Фото из архива Натальи Ермолиной

Национальный костюм – это уникальный культурный код народа. Это не просто одежда, а важная составляющая, рассказывающая об истории, культуре, традициях и укладе местных жителей. По старинному костюму можно понять возраст, этническую принадлежность человека, социальный статус и многое другое.

Внимание к деталям

Реконструкция народного костюма требует определённых знаний в истории и этнографии. В этом деле очень важно уделить внимание деталям. Загадочные и затейливые знаки-символы на вышитых орнаментах народных костюмов, передающие ценность и смысл этнической культуры, в своё время заворожили Наталью ЕРМОЛИНУ. Она – швейных дел мастерица, сотрудничает с творческими коллективами, разрабатывает и шьёт для них сценические костюмы. Десять лет назад потомственная казачка увлеклась татарской культурой и языком.


Наталья Ермолина

Меня привлёк татарский орнамент. Я обратила внимание, что он такой витиеватый и в нём нет углов, то есть он гибкий. Значит, носители этого символа тоже гибкие. Видимо, тогда мне самой в жизни не хватало гибкости и компромиссности, и я пришла к этому через татарский язык, культуру, национальный костюм. Когда моя дочь уехала учиться в Казань, долгое время не могла привыкнуть к татарскому менталитету. Потом поняла, что окружение сделало её лучше, она стала более добродетельной и коммуникабельной,

поделилась мнением мастерица.

Наталья Ермолина много лет работала с образцовым ансамблем татарской музыки, песни и танца «Асылъяр». Вместе с руководителем Ларисой Гайнутдиновой изучали фольклор, этнографию и придумывали наряды для юных артистов. Она даже участвовала в постановке спектакля Туфана Миннуллина «Әниләр һәм бәбиләр» («Мамы и детки», русскоязычное название – «Колыбельная»), играла роль свекрови.

Это удивительный коллектив, большая семья. Здесь каждый – дети, родители, педагоги – всегда придут к тебе на помощь, щедро одарят душевной теплотой. Запомнился случай, когда вместе ездили в Крым на фестиваль, участники из других регионов подходили к нам и говорили: «Какие у вас чудесные дети! Всегда здороваются, улыбаются, приветливые и открытые, а какие талантливые»,

вспоминает она.

В создании татарских костюмов Наталья Ермолина советуется с историком и краеведом Ильмиром Касимовым. В его личной коллекции имеется обширный этнографический материал – элементы одежды, орудия труда, посуда, изделия с богатой вышивкой с растительным орнаментом, тканые изделия, исламские атрибуты чепецких татар. Ильмир Харисович с удовольствием делится своими знаниями и консультирует по этнографическим вопросам.


Фото из архива Натальи Ермолиной

Показы, проекты

В рамках марафона дружбы, который организовали в честь 15-летия Дома дружбы народов, состоялся показ этнических коллекций дизайнеров Удмуртии. Наталья Ермолина представила на нём стилизованные татарские платья «Самоцветы».

Коллекция включает в себя шесть летних платьев. Самое сложное в этом деле – декорирование, здесь важно не переборщить, чтобы всё выглядело красиво и можно было носить каждый день. Все традиционные, узнаваемые элементы татарского платья присутствуют в современном платье молодой татарочки, такие как изю, воротник-стойка, длинные расширенные или собранные на манжеты рукава, платья длинные с разнообразными оборками. Прежде чем выпустить коллекцию на подиум, посоветовалась с Ильмиром Харисовичем, на что он ответил, что платье должно быть более свободным, в остальном коллекция ему понравилась. Мне хотелось подчеркнуть красоту татарской девушки и при этом сохранить её скромность, утончённость,

говорит мастерица.

Она тесно общается с мастерами из Татарстана и Башкортостана, берёт у именитых экспертов мастер-классы по изготовлению тех или иных элементов народных костюмов. Участвует в различных проектах, например, историко-этнографическом проекте «Национальные костюмы народов Татарстана». Авторы создали реконструированную традиционную одежду русских, татар, чувашей, мордвы, марийцев, башкир и удмуртов, бытовавших на территории Казанского Поволжья в период второй половины ХIХ – начала ХХ вв.

Эксперты изучили материальное культурное наследие народов Татарстана. По итогам проведённых исследований и экспедиционных выездов ведущие мастера народной культуры под руководством научных консультантов воссоздали 29 костюмов городского и сельского населения. Многие элементы костюмных комплексов выполнены вручную на основе сохранившихся музейных экспонатов и частных коллекций.

Мне посчастливилось участвовать в этом уникальном проекте и побывать на открытии выставки в Казани. Пришла на мероприятие, как и полагается, в национальной одежде, надела стилизованное удмуртское платье, а сверху на него татарский камзол. Уже после торжества, на улице ко мне подошла девушка и спросила, не удмуртка ли я. Она заприметила моё платье и сразу поняла, что я из Удмуртии. Радует, что молодые люди узнают и различают национальные костюмы,

говорит Наталья Ермолина.

Таинственная культура удмуртов

Сейчас Наталья Петровна открывает для себя удмуртскую культуру. Она признаётся, что национальный костюм удмуртов привлекает своей таинственностью и многослойностью.

Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх неё надевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетёный пояс или пояс с вышивкой. Кабачи был элементом одежды замужних женщин, на смену им пришли аппликационные мусарезь – нагрудники из кусков ткани с вышивкой, украшенные пуговицами и монетами. А южные представительницы республики выделялись пёстрыми тканями. Одежда их близка к татарской и башкирской. Основа костюма – шортдэрем – трапециевидное платье с зауженным рукавом. Край его украшали лентами и оборками. На груди красовался кыкрак – нагрудник в форме полумесяца с монетками. Поверх надевали айшет – фартук с закрытой грудью. Саестэм – кафтан без рукавов или зыбын – кафтан, согревающий в прохладу. Это как тайник, коробочка в коробочке, хочется каждую раскрывать и узнавать тайны загадочной удмуртской души,

поделилась своими наблюдениями Наталья Петровна.


Фото из архива Натальи Ермолиной

Миссия – изучить и сохранить костюмы

Желание повысить свою экспертность в таком не простом деле, как изучение и создание национальных костюмов, привело Наталью Петровну в Казанский федеральный университет. Теперь она снова студентка, проходит обучение на кафедре Международных отношений по направлению «Этнология и антропология». Мастерица убеждена, что изготовление национального костюма требует усидчивости и внимательности к деталям.

Сегодня «клюква» всё заполняет. Мы так называем сценические костюмы, которые шьют, не основываясь на этнографических образцах. Сейчас сплошь и рядом ситуация, когда горе-мастера покупают готовые китайские узоры в магазинах и пришивают их на народные костюмы. Они даже не подозревают, что таких узоров у этого народа никогда не было. «Клюква» – это золотишко, блестяшки, всякая мишура,

уточнила Наталья Ермолина.

Свои знания и опыт мастерица передаёт взрослым и подрастающему поколению. Ведёт курсы по созданию элементов удмуртской и татарской одежды в Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремёсел. Она радуется тому, что в последнее время среди жителей республики появился большой интерес к изучению и изготовлению национальных костюмов. В планах – запустить курс по пошиву русского наряда.

Я давно пришла к пониманию своей миссии – способствовать сохранению разности народов посредством изучения национального костюма. Каждая нация уникальна. Народный костюм является одним из самых ярких составляющих культурного кода любого народа. Ещё я заметила, что в Удмуртии каждый продвигает Удмуртию. Возьмём бабушек из Бураново – даже в почтенном возрасте они продолжают популяризировать культуру своего народа, Ильмир Касимов из Балезинского района изучает историю чепецких татар и щедро делится своими знаниями, проводит выставки, Лариса Гайнутдинова, руководитель ансамбля «Асылъяр», прививает детям любовь к родному языку и культуре, Татьяна Ишматова стала инициатором учреждения в нашей республике Дня национального костюма и внесла свой неоценимый вклад в развитие патриотизма,

считает Наталья Ермолина.


Фото из архива Натальи Ермолиной

Поиск

Журнал Родноверие