В малотиражной книге известного советского и украинского археолога, доктора исторических наук, профессора Николая Александровича Чмыхова (1953—1994), посвящённой вопросам космологии и зачаткам астрономии у древних славян, находим:

«С терминами род, народ, родина, природа связано имя Рода, с термином свет — Святовида. Для отдельных терминов риты у славян божества неизвестны, а некоторые термины риты находят свое соответствие в культах других индоевропейских народов. <...> Наиболее очевидно близость скифских и древнеславянских представлений о рите отражают:

• этимологическая близость имен божеств, олицетворявших риту, терминам риты: Волос-Велес — с „волость-власть“, Лада — с „лад“, ...Род — с „род“ и т.д. (у славян)... <...>

• божества-пуруши, из тел которых произошли мир, природа, люди, становящиеся при утвердившемся социальном расслоении покровителями знати (прежде всего славянские Волос и Род, иранский Митра), воплощение образа пуруш в каменных изваяниях божеств Скифии и славян...» (цит. по изд.: Чмыхов Н.А. Истоки язычества Руси / Рецензент д-р филос. наук М.В. Попович. Ред. С.А. Васильченко. Киев: Лыбедь, 1990. С. 267, 275–276).

Рита (санскр. ऋत [ṛtá]) — термин на ведийском санскрите, в буквальном переводе означающий «естественный порядок вещей», родственен авестийскому aša. Антонимом слова рита является анрита. Изложенное в «Ведах» понятие риты явилось философской основой для концепции дхармы в индуизме.

Идеи Н.А. Чмыхова касательно общеиндоевропейского Вселенского Закона, на котором зиждется Мироздание, в относительно недавнем прошлом развивал М.Л. Серяков в ряде своих публикаций, в том числе: Серяков М.Л. «Голубиная книга» — священное сказание русского народа. М.: Алетейа, 2002 (особенно в части III: «Вселенский закон»).

T3wtdpgIiSw

Поиск

Журнал Родноверие