Волею Судьбы мне выпало в прошлом году достаточно активно заниматься исследованием родноверческого календаря, поскольку меня попросили вести соответствующую страницу в газете "Сота свободы". Ведя эту страницу я пыталась подавать информацию максимально объективно, прорабатывая календари разных родноверческих течений и разных авторов. Этого же года пришлось продолжить свои исследования в этом направлении, поскольку на очередной конференции объединения родноверческих общин, которое в этом году получило название "Собор украинских обычных общин" я был избран сопредседателем комиссии Собора по вопросам календаря.

Этой публикацией в прессе я преследую две цели: первое – подчеркнуть основных неувязках, которые существуют в календарях разных родноверческих течений, и второе – призвать научную общественность и всех неравнодушных читателей газеты "Сота свободы" к плодотворному и беспристрастного обсуждения поставленных задач.

Предвижу недовольство со стороны некоторых руководителей родноверческих конфессий, которые уже определились с календарем и ничего менять в нем не намерены. Но по моему мнению все же желательно прийти к какому-то общему максимально обоснованному календарю, поскольку чем больше людей празднует один и тот же праздник в то же время, тем энергетика этого праздника больше. Не пристаю на утверждение Богумира Николаева (Родовое огнище родной православной веры), что обряд им дано свыше, а потому не смотря ни на какие научные диспуты или доведения менять в нем ничего они не собираются. Эта мысль прозвучала в статье Богумира Николаева, размещенной на Интернет-сайте alatyr.org.ua на замечание относительно обрядового сожжения хлеба. Поэтому предвижу подобную реакцию на обсуждение вопросов, касающихся календаря.

7

Кем дано сверху? Наша давняя предковская вера тем и отличается от навязанной нам христианской веры или от других глобальных религий, что наши ведуны-волхвы при разработке обрядов опирались на достоверные знания-веды, а не слепо склонялись к той мысли, которая получила наибольшее распространение пропагандируется наиболее авторитетным человеком (в худшем случае наиболее денежной). Василий Михайлович Рыжий в книге "Роде наш красний" опираясь на глубокую мудрость наших предков написал: "Без веры нельзя любить, не убедившись нельзя верить, а чтобы убедиться, нужны полные и глубокие знания".

Поэтому возвращаюсь к первому вопросу: какие несогласованности существуют в календарях разных родноверческих направлений? Мелких рассогласований очень много и не считаю необходимым сейчас на всех останавливаться. Но все они сводятся к двум основным:

  1. Необходимо определиться, как праздновать наш главный праздник Пасху – или только по солнечному, или по солнечно-лунному календарю. Галина Сергеевна Лозко – Председатель Объединения Родноверов Украины в начале своей деятельности в определении даты этого праздника опиралась на два астрономических события: весеннее равноденствие и полнолуние. Пасха праздновалась в первое воскресенье, шедшее после них, что в принципе совпадает с датой, которую определяет католическая церковь (см. Также Климишин И. А. "календарь и хронология"). И новая информация о том, что убийство Иисуса Христа иудеями происходило ритуально и именно на полнолуние, изменила мнение Галины Сергеевны, и сейчас Пасха в ее общинах празднуют в воскресенье после весеннего равноденствия. Именно в воскресенье, причем по этому празднику день недели принципиален, потому что учитывает его энергетику. По тому же принципу определяется дата Пасхи и в других родноверческих конфессиях, то есть в ближайшее воскресенье после весеннего равноденствия, кроме РУН-веры, где учителем Львом Силенко было выбрано стойку дату 14 апреля, из практических соображений также каждый раз переносится на ближайшее воскресенье.
  2. Итак имеем четыре разных подхода при определении даты празднования Пасхи (четвертый – православной христианской церкви, см. И. А. Климишин).
  3. Еще один спорный вопрос-определение даты Новолетия: первый вариант – тот, что есть сейчас, первого января, второй вариант – на молодой месяц перед весенним равноденствием (вариант Галины Лозко) и третий вариант-именно весеннее равноденствие. Последний вариант пришел на ум, когда услышала о праздновании нового года в Узбекистане собственно на весеннее равноденствие. То, что возможны такие аналогии, делаю вывод на основе того, что празднуется оно подобно как и наш новый год с такими же обрядами.
  4. Что касается вопроса определения даты Пасхи то, не претендуя на истину в последней инстанции, хочу поделиться своими соображениями на этот счет. Проще всего было бы пристать к преобладающей в настоящее время тенденции по празднованию Пасхи на весеннее равноденствие, но не всегда то, что проще является одновременно правильным. Считаю, что для того, чтобы верно решить этот вопрос, необходимо рассмотреть его с разных сторон, в частности с точки зрения максимальной гармонизации жизни общества. Ведь именно такая цель стояла когда — то перед нашими волхвами. Хочу надеяться, что собственно такое задание поставил перед собой и каждый беспристрастный руководитель родноверческого движения в Украине. Причем, гармонизация как производственной деятельности (в древности это было в основном сельскохозяйственное производство), так и жизни самого человека с целью максимального сохранения его здоровья до глубокой старости.

По этому поводу заслуживают внимания исследования этнолога, кандидата исторических наук, заведующего кафедрой общенаучных и гуманитарных дисциплин Московского института экономики Творун Светланы Алексеевны. В своей книге "Практическая этнология для деловых людей" она разделяет праздники на календарные праздники с постоянной датой и переходные календарные праздники. Относительно переходных праздников то исследовательница отмечает следующее:

"Переходный народный календарь связан с изменением фаз луны и охватывает 16 недель – период, когда крестьяне сеяли, сажали, пересаживали растения, или готовились к севу – проращивали семена, сеяли парники. Наши предки давно заметили влияние Луны на погоду и рост растений. Именно в период сева они тщательно следили не только за температурным режимом, но и с фазами луны. Вполне вероятно, что счет времени в этот наиболее ответственный для земледельцев период шел не месяцами а неделями. Каждую неделю имел свое название и свои традиционные инструкции относительно сельскохозяйственных работ.

На сегодняшний день нам удалось установить одиннадцать из шестнадцати народных названий недель: прощен (колодка), жилистый, середопісний, похвальный, вербный, белый, пасхальный, ведущий, переплавний, зеленый, задушний."

А далее в книге приведена схема, на которой указаны три основные переходные праздники: Колодия (Масленица), Пасха и Зеленая воскресенье, равноудаленные друг от друга ровно на семь недель, и соответствующие названия недель, которые им предшествуют или следуют за ними.

Кроме того автор приводит думаю еще довольно не полный перечень народных примет, связанных с посадкой растений:

"На вербном недели не советовали сажать свеклу, чтобы не были чесоточными, как ива, на ведущем не рекомендовали сажать овощи, говорят, что плохо будет сходить. Удачным для посева и посадки считался белый неделю – посеянная в Чистый четверг пшеница будет чистой, посаженные на этой неделе тыквы должны быть желтыми и сладкими, а посеянные на зеленой неделе огурцы долго будут зелеными.

Такие рекомендации по севу или посадке огородных культур в определенные недели или переходные праздники, на первый взгляд, могут показаться надуманными, не стоящими внимания. Ведь эти даты не в числе, и амплитуда их колебания в разные годы достигает целого месяца, однако, каждый такой праздник каждый год совпадает с определенной фазой Луны. И если предположить, что эти фазы имеют существенное влияние на рост растений, детальное исследование такого календаря совместно с работниками сельского хозяйства может дать практические результаты."

Я в свою очередь, хотела бы увидеть исследование календаря со стороны специалистов-медиков, ведь не секрет, что фазы Луны также имеют большое влияние и на самочувствие самого человека. Поэтому смею сделать такое предположение, что введение определенных обрядов, правил поведения и питания нашими далекими ведунами-пращурами не могло не учитывать и этой как бы на первый взгляд "незначительной детали".

Поэтому еще раз повторю свое мнение-просьбу, с которой начала свою статью: прошу откликнуться людей соответствующих профессий, которые бы могли провести более основательные исследования в данном направлении. И только после таких разносторонних исследований мы сможем прийти к единственно правильному календарю, жизнь по которому позволит быть нам здоровыми и успешными.

Поиск

Журнал Родноверие