Модель из новой коллекции «наледица». Материалы пресс-служб
Настасья Зарапина называет себя дизайнером-краеведом. Она создаёт современную одежду и аксессуары с культурным кодом родного Онежского района и привлекает к этому местных мастериц.
Время открытий
Я родилась в Онеге, городе на одноимённой реке. В 16 лет попала в программу по обмену между Норвегией и Россией и увидела другой мир, отличный от моей действительности.
Настасья Зарапина в самом популярном наряде мастерской «Жонка с рыбой»
Онежский район можно назвать глубинкой. Здесь есть газета «Онега», в которой я впервые опубликовала свои фотографии, когда мне исполнилось восемь. Есть аэродром, где кукурузники теперь не садятся, но я скучаю по времени полётов. Старинная деревянная архитектура — я любила рисовать её. Дом культуры, где выступала в сшитом своими руками костюме. И вода: реки, озёра, море, — о чём вспоминаю, скучая по родному краю.
Паттерн, навеянный Скандинавией, для домашнего текстиля
Только сегодня я понимаю, как сильно повлиял на меня тот первый выезд. Я увидела молодых норвежских ребят в необычных одеждах, дома, где каждая вещь имеет значение, свет наполняет пространство, цвет даёт повод отдохнуть, а семейные оживлённые ужины наполняют уютом.
Иллюстрация к домашнему текстилю
В 23 я ушла из университета в Архангельске, где изучала журналистику. Переехала в Петербург. К тому моменту я освоила фотографию, делала портреты, мне удавалось хорошо зарабатывать. Потом были поездки в Италию, Германию, Швецию, Финляндию, Таиланд, Камбоджу и другие. Другая природа и совершенно разные люди. Тогда я могла представить свою жизнь в любой из этих стран, но в итоге нашла себя в России.
Двусторонняя жилетка «Маниша»
Новый поворот
Однажды мой друг-иностранец сказал: «Ты бы могла больше, чем просто снимать, ты умеешь вдохновлять». Думаю, благодаря его словам я вернулась в Петербург — город, который всегда был для меня отправной точкой в любой авантюре. Здесь я начала новый этап своей карьеры — создала мастерскую ОСЕВЕР. О — Онега, Север — там, где мне всегда спокойно. Люблю тишину. Тишину ищу и в человеке — лёгкую и светлую. С таким посылом я начала создавать женские наряды.
Модель из первой коллекции «Осевер»
Сначала шила для себя, затем появились клиенты, которые просили вещи как у меня. Моя мама, кстати, многие наряды мне перешивала из своих и бабушкиных платьев.
Первая коллекция была пропитана приятной печалью по Онеге
Наш дом стоял у реки, там была всеобъемлющая тишина. Я вдохновлялась воспоминаниями о чистом снеге и серым знакомым улицам. Коллекция изо льна с заложенными складками в рукавах и поясах получилась с отсылками к традиционным рабоче-крестьянским нарядам с привкусом японских ремесленных традиций.
Образ прогулочный с баской
Вторая коллекция была с элементами «гребешки» — волнистая отделка на рукавах, горловине, подоле изделий. В 2016- 2018 годах найти рецепт создания бренда одежды было невозможно. Я совершила много ошибок, прибыли от коллекций фактически не было. Пришлось сделать паузу на два года пандемии. Занималась только фотографией. Но не могла избавиться от состояния неудовлетворенности: казалось, я делаю что-то не то.
Домой
«Плато» — косынка с ручной набойкой по ткани
Я вернулась в Онегу. И спустя полгода приступила к созданию нового собрания «ОСЕВЕР», с верховой набойкой. Для меня важно не уходить в традиции, не воссоздавать старинные образы. Мне близок дизайн, который будет соответствовать моему вкусу и времени, в котором я живу. Я разработала свои изображения для деревянных манер (штампов), набила ими рисунок на ткань и создала вместе с местными мастерицами модели, с которыми участвовала на фестивалях и ярмарках.
Иллюстрация к домашнему текстилю; манеры, созданные Настасьей по русскому рисунку 17-18-го веков
Я предложила местным ремесленницам объединиться. Так появилось сообщество «ОНЕЖОНКИ», где главной задачей стало сочетание современного дизайна и традиционного ремесла. Мы в самом начале пути, но уже разрыхлили онежскую почву, где плоды и зимой зреют.
Сообщество «Онежонки»