Ранее в СНЯ мы писали о том, что древнерусское языческое Новолетие — это неомения или полнолуние во время таяния снегов: «Мы (говоря «мы», – я сейчас имею в виду некое сообщество, конечно же, с весьма размытыми границами, сложившееся в различных социальных сетях вокруг исследований нашей творческой лаборатории), по всей видимости, уже понимаем, что в реальности наши предки связывали новолетие не с абстрактным «равноденствием», но с некими фенологическими признаками – скорее всего, с началом устойчивого таяния снегов. Ближайшее к этим явным переменам в природе новолуние или полнолуние выступало в качестве «точки отсчета» для нового года.

Такая практика продолжалась в Древней Руси и после принятия христианства, что, собственно и позволило современным ученым (см., например, труды А. Журавеля), сопоставив расчеты лунных фаз тысячелетней давности с летописными датами «новолетия», установить «плавающий» характер нашего древнего Нового Года». [Поздравление с весенним равноденствием. Источник: https://novoyazychestvo.ru/pozdravlenie-s-vesennim-ravnodenstviem.html]

Однако, если мы занимаемся созданием «этнографического» язычества, датой Новолетия мы вполне можем считать зимнее Солнцестояние. Потому что в славянской этнографии мы находим поверья и обряды, явным образом связывающие Святки (многодневный праздник Солнцеворота) с наступлением нового года. Вот несколько примеров:

«Особое значение святочной обрядности определяется верой в то, что все происходящее в этот период оказывает влияние на дальнейший ход событий в рамках наступившего года. (…) Повторяющийся характер имели и приуроченные к трем праздничным датам приметы — о погоде, урожае, приплоде скота, удоях молока, о здоровье и т. п. При этом Рождество соотносилось с весной, Новый год — с летом, а Крещение — с осенью: «Если волки воют вблизи жилья накануне Рождества, то будут нападать на скотину весной, если под Новый год — то будут вредить летом, а если накануне Крещения — осенью» (бел. витеб., Никиф. ППП: 228). (…) Будущее могло прогнозироваться и по погоде всего святочного периода: «Мокрые святки — мало урожая», «Ясные святки — полные амбары» (пол. Силез.)». [СДЭС. Том 4. Стр. 587]

«В канун Н. г. (как и в Рождественский сочельник) происходили разнообразные гадания о судьбе домочадцев на ближайший год, об урожае и погоде, о замужестве и женитьбе молодежи. У болгар в Н. г. устраивались коллективные девичьи гадания (песне на пръстени): девушки оставляли на ночь в сосуде с водой свои кольца (или другие личные вещи), а утром одна из них вынимала наугад по одному кольцу под пение специальных песен, содержание которых прогнозировало судьбу владелице вещи. Подобные «подблюдные» гадания известны и у русских. (…) Гуцулы, пытаясь угадать урожай разных культур, раскладывали на припечке горящие угольки, назначая каждый из них: «Оце бурьишка, оце ячмiнь, оце колопнi, оце цибуля» и т. д.; затем смотрели, которые из углей горят ярко (на те культуры ожидался урожай), а какие гаснут и чернеют (Шух. Г 4:193). Большая часть новогодних гаданий совпадает по способам и приемам с рождественскими (…)». [СДЭС. Том 3. Стр. 418-419]

Особое внимание прошу обратить на соотнесение двенадцати дней Святок с двенадцатью месяцами будущего года:

«Так, подобно периоду от св. Люции до рождества, каждый из двенадцати дней святок (от 25/XII до 6/I) соответствует определенному месяцу года: какая погода в такой-то день, такая будет и в соответствующий ему месяц. У всех западных славян, как и у многих других европейских народов, те же 12 месяцев символизируются 12 дольками разрезанной луковицы. Их посыпают солью, а утром смотрят, какая долька останется влажной, какая сухой». [Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники / Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1973. Глава «Западные славяне». Стр. 215]

Обычай отмечать Новый год первого января очевидно не является исконно славянским (он заимствован у древних римлян через посредство христианства). Быть может, святочные обряды и поверья с новогодней семантикой тоже не являются наследием дохристианской религии славян — они могут быть относительно поздней новацией или заимствованием (с другой стороны, их могли и перенести с весеннего Новолетия). Однако для нас важно не происхождение, а суть. Сравните: «(…) двенадцать дней между Рождеством и эпифанией и сейчас рассматриваются как пророческие для двенадцати месяцев будущего года; по всей Европе крестьяне по «метеорологическим знакам» этих двенадцати дней прикидывают на каждый месяц, какими будут осадки и температура воздуха. (…)

Индийцы ведических времен считали двенадцать дней середины зимы образом и подобием всего года».

[Мирча Элиаде. Очерки сравнительного религиоведения. Источник: 

https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/comporative_bogoslov/eliade

Кроме того, у нас есть этнографические данные, прямо указывающие на то, что в некоторых славянских традициях временем начала нового года считался зимний Солнцеворот: «Не менее любопытны и народные обычаи, связанные с днем 13 декабря — христианским праздником св. Люции. По народным представлениям поляков, чехов и словаков, это начало Нового года. У поляков в старину, да нередко еще и сейчас, эта дата считается переломной. По старому календарю, измененному в конце XVI в., этот день обозначался как самый короткий в году, с него день начинал прибавляться. Поляки считали, что с этого праздника день прибывает «на куриную стопу». В Чехии же говорили, что «св. Люция ночи убавит, а дня не прибавит». [Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники / Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1973. Глава «Западные славяне». Стр. 206] Бросается в глаза явно нецерковный характер этой даты — по официальному календарю, принятому церковью, началом года считалось 1 января.

Интересно, что святочное соотнесение двенадцати дней и двенадцати месяцев будущего года встречается и среди верований, относящихся к этому празднику: «В течение двенадцати дней от св. Люции до рождества (25 декабря) люди примечали погоду. Каждое число соответствовало определенному месяцу в году. По особым приметам в тот или иной день гадали о погоде в соответствующий ему месяц». [Там же. Стр. 207]

В русской традиции аналогичное поверье связано не только со Святками, но и с праздником Спиридона-солнцеворота (25 декабря по новому стилю) — начиная с 26 декабря, «(…) наблюдают за погодой в течение 12 суток, считая, что каждый день покажет погоду одного месяца следующего года: 26 декабря соответствует январю, 27 — февралю, 28 — марту и т. д. до рождества (7 января по новому стилю), которое укажет на погоду в декабре нового года». [Некрылова А. Ф. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989. Стр. 49] Обрядность этого праздника также схожа со святочной — этот факт Д. О. Святский объясняет отставанием церковного (юлианского) календаря от астрономической даты зимнего солнцестояния:

«По мере того как астрономические моменты солнцестояний и равноденствий уходили к началу года, а колядные и купальские дни отставали, празднование их с астрономической точки зрения (как и христианских праздников Рождества Христова и Иоанна Предтечи) в юлианском календаре становилось анахронизмом. (…) Несколько позже, впрочем, возник уже и новый религиозный праздник зимнего солнцеворота, связанный с именем св. Спиридона – 12 декабря ст. ст. Любопытно, что и все колядные обычаи огня передвинулись с даты 25 декабря на 12 декабря. Точно так же как и в святки, на Спиридона стали жечь костры и катать с гор огненные колеса (…) Но если предание связывает зимний солнцеворот с днем Спиридона — 12 декабря, т. е. на трое суток позже современного момента, то, очевидно, можно приблизительно указать эпоху, когда возникла на Руси сама примета. Если отступление солнцестояния совершается на 1 сутки в 128,5 года, то разница в трое суток, очевидно, соответствует 385,5 годам, что указывает на время возникновения приметы около 400 лет тому назад, т. е. в начале XVI в., во времена Василия III (1479-1533), когда солнцестояние приходилось действительно на день памяти Спиридона — 12 декабря». [Святский Д. О. Астрономия Древней Руси. М.: НП ИД «Русская панорама», 2007. Стр. 302-303]

Так в русской традиции праздник св. Спиридона стал, по сути, дублировать Рождество. По-видимому, аналогичным образом у западных славян рассмотренное выше святочное поверье было приурочено к дню св. Люции (ещё до перехода на григорианский календарь).

Получается, что у нас есть две даты славянского языческого Нового года — весенняя (неомения / полнолуние в период таяния снегов) и зимняя (Солнцеворот). Собственно, и СДЭС говорит приблизительно о том же: «Начало года в народной традиции связывается главным образом с весной и пробуждением природы (в России до конца XV в. официальный календарь начинался с 1 марта, а затем до петровских реформ — с 1 сентября). Однако и современное начало года (совпадающее, по-видимому, с дохристианским) имеет природное основание, поскольку после зимнего солнцестояния день увеличивается и год поворачивает на лето; соответствующий мотив широко представлен в народной паремиологии и верованиях (день увеличивается на куриный, петушиный шаг, на прыжок барана и т. п. Ср. рус. «Варвары ночи на куриный шаг урвали»). Практически оба начальных срока (зимний и весенний) в К. н. сохраняют актуальность и прогностическое значение для всего года. См. Весна, Новый год». [СДЭС. Том 2. Стр. 444]

Празднование Нового года в зимний Солнцеворот (хотя это, быть может, и не столь древний обычай, как весеннее Новолетие по лунно-солнечному календарю) имеет ряд преимуществ:

1. Мы можем сохранить и использовать весь «новогодний» пласт святочных верований и обрядов.
2. Мы можем отмечать этот праздник все одновременно, вне зависимости от места проживания, так как Солнцестояние не привязано к фенологии.
3. Наш языческий Новый год (не сама дата Солнцеворота, конечно, а многодневные Святки) попадёт приблизительно на тот же период, что и общепринятые «светские» праздники. Что сделает проще организацию разного рода мероприятий в это время.

Кроме того, если мы выбираем зимний Солнцеворот в качестве даты Нового года, нам совсем не обязательно отказываться при этом от весеннего Новолетия. Ничто не мешает нам отмечать сразу два Новых года. Просто это будут точки отсчёта двух разных циклов: сельскохозяйственного (связанного с Землёй, которая, по верованиям наших предков, спит зимой и просыпается весной) и астрономического (связанного с Солнцем, согласно славянской мифологии, умирающим и рождающимся ежегодно).

Поиск

Журнал Родноверие