Женский головной убор «Рога» поступил в Пензенский краеведческий музей в 1925 году от жительницы русского села Ушинка Керенского уезда (ныне Земетчинский район Пензенской области).

В 1920-е годы такие головные уборы в селе уже не носили. «Рога представляют собой головное украшение» — так начинается описание убора в старой книге поступлений. Действительно, очень нарядно и заметно (хотя и непривычно для нас) выглядит женщина в таком наряде – тяжелая распашная понёва, богато украшенный запон или более короткий «нагрудник» — и головной убор с рогами длиной 22 сантиметра, с широким золотным очельем, на спину спускаются длинные лопасти, отделанные лентами, блестящей тесьмой и тончайшей художественной вышивкой.


Женский головной убор «Рога». Пензенская губ., Керенский у., с. Ушинка. Вторая пол. XIXв. Фото А.Ю. Нугаева.

За необычные наряды и говор жителей Ушинки, как и некоторых других пензенских сел, называли «мещерой». В позапрошлом веке мещеру именовали не этнографической группой русских (жителей Мещерского края и их потомков – переселенцев из рязанских земель в соседние регионы), а официально записывали в «инородцы», считая этих людей «соплеменниками мордвы» (то есть финно – уграми), которые лишь обрусели, но русскими не являются. Именно быт и костюмы «инородцев» Пензенской губернии, мордвы и «мещеры», в первую очередь изучались сотрудниками Пензенского краеведческого музея в 1920-е годы; благодаря экспедициям тех лет сохранились редчайшие старинные образцы народной одежды, привезенные прямо из сел, где они бытовали.

В те же годы в музей поступили женские рогатые головные уборы из села Большая Ижмора; их конструкция немного другая, но вышитые вставки на лопастях, называемые «картами», очень похожи по исполнению на такие же детали «рогов» из Ушинки. Тонкими и яркими шерстяными нитками, двусторонней вышивкой косым крестом вышиты традиционные геометрические орнаменты.


«Карта» — фрагмент головного убора «Венец». Пензенская губ., Керенский у., с. Большая Ижмора. Вторая пол. XIX в. Пензенский краеведческий музей.

Очень похожий на ушинские «рога» головной убор из коллекции Государственного Исторического музея опубликован недавно в книге «Русские головные уборы XVII – начала ХХ века в собрании Исторического музея». Он описан как «Сорока рогатая. Тамбовская губерния, вторая половина XIX в.»


Иллюстрации из книги: Иванова Т.Т. Русские головные уборы XVII – начала ХХ века в собрании Исторического музея. М., 2021 г.

Головной убор поступил в ГИМ в 1922 году из коллекции И.В. Цуриковой – Горяиновой. И.В. Цурикова, урожденная Горяинова, была дочерью тамбовских помещиков В.М. Горяинова и А.А. Горяиновой, урожденной Голицыной. Им принадлежало имение в селе Вельможино Кирсановского уезда Тамбовской губернии; там был большой помещичий дом, также Горяиновы открыли в селе школу. После революции 1917 года муж И.В Цуриковой-Горяиновой, служивший в армии, эмигрировал во Францию, а Ирина Владимировна с маленьким сыном скорее всего жила в имении своей матери. Во время борьбы с Антоновским крестьянским восстанием женщины были арестованы, мать Ирины Владимировны умерла в тюрьме в 1921 году, а саму ее отпустили, сняв обвинение. Имение было конфисковано, очевидно тогда и были переданы в Государственный Исторический музей головные уборы из коллекции, собранной И.В Цуриковой — Горяиновой или, возможно, ее матерью.

Возможно, в обстановке гражданской войны предметы из этой коллекции, если даже и были когда-то правильно описаны владельцами, поступили в московский музей просто как происходящие из Тамбовской губернии (по месту жительства владелицы). Очень большое сходство с пензенским головным убором из Ушинки говорит о том, что он мог быть куплен для коллекции у продавцов антиквариата. Существовала мода на коллекционирование предметов русской старины, поэтому старинные головные уборы (кокошники, сороки) скупали у крестьян для перепродажи коллекционерам.

Есть и небольшие различия: хранящийся в ГИМ головной убор больше по размерам, также у него, по описанию, «рога кички (формы) из простеганного холста», а у пензенского головного убора рога из дерева. Шелковая бахрома свисает с рогов ушинского головного убора, а на хранящемся в ГИМ она нашита у висков. Но ткани, ленты, тесьма, кружево и, главное, вышитые вставки сходны.


Женский головной убор «Рога». Пензенская губ., Керенский у., с. Ушинка. Внутренняя холщевая лопасть, находящаяся под верхними, сшитыми из фабричных тканей.

Изготавливали ли эти уборы в самом селе Ушинка, где они бытовали? Полной уверенности в этом нет. В книге М.С .Полубоярова «Весь Пензенский край» сообщается, что в селе Черкасское Керенского уезда (недалеко от Ушинки , Большой Ижморы и других «мещерских» сел) в конце 19 века существовал промысел – «изготовляли женские головные уборы в виде кокошника «с рогами»». При этом само Черкасское не относится к «мещерским» селам, где могли носить рогатые уборы, его жители – потомки переселенцев из Симбирского уезда. Неизвестно, какие именно уборы изготавливали в Черкасском; вышивали ли там золотные очелья и двусторонние «карты» с орнаментом (которые встречаются на головных уборах из разных сёл), или изготавливали сами рога, что тоже требует специальных навыков. Но если был промысел, то была и торговля – значит, можно предположить, что пензенские «рога» могли оказаться и в соседней Тамбовской губернии.

Иногда пишут, что рога пензенских рогатых головных уборов делали непременно из молодого дуба. Это утверждение пошло из книги 1867 года издания «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Пензенская губерния. Часть II», где есть глава «О мещеряках». В ней кратко описаны одежда и обычаи «составлявших особое племя» мещеряков, без указания конкретных сёл, в которых проводили исследования. Именно там сказано, как к венцу наряжают девушку: «На голову прикрепляют шнуром вшитые в холст, и загнутые из молодого дуба рога, обтянутые кумачем и обвешанные красными, крученаго шелку, кистями; на лбу прикрепляют золотой венец, который с затылка связывают широкими лентами, по ихнему «лопсами», весь же этот головной убор называется у них «сорокой»». Скорее всего то, что рога прикрепляли на голову отдельно от очелья с лопастями, показалось автору ошибочо (так они не будут нормально держаться). Утверждение про дубовую древесину не подтвердилось при реставрации рогатого головного убора из Большой Ижморы – рога оказались сделаны из согнутой в дугу ивовой палки; исследование древесины ушинских рогов не проводилось.

Для желающих изготовить такой головной убор приводим схему с размерами.

Литература

Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Пензенская губерния. Часть II. СПб, 1867 г.

Полубояров М.С. Весь Пензенский край

Иванова Т.Т. Русские головные уборы XVII – начала ХХ века в собрании Исторического музея. М., 2021 г.

Ссылка

информация об И.В Цуриковой – Горяиновой и ее семье.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие