Сейчас готовлю большую статью о Волосе/Велесе для первого тома будущего альманаха. Собирая материалы и готовя выписки из старых изданий, порой натыкаюсь на удивительные гипотезы))

Так, например, в книге «Русское язычество» (1875), написанной священником Митрофаном Доримедонтовичем Никифоровским (1842—1910), последователем школы А.Н. Афанасьева, Волос представляется как... ипостась громовника Перуна(!!!), гонящего по небосклону облачные стада:

«Богъ-громовникъ представляется также первоначально и какъ богъ облачитель неба, покрывающiй, т.е., его дождевыми тучами, или, выражаясь метафорически, заволакивающiй его облачнымъ руномъ, выгоняющiй на небесныя пастбища облачныя стада. Въ этомъ смыслѣ ему придавалось названiе Волоса или Велеса (отъ скр. корня vṛ, var, — varṇa — вóлна [Афанасьев I 1865. С. 653, 680‒681]). Впослѣдствiи, при забвенiи кореннаго значенiя этого слова, оно также обособилось и принято было за собственное имя отдѣльнаго божества. По мнѣнiю Квашнина-Самарина, пастыремъ небесныхъ стадъ (=звѣздъ и пр.) представлялся и Мѣсяцъ („двурогiй“), который потому и отожествился въ миѳѣ съ Волосомъ. Въ качествѣ „скотьяго бога“ Волосъ первоначально завѣдывалъ небесными миѳическими стадами, былъ ихъ владыкою и пастыремъ, — потомъ, съ утратою народомъ сознательнаго отношенiя къ своимъ стариннымъ представленiямъ, ему приписано было охраненiе обыкновенныхъ земныхъ стадъ. Въ этомъ послѣднемъ смыслѣ Волосъ упоминается въ лѣтописи, въ житiи св. Владимiра, составленносмъ Iаковомъ Черноризцемъ (XI в.), въ Макарьевскихъ Четьи-минеяхъ и въ Торжественникѣ Румянцевскаго музея (XVI в.), также въ Словѣ о полку Игоревѣ, въ житiи св. Авраамiя ростовскаго, въ „хожденiи по мукамъ пресв. Богородицы“. Имя его сохранилось такжъ и въ географическихъ названiяхъ нѣкоторыхъ мѣстностей, напр. въ псковской губ. Волосово, во владимiрской — Велесово, въ новгородской — Волосова улица.

Какъ богъ-громовникъ, Волосъ отчасти представлялся покровителемъ и земледѣльческаго труда. На это ясно указываетъ существующее въ нѣкоторыхъ мѣстахъ по Волгѣ и др. обыкновенiе — оставлять послѣ жатвы нѣсколько колосьевъ, связанныхъ пучкомъ и завязанныхъ въ узелъ — „Волотку на бородку“, какъ говорятъ въ народѣ. Отъ культа Волосу до нашего времени остался также обрядъ опахиванiя села во время „коровьей смерти“. Въ этомъ обрядѣ видно дѣйственное значенiе Волоса — какъ скотьяго бога и вмѣстѣ съ тѣмъ какъ покровителя земледѣлiя. Ночное шествiе (см. <...> объ отношенiи Волоса къ ночному свѣтилу „мѣсяцу“) открывается образомъ св. Власiя (Власiй=Волосъ), котораго имя постоянно слышится въ пѣсняхъ обряда. Главное дѣйствiе при этомъ есть, „опахиванiе“ села, обведенiе его чародѣйскимъ кругомъ посредствомъ сохи (соха=плугъ, орудiе бога-громовника, которымъ онъ, по древнѣйшему представленiю, бороздитъ облачное небо)» [Никифоровский 1875. С. 31‒32].

[Никифоровскiй М.Д.] Русское язычество. Опытъ популярнаго изложенiя научныхъ свѣденiй о языческой религiи русскихъ славянъ. [Соч.] М. Никифоровскаго. СПб.: Печатано въ типографiи духовнаго журнала «Странникъ», 1875.

1875_Nikiforovskiy_M_D_Russkoe_yazychestvo.pdf

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие