Вчера поговорили о предполагаемой богине Зеване (Дзеване, Деване), сегодня остановлюсь подробнее на её «муже» Святоборе.


Иллюстрация Виктора Королькова

Была ли у славян богиня Зевана (она же Девана, она же Дзевана)? Заметки Моргора14 мая

Наделили Зевану супругом от щедрот своих авторы-составители книги «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева.

С чего началось моё увлечение славянской мифологией

Боги, которых не было, или Книга, с которой у меня связаны тёплые воспоминания, – что с ней не так

Грушко-Медведев ведают даже целую легенду (или сказание, или предание) о Святоборе (шучу, сами выдумали), называется она «"Я похлещу тебя вершинами берез!"», цитирую:

Однажды молодой охотник шёл домой лесом и от избытка сил сшибал прутом листья с деревьев и головки цветов. Шёл он знакомой тропою, однако она как-то незаметно пропала из-под ног, и, к своему изумлению, охотник обнаружил, что заблудился. А ведь эти места были ему знакомы с детства! Вдобавок небо стало хмуриться, вершины высоченных деревьев угрожающе клонились к человеку... Он порядком испугался и, завидев в чащобе огонёк жилья, радостно бросился к нему.Что такое? Шалаш не шалаш, изба не изба... Слажено жилище из звериных шкур. Парень уже собирался податься прочь подобру-поздорову, как вдруг шкура, которая загораживала вход, откинулась, и перед ним появился суровый, могучий старец. Он также был облачён в звериные шкуры, оброс, словно мхом, длинной бородой, а глаза его горели в темноте, как уголья.– А, вот ты и попался мне, нечестивец! – зарычал старик. – Зачем бил меня по глазам своим прутом? Теперь я похлещу тебя вершинами берёз, негодник. Ужо попомнишь Святобора!Скрутив парня, он задал ему такую трёпку, что тот не чаял живым добраться домой и две недели потом отлёживался на сеновале. С тех пор он держал руки на привязи, когда шёл лесной тропою!

О самом Святоборе авторы-составители сообщают следующее:

Святобор один из верховных лесных владык в славянской мифологии. Это бог лесов, покровитель охоты. Наши предки верили, что он предопределяет жизнь, судьбу, поведение всех обитателей лесных чащоб, обеспечивает дивное согласие в природе. Иногда он любит подшутить над человеком, если разозлится, и мучает, сбивает его с пути, пуская по лесу эхо. Лешие его слуги. Лешие есть в каждом лесу, а Святобор один над всеми необозримыми славянскими лесами хозяин! Ростом он выше самой высокой сосны, статью могутнее самого кряжистого дуба, волосы его длиннее берёзовых кос, борода гуще мха, носит он зелёный плащ из хвои да зелёную шапку. Однако в древности его обычно изображали в виде медведя с секирой.Святобор олицетворение вечно живой природы. Все свои владения враз он может обозреть и днём и ночью, поэтому не светляки мелькают в ночной тьме то светятся огненные очи Святобора.Горе охотнику, посягнувшему на олениху с детёнышем: рано или поздно Святобор ему отомстит. Горе рыбаку, который ловит стерлядь в пору нереста: рано или поздно его ждёт грозная расплата.Убеждение, что природе нельзя наносить по глупости или жадности невосполнимый урон, возникло ещё в глубочайшей древности. В заповедных лесах, святых борах охота и вырубка деревьев запрещались под страхом смерти. В древности были целые рощи и леса, которые посвящались именно Святобору. Там под страхом смертной казни запрещено было даже ветки с деревьев ломать, не то что заготавливать лес. Потом имя это забылось, но ещё и при Петре Великом, например, власти жестоко расправлялись с порубщиками сосен в поймах рек.Жена Святобора Зевана, славянская богиня охоты. Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы. Охотники старались умилостивить её и испросить удачу в промысле.Помощники Святобора, кроме леших, также мелкие божки по имени Туросик, Стукач, Свида и Пахма существа довольно опасные и коварные. Скажем, зловредный Туросик принимал вида тура или оленя с золотыми рогами и заводил охотника, погнавшегося за ним, в болото. Точно так же заманивал в болото людей и Стукач, изображая стук топора дровосека. Заблудившиеся люди радостно бежали на этот стук и гибли.

Персонажа по имени Туросик мы и впрямь можем найти в славянском фольклоре (скорее – западнославянском).

А вот самого Святобора кроме как в творении Грушко-Медведева и интернетных копирок – шиш где выявишь. Даже некий В. Артёмов, слизавший изрядную часть «Русских легенд и преданий» и пересказавший их под своей фамилией и обложкой, Святобором побрезговал.

К слову, особенно умиляет попытка пришить белыми нитками Святобора к образу медведя с секирой (думаю, не нужно пересказывать известную легенду и поминать герб Ярославля?).

Святобор – это даже не кабинетная мифология.

Кабинетная мифология: что это такое, как работало и что из этого вышло

Само имя, очевидно, образовано от слов святой и бор (народное название соснового леса), по аналогии с богатырём Святогором (отличие в одну букву!). Впрочем, и личное имя такое было, древнепольское.

А содержанием создаваемого «божества» послужили представления о духе-властителе локуса, лешем и поверье о том, что среди леших есть свои старшие.

Или о боровом, раз уж Святобор.

Боровой, боровики и боровухи

Взяли и придумали божественного покровителя лесам (наверное, как-то оно бесхозяйственно показалось Грушко-Медведеву), заодно Зевану муженьком «осчастливили» (а то что это она «в девках ходит»!).

Зачем и почему?

А шут его знает...

Чтобы книжку контентом наполнить, наверное.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие