Автор фото: Виталий ГАРКУША
Наряд с высоким головным убором, яркой юбкой-понёвой, расшитой рубахой и шейными украшениями — отличительная черта фольклорного образа жительницы Воронежской губернии. Сегодня уникальное собрание старинных костюмов хранится в Музее народной культуры и этнографии ВГУ. Корреспонденты TV Губернии побывали там, чтобы узнать, какие послания зашифрованы в деталях традиционной одежды.
Масштабная коллекция
Музей народной культуры и этнографии ВГУ создали преподаватели и студенты филологического факультета. В 2007 году в двух аудиториях разместили предметы быта, которые ребята привозили из сёл, посещённых во время фольклорной и диалектологической практик. Начиная с середины 60-х годов, из глубинки на филфак попадали прялки и ткацкие станки, ступы, рушники и даже детские люльки. Главной же ценностью стали предметы традиционного народного костюма.
На сегодняшний день у нас хранится 40 комплектов, — рассказала директор музея и руководитель фольклорной практики студентов филфака ВГУ Елена Грибоедова. — Все они либо приобретены у владельцев, либо переданы ими в дар университету.
По словам нашей собеседницы, ещё до середины 60-х годов прошлого столетия в сёлах были рукодельницы, которые владели технологиями изготовления традиционной одежды. Примерно до начала 80-х годов женщины периодически облачались в неё на праздники, позднее — сложили наряды в сундуки, которые перешли по наследству детям. Поэтому активно процесс пополнения коллекции пошёл в 90-х, когда народный костюм окончательно вышел из обихода и перекочевал в залы краеведческих музеев.
Богато украшенный женский костюм — праздничная одежда и часть приданого невесты, — объяснила Елена Грибоедова. — Все наряды ткались, шились и вышивались вручную. Комплекты для будущей невесты начинали собирать, когда девочке едва исполнялось 10 лет. Чем зажиточнее семья, тем больше нарядов готовилось. В среднем не менее четырёх – по количеству годовых праздников: Рождество, Пасха, Троица и престольный праздник в память о святом покровителе, в честь которого названа сельская церковь.
Сила цвета и орнамента
Как выглядел традиционный наряд жительницы нашего региона? По словам специалистов, ответить на этот вопрос нелегко. Воронежская область относится к числу территорий, куда перебирались на жительство люди из самых разных мест. Представители Подмосковья, Повольжья, западно-русских, мордовских и южных украинских земель — каждый вносил свою лепту в разнообразие народного костюма. Даже наряды жительниц соседних деревень могли быть совсем непохожими. При этом учёными-этнографами был выделен единственный уникальный наряд, который не встречался больше нигде, — костюм Белгородского пограничья, к которому относились современный Острогожский район и Алексеевский район Белгородской области (его территория до 1954 года входила в состав нашей области).
Частью этого костюма была юбка-понёва, которую шили из четырёх полотнищ домотканой шерстяной ткани, — рассказала директор музея. — Переднее полотнище было спрятано под фартуком, и эту часть понёвы часто делали из ткани подешевле. Всю юбку покрывала ручная вышивка гладью.
Большое значение придавалось символике цвета и орнамента. Вышитый на рукавах рубахи, а также по подолу юбки узор включал символы солнца, земли и плодородия. Таким образом хозяйка наряда просила у высших сил здоровое потомство. Языческую символику можно обнаружить и на рукавах рубахи. Её украшали ромбами — символами солнца — и волнистыми линиями — символами воды.
Вышивая свадебную рубашку, девушка зашифровывала самой себе благопожелание на будущую семейную жизнь. Обязательной частью комплекта считался пояс или кушак. Шею воронежской невесты украшали бусы или грибатки с символикой солнца. Оригинальным головным убором была сорока — её женщина надевала на праздники вплоть до рождения второго ребёнка. После этого события она покрывала голову только платком.
Чем старше становилась женщина, тем скромнее выглядел её наряд, — акцентировала внимание Елена Грибоедова. — Меньше ярких красок, проще вышивка. Совсем пожилым полагалась белая горюшная рубаха (её надевали на горе, в моменты, когда смерть была рядом). Очень простой наряд с высоким воротом как бы показывал отречение от всех земных радостей. Любопытно, что такую же горюшную рубаху было принято надевать перед свадьбой, когда девушка уходила из своей семьи в семью мужа. В этот переходный момент в ней как бы умирала прежняя незамужняя девушка, вместо которой на свет должна была появиться женщина-жена.
На протяжении жизни совершалось несколько подобных переходов: девочка становилась девушкой, незамужняя девушка — женой, нерожавшая женщина — матерью и так далее. Все эти события находили символическое отражение в одежде.
200 тысяч рублей за народный костюм
В этом году студенты филфака ВГУ привезли с очередной практики ещё два выполненных вручную костюма. Чем меньше исторических нарядов в сундуках, тем выше их стоимость. Сегодня она может достигать 150-200 тыс. рублей. Такие наряды охотно приобретают музеи, фольклорные коллективы, частные коллекционеры.
А может ли возродиться мода на традиционный костюм у обычных россиян? По мнению директора музея, такие тенденции наблюдаются. Пусть не весь исторический наряд, но его детали время от времени становятся популярными. Та же вышитая рубаха периодически входит в моду и в комплекте с джинсами смотрится очень органично.
Вещи из народного костюма высоко ценились во все времена, — отметила Елена Грибоедова. — Даже в период Великой Отечественной войны деревенские женщины закапывали сундуки с нарядами в огородах, чтоб они не достались врагу. Когда меня спрашивают, зачем сегодня надо изучать народный костюм, я поясняю, что цель та же, как при изучении истории. Это способ прикоснуться к источнику вдохновения, напитаться любовью к Родине. Её не почерпнёшь из интернета. Она рождается как раз из таких поездок в глубинку, живого общения с людьми и знакомства с их традициями.