Славянское язычество как оно есть.
Вчера и сегодня накрыло меня некое озарение, касающееся вопроса о том, как практиковать славянское язычество в текущей ситуации. По крайней мере, как лично мне его практиковать.
Напомню, что в текущих реконструкциях язычества древних славян меня не устраивает то, что это — реконструкции. Основанные на научных теориях и гипотезах, которые часто противоречат друг-другу и постоянно меняются. Прямых же свидетельств источников, касающихся высшей славянской мифологии очень мало. Собственно же мифов о богах почти нет.
Так вот, я пришёл к выводу, что малое количество сохранившихся мифов — это не существенная проблема. У древних греков, к примеру, мифов было полным-полно. Но таких, что наиболее мудрые представители греческого язычества — Пифагор с Платоном, в частности — приходили от этих мифов в ужас. И говорили, что это всё враньё и боги так поступать не могут.
По осени взялся я перечитывать "Старшую Эдду". Впечатление осталось (да простят меня асатру) примерно как у Пифагора с Платоном от мифов Эллады. Противники богов — великаны, о которых постоянно говорится, что они злые, — выглядят на фоне "добрых" богов прямо-таки невинными агнцами.
В общем, хватит о мифах. Куда важнее — образы и функции богов. Здесь я вижу такой выход:
Нужно отбросить науку. Да-да, выбросить нахрен вот это вот всё: гипотезы, теории, изыскания в области этимологии, сравнительную мифологию, высасывание образов богов из образов христианских святых и пальца исследователя и т.п. Наука — это то, благодаря чему мы получаем на выходе не славянское язычество, а представления учёных о славянском язычестве. Оставить следует только прямые свидетельства достоверных источников.
Тогда получится примерно следующее:
1. Из "владимирова пантеона" останутся только Перун с Волосом (причём последний — в качестве только бога плодородия. Его связь с иным миром выводится целиком из этимологии. Связь с музыкой и волшебством — из того, что Боян — "Велесов внук"). О всех остальных Богах мы не знаем ничего или почти ничего.
2. Такие фольклорные и этнографические персонажи как Кощей, Баба-Яга, Ярило, Марена и т.д. нам ничего не дадут для восстановления славянского язычества. По одной простой причине — у них нет культа, а их связь с богами — вполне вероятна, но гипотетична. Ярилу, например, трактуют как самостоятельное божество, как ипостась Перуна, как ипостась Велеса, как Солнце и как Семаргла.
3. Основную массу сведений нам даст этнография — в ней сохранились культы Матери-Земли, Отца-Неба, Огня, Воды, Зари и т.д. Разумеется, перед использованием, нужно будет отбросить христианские элементы в этнографических данных такого рода.
Вот приблизительно такая картина вырисовывается. Получившийся результат многим может показаться бедным и примитивным. Но это будет реальное Славянское Язычество (Родноверие), а не бредни " волхвов" вперемешку с теориями Б.А. Рыбакова (Л.С. Клейна / А.Н. Афанасьева / нужное вписать), которые у нас есть сегодня."