к славянским представлениям о том, из каких цветов состоит радуга, то мы, наоборот, увидим там не более 3−4 цветов.» ….

blxygdpy h4

📚Купить и читать

Статья посвящена этимологическому и семантическому исследованию символизма основных цветов в традиционных славянских культурах. Автор размышляет о связи цветовой семантики с мифологическим мышлением и манифестацией этой связи в ритуалах, обрядах, исторических летописях. Выходя за рамки славянского традиционного языкового наследия, статья обращается к смыслам первичной цветовой триады «белый− красный−черный», реконструируя когнитивные механизмы человеческой психики, опирающиеся на символические образы цвета как на одни из самых архаичных в культурном наследии человечества.

b7jgl1imuye

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие