Участницы проекта «Театр этномоды» примерили авторские головные уборы и окунулись в историю Русского Севера.

Счастливую возможность сказочного перевоплощения им подарили народный мастер Архангельской области Жанна Баранова и руководитель проекта Любовь Пермякова.

Женщины познакомились в уютной мастерской «Мел” манзарана», что на улице Тыко Вылки. Первая – учила местных рукодельниц шить повойники – женские головные уборы Архангельской губернии конца XIX – начала XX вв., вторая – внимала учителю и осваивала премудрости изящного ремесла.

Итогом встречи двух творческих людей стала фотосессия с юными красавицами, которую впору назвать коронацией.

Оживить красоту

В Нарьян-Мар Жанна Баранова прилетела по приглашению Этнокультурного центра НАО в рамках проекта «Из зёрен мастерства – дерево ремёсел».

Преподаватель филиала детской школы искусств п. Васьково создаёт по историческим образцам реплики (копии) старинных головных уборов. Венцы, почелки, коруны, кокошники она вышивает современными материалами, но по старинным технологиям.

Сбылась моя давняя заветная мечта – стать частью дивного традиционного искусства, – не скрывает эмоций от встречи с мастером Любовь Пермякова. – Раньше я видела эту красоту только на картинах и в фильмах. Когда Жанна Владимировна открыла свой сундучок с рукотворными копиями головных уборов, у меня слёзы на глазах выступили! Если бы мне в подарок предложили машину, не задумываясь, поменяла бы на эти сокровища!

Оказалось, что сбылась мечта и архангельской гостьи. Об этом она поделилась с друзьями в соцсетях:

Всё чаще убеждаюсь, что случайное – неслучайно. Давно хотела оживить венцы.

Ожившую красоту и чудесное перевоплощение девушек XXI века в их сверстниц ушедших столетий запечатлела в кадре фотохудожник Александра Берг. Снимки получились – будто тёп­лый привет и доброе напутствие от пращуров, дескать, помните, храните, любите, живите.

Очень приятно, царевна!

Будущий графический дизайнер Софья Федяева и не мечтала, что когда-нибудь наденет головной убор, в котором на Пинежье невеста выходила на смотрины к родне жениха.

Студентке Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа достался, наверное, самый нарядный убор из коллекции Жанны Барановой – городчатый венец. В старину его называли коруной или венец с городы.

С коруной всё понятно – это знакомая нам корона, которая венчала царственных особ и добавляла им величия. Любая девушка в ней выглядела царевной.

А что «с городы»? Городом в средневековье называлось поселение, окружённое крепостной стеной. Венец как раз и напоминал город. Основой его был широкий обруч, к которому крепились зубчатые выступы – будто зубцы крепости.

На голове убор держался с помощью ленточек-завязок. Его поверхность украшалась золотным шитьём, вышивкой, жемчугом, камнями, перламутром, блёстками, фольгой, битью, канителью.

Городчатый венец – часть большого пинежского наряда, за который Жанна Баранова получила гран-при мэра Вологды на фестивале «Город ремёсел».

Наконец под венец

Для Карины Филипповой свое­образным проводником в славное прошлое Отчизны стал старинный северный головной убор – головодец.

Когда надеваешь эту красоту на голову, чувствуешь себя настоящей русской девой, – рассказывает она о моментах фотосессии.

Руководитель «Театра этномоды» Любовь Пермякова заприметила Карину ещё до проекта:

Шла по городу, и вдруг эта девушка мне глаз «зацепила». Остановить постеснялась, имени не узнала, потом пыталась найти, описывая знакомым внешность: большие глаза, мягкие черты лица, этакая Любавушка. Каково же было моё удивление, когда она сам пришла ко мне на проект! Теперь это моя правая рука, помощница и старательная ученица.

Любавушка оказалась Каринушкой. Второкурсница Ненецкого аграрно-экономического техникума учится на бухгалтера, но свободное время посвящает творчеству. Девушка закончила школу моделей, а теперь сама преподаёт дефиле. Есть у неё и опыт театральных перевоплощений. Наверное, поэтому так легко она вжилась в предложенную роль, не играла, а органично существовала в кадре.

Жанна Баранова доверила Карине одну из любимых своих работ – головодец. Головной убор дугообразной формы был распространён в Вельском уезде Архангельской губернии и Тотемском уезде Вологодской губернии. На Русском Севере в XVIII – первой половине XIX века девушка надевала его на особые праздники, а во второй половине XIX века шла в нём под венец.

О рукотворном чуде мастер рассказывает, не скрывая восхищения его совершенством:

Когда вышивала головодец, испытывала чувство, что он не так прост, что в нём так много сокрыто, даже в моменте технического исполнения. Хотелось бы узнать, что означают его золотые узоры? Что столетия назад наши с вами предки заложили в его рисунок?

Прекрасным дополнением к образу стало шейное нагрудное украшение, бытовавшее в XIX веке в Вологодской и Архангельской губерниях. Золотное шитьё оформляет подковообразную форму, заполненную перламутром и кастами с разноцветными стёклами.

Приглядитесь, девчонки, чем не свадебный наряд? В таком убранстве вы будете в центре внимания и обожания.

Кокошник – в семью подорожник

А вы знали, что символ русского костюма – кокошник – произошёл от древнеславянского слова «кокошь» (курица-наседка)? Традиционный головной убор замужней женщины напоминал по форме гребень птицы, говорил о её здоровье, способности стать хорошей женой и матерью.

Во многих губерниях кокошник надевали во время свадебного обряда. В церковный праздник Покрова девушки молились о замужестве:

Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!

Изготавливали головной убор на заказ профессиональные мастерицы – кокошницы. Основу делали из нескольких слоёв бумаги, картона, дерева или проклеенного холста. Сверху обшивали дорогой тканью, украшали жемчугом, вышивкой из золотых и серебряных нитей, фольгой и стеклом. В XVIII веке, когда простую крестьянскую избу можно было справить за 100 рублей, за такие кокошники иной раз выкладывали больше 300 рублей серебром!

Нарядный головной убор охотно надевали женщины разных сословий, а при царском дворе он прижился с подачи Екатерины Второй.

Французский путешественник маркиз де Кюстин в путевых записках «Россия в 1839 году» так описывал кокошник:

Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Этот венец высотой в несколько дюймов, расшитый, как правило, драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, оставляя лоб открытым; самобытный и благородный, он очень к лицу красавицам, но безнадёжно вредит женщинам некрасивым.

Вердикт француза полностью подтвердила этномодель Екатерина Cеменихина. Кокошник Олонецкого уезда (нынешняя Карелия), который мастер доверила надеть девушке на фотосессии, лишь приумножил её природную красоту.

Первокурсница НАЭТа получает серьёзную специальность бухгалтера-экономиста. Это не мешает ей заниматься творчеством. Модельная школа, курсы индустрии красоты, опыт фотосъёмок помогли девушке органично влиться в проект Любови Пермяковой.

Надеваю кокошник – и чувствую краски своего народа, прелесть русского наряда, – делится эмоциями Екатерина. – Но как же нелегко ходить в таком головном уборе долгое время! Надо всё время держать осанку!

А ведь очень точно Катя подметила – достойный головной убор помогает держать осанку, нести гордое звание женщины, быть любимой и желанной.

Портал в историю

Внеплановая фотосессия с народным мастером стала неожиданным и полезным бонусом для участников проекта «Театр этномоды». В эксклюзивных северных головных уборах юные этномодницы погрузились в историю своего народа. Запечатлённая в венцах и кокошниках древнерусская красота чудесным образом превратила девушек в сказочных царевен.

Кадрами заполярной фотосессии Жанна Баранова с радостью и гордостью делилась в группе «Головные уборы Русского Севера». Посты с нарьян-марскими красавицами в её авторских работах собрали не одну тысячу просмотров, сотни лайков и восторженных комментариев профессионалов в сфере народной культуры.

Низкий поклон мастеру за подаренные эмоции и тонкую науку об истоках прекрасного, – благодарит мастера Любовь Пермякова. – Мечты об оживших венцах исполнились, но тут же появились другие. Надеемся, они тоже станут реальностью.

Пусть так и будет. Венец – делу не конец, а лишь начало.

Справка «НВ»

«Театр этномоды» – проект региональной общественной организации «Возрождение». Цель проекта – приобщение молодёжи к народной культуре через творчество: мастер-классы по резьбе и вышивке, уроки народного танца, посещение музея, костюмированные фотосессии.

Итогом проекта станет издание тематического календаря на 2024 год. На эти цели руководитель организации, автор проекта Любовь Пермякова получила грантовую поддержку департамента внутренней политики.


Карина Филиппова в головодце и шейном нагрудном украшении Архангельской и Вологодской областей. Автор реплик Жанна Баранова/Фото Александры Берг


Екатерина Семенихина в кокошнике Олонецкого уезда. Автор реплики Жанна Баранова / Фото Александры Берг


Участницы проекта «Театр этномоды» в венцах северных губерний XVIII-XIX века. Автор реплик Жанна Баранова / Фото Александры Берг

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие