Как мы указывали в предыдущей статье, костюмный комплекс является важным объектом материальной и духовной культуры. Одежда содержит информацию о возрасте и социальном положении владельца, этнической и половой принадлежности, жизненном укладе и территории проживания, а также обычаях и религиозных представлениях.

Костюм воплощает целостную модель эпохи и отражает традиционную картину мира. В данном контексте особого внимания заслуживает костюмный комплекс аланской женщины-матери, – пример статичного предмета традиционно-бытового назначения и развития этнокультурных традиций.

Представление о внешнем виде раннесредневекового населения Северного Кавказа позволяют составить письменные свидетельства византийских авторов, арабских историков и путешественников, а также данные нартского эпоса. Однако, основным источником, и для женского костюма, служат результаты археологических находок. Имеющиеся материалы позволяют определить состав костюмного комплекса аланской женщины-матери периода Хазарского каганата (IX в.): платье, штаны, чулки, шуба, палерина, палантин, головной убор, обувь, серьги, кольца, браслеты, фибула, бусы.

Для основной массы населения Северного Кавказа в раннем средневековье лён был главным сырьём, в связи с чем, весь костюмный комплексы создавался именно из этого материала. Характерным и основополагающим элементом женского костюмного комплекса является льняное туникообразное платье: широкое и длинное, согнутое по линии плеч, с воротником-стойкой и нагрудным карманом. Исследователи отмечают, что крой нательного платья был универсальным для представительниц женского пола разного возраста и статуса, однако, по замечаниям А.А. Иерусалимской, встречаются нехарактерные в массовом употреблении съёмные карманы-нагрудники на завязках, предположительно в качестве детали образа кормящей женщины.

Полотняные штаны и чулки аналогичны для мужчин и женщин, варьируется лишь система фиксации: женские крепятся матерчатыми завязками к поясу-шнурку. Также в костюмном комплексе представлены низкие чувяки, сшитые из целого куска кожи, со швом по подметке, – что является существенным признаком и отражение определённых традиций, характерных для данного этноса. В отделке присутствует полихромный византийский шёлк.

Костюмный комплекс демонстрирует этапы жизненного цикла, который проходит каждая аланская девочка, девушка и женщина. Так, последовательной смене подлежат головные уборы и изменение длины нагрудного разреза платья. Девичий головной убор указывал на биологический возраст и потенциальную возможность к деторождению, с последующим приобретением социально-значимого статуса.

Головной убор женщины-матери полностью скрывал волосы и состоял из нескольких обязательных элементов: налобная диадема, шапочка с накосником, шарф и верхняя диадема. Налобная диадема представляла собой полосу ткани с завязками, выступала в качестве украшения и изготавливалась из холста, шерсти или шёлка; в данном случае, выполнен целиком из синего монохромного шёлка с ромбиком. Шапка с накосником – специфический овальный головной убор, переходящий сзади в небольшой мешок для волос; кроился таким образом, чтобы оставлять открытым лоб и демонстрировать налобную диадему, основание косы дополнительно перевязывалось. Выполнена из холста и декорирована полихромным византийским шёлком. Длинный шарф до 2,5 метров и шириной от 33 до 48 см повязывался сверху шапки, окутывая её и закрепляясь на затылке узлом. Верхняя диадема – полоса ткани с завязками, сшивалась так, чтобы быть максимально широкой в центре. Основным материалом послужила монохромная китайская камка.

В комплекте представлена палерина – близкая по размерам к головному платку, имеет форму полукруга, употреблялась в качестве наплечной одежды, характерной для многих народов. Версия создана по находкам из Мощевой Балки, погребения № 8. Также, помимо палерины, в комплексе женской одежды представлен шарф-палантин – шириной 50 см, из тонкого льняного полотна, который окутывал голову и плечи аланской женщины.

vvm7qm1pw1q

Аланская женская шуба – нераспашная женская одежда на меху; широкая с длинными рукавами и утепленной основой. Передняя часть, рукава, полоса по плечам и подолу на спине перекрыты шёлковой тканью с крупными медальонами на фиолетовом фоне. Боковые разрезы декорированы шёлком с медальонами на красном фоне, на спине расположена льняная ткань. В передней части шов, разделяющий стан на верхнюю часть и юбку, расширяющуюся к подолу за счёт системы клиньев. В передней части от ворота по центру вниз проходит клиновидный разрез, в верхней части которого небольшой кожаный шнурок с узлом на конце. В качестве основы – беличий мех. Данная модель соответствует экспонату из фонда Марджани. Источником служат записки путешественника Ибн Фадлана – «Волжский путь от Багдада до Булгара».

Уникальная особенность аланской одежды – широчайшее использование привозных тканей. Так, показателем высокого положения женщины в аланском обществе было наличие большого количетва шёлка в отделке одежды, обуви, амулетных мешочков и всевозможных футляров. В данном костюмном комплексе используется, в основном, византийский шёлк. В частности, платье декорировано в области кармана-нагрудника и ворота, а также обрамлены узкие обшлага и нашивной ромбик с петелькой полихромным византийским шёлком «с фазанами». По мнению А.А. Иерусалимской, данная цветовая гамма и техника исполнения является подражанием Сасанидскому кругу и характерно для Византии начала IX в. Также используются фрагменты красного шёлка соответствующего, по технологии, территории Ближнего Востока; подобные фрагменты найдены в могильниках Подорванной Балки.

dxps7ilel 0

Особого внимания заслуживают украшения-амулеты, которые являются неотъемлемой частью инвентаря женских погребений. В контексте истории костюма, украшения, амулеты и талисманы – являются свидетельством единства материального и духовного формирования Северо-Кавказского культурно-исторического ландшафта. В костюмном комплексе аланской женщины представлены: женский перстень с круглым гнездом, в котором находятся вставки из стеклянной пасты синего цвета, – как отмечает А.А. Иерусалимская, подобные женские колечки известны в аланских могильниках и встречаются в памятниках салтовского круга; серьги кушнаревской культуры, что является заимствованием у соседних регионов; важным элементом являются бусы – собирательный образ салтово-маяцкой культуры, в частности по находкам Дмитриевского комплекса, в основе представлены стеклянные орнаментированные бусы, ракушки каури, аланские солярные амулеты; в качестве металлических украшений представлены браслеты и фибула, соответствующие находкам Дмитриевского могильника.

Исследователи отмечают, что на данном этапе аланский народ был языческим и поклонялся силам природы. В связи с чем, использовались мелкие кости, зубы и изображения животных в качестве амулетов и талисманов. Специфическими женскими атрибутами, связанными с растительной магией, были плоды лесного ореха. Амулеты могли создавать и из стекла, о чём свидетельствуют имитации зубов оленя, обнаруженные в Подорванной Балке. Влияние тотемных представлений было великого и даже после проникновения на Северный Кавказ христианства. Арабский автор Ибн Руста отмечал, что «аланский царь – христианин в сердце, но весь народ его царства – язычники, поклоняющиеся идолам».

В следующем материале будет рассказано о костюме аланского мужчины.

Автор: Анастасия Зигангирова из КИРиФ «Русь» (г.Курчатов)

Поиск

Журнал Родноверие