Как болт с неба

Да, да! Потому что впечатление электризующее! Казалось бы, обычная прогулка. Шаг за шагом. Немного в гору, немного вниз. Я пробираюсь через ручьи и деревья по узкой тропинке. Живописные места Букового леса всегда радуют глаз. Глаз радуется, птицы поют, а мое лицо счастливо. Передо мной очередной холм, круче обычного... Я здесь еще не был! Я с нетерпением отправляюсь вверх по склону, беспечно проводя взглядом по свежей весенней зелени. Раз, два, три, я на вершине и ... черт! Что это?


Тропинка на гору и одна из статуй на горе Триглава

Внезапно я оказываюсь на вершине холма, в центре какого-то круга. Что это за круг? Я перевожу дыхание и оглядываюсь по сторонам более внимательно. Я чувствую на себе чей-то взгляд. Какой-то тип, вырезанный на стволе дерева, смотрит на меня из-под век. Тотем? Статуэтка?

Я осматриваюсь дальше. Этих статуй больше. Они смотрят на меня с нескольких сторон. Это не обычный тотем. В центре круга, под деревянной статуей, лежит огромный камень. На нем выгравирован большой символ X. Рядом с ним лежит второй, поменьше. Он покрыт льняной тканью. Алтарь.

В глаза бросаются другие символы. Они либо вырезаны, либо нарисованы на стволах статуй.

Очень много. Это происходит!


Деревянные статуи и каменный алтарь... Я чувствую, что кто-то наблюдает за мной — Буковский лес, Щецин

После подъема мне удается расслабиться, но я делаю более глубокий вдох. Отлично! Давайте посмотрим на все это поближе. Сначала короткое видео (вы можете посмотреть его ниже), а затем краткий анализ ситуации.

[видео]

Место поклонения

Через некоторое время у меня уже нет никаких сомнений. Я оказываюсь в центре какого-то места поклонения. Что за место?

У меня есть телефон, есть интернет и есть время. Я сажусь на пень по периметру круга, окружающего деревянные статуи и каменный алтарь, достаю сэндвич с фаршем и, медленно пережевывая свой завтрак, получаю дополнительную информацию. Через несколько минут я переношусь в эпоху раннего Средневековья. Во времена, когда христианство еще не стало доминирующим в этой части Европы, а славянская религия была широко распространена.

Славянская религия предполагала существование множества богов и никак не ограничивала их число. В то же время бог в этой религии не отождествлялся с человеческой фигурой. Бог отождествлялся со всем, что окружает человека, и, как абсолют, пронизывал все сущее. Конечно, со временем в славянской религии сформировалась группа богов, которую знало и разделяло большинство последователей. Возникла даже иерархия, согласно которой одни боги считались более важными, а другие — менее. Одним поклонялись охотнее и возводили им храмы, а другие постепенно забывались. Наблюдалась даже определенная регионализация, например, в Щецине, который уже в то время был значительным центром, особым почитанием пользовался Триглав (также известный как Триглав, Триглав, Триглав). На Рюгене (северная Германия) особенно почитали Свентовита, а центр поклонения находился в Арконе. С другой стороны, в Радогоще (ныне территория Макленбургии) особое внимание уделялось Сварославу.

Славяне считали священными места с особыми характеристиками. Чаще всего это были холмы со старыми деревьями, старыми валунами, желательно вблизи какого-нибудь источника, колодца или ручья. Часто они преобразовывали места поклонения таким образом, что создавался магический круг, позволяющий установить контакт с божеством.


Славянское культовое место на вершине холма в Буковом лесу.

Но подождите, подождите!

Внезапно я вернулся в настоящее. Я огляделся вокруг. Разве это не идеальное место для славянского храма? Я сижу по периметру круга, на вершине холма, вокруг меня старые деревья, передо мной старый валун, а внизу медленно течет ручей Ленивка.

Но есть и нечто большее!

Щецин, славяне... самый известный музыкальный клуб в Щецине "Славянин".

Сварожиц... Улица Сварожиц в Щецине? Да!

Самое известное место поклонения Святовита: Аркония... а в Щецине? Арконская улица, озеро для купания Арконка, Арконский лес, спортивный клуб "Аркония"...

Типы со статуй все еще смотрят на меня. Теперь они даже слегка улыбаются. Кажется, они надо мной смеются. Кто они такие?


Этот тип — у меня такое чувство — как будто немного смеется надо мной

Читать дальше

Взгляд на батарею телефона: 78%. Круто!

Взгляд на бутерброд с фаршем: 0% уууу! Очень плохо.

Что ж, тогда вернемся в Средневековье! Про всех славянских богов я прочитаю позже. А сейчас меня интересует, что означают эти символы? Что означают символы, нанесенные на стволы статуй и на камень?

Несколько ключевых слов, вброшенных для пользы Google, полчаса рысканья по Сети — и вот оно!

Руны и руническая письменность


Рунические знаки на стволе одной из статуй

Некоторые из найденных символов оказались знаками, заимствованными из рунического алфавита. Я, конечно, предполагаю, что все прекрасно знакомы с руническим алфавитом, но если найдутся те, кто (как и я) с ним не знаком, я решил подготовить подходящее учебное пособие. Итак, ниже вы найдете график, в который я включил все символы рунического алфавита (так называемый фужарк). Рунический алфавит использовался в этой местности примерно до времени Крещения Польши и даже немного дольше (около 1000 года).


Руны — рунический алфавит, значение рунических знаков и эквиваленты букв нашего алфавита

Что означают знаки на картинке?

Теперь все ясно!

Первый знак — Альгиз (в нашем алфавите соответствует букве Z), и его значение: забота. Размещение знака заботы в месте поклонения кажется вполне логичным. Предположительно, он символизирует заботу или защиту, которую участники культа хотели обеспечить от духов.

Второй знак — Иеран (эквивалент буквы J в нашем алфавите). Джеран символизирует плодородие. Размещение знака урожая в месте поклонения вполне понятно. Ведь многие ритуалы совершались с намерением обеспечить плодородие и изобилие урожая, который давала людям земля. Пожалуй, трудно было бы найти лучший набор знаков в славянском культовом месте, чем Альгиз-Еран, означающий заботу и плодородие.

Мне так понравилось читать руны, что я рефлекторно начала искать следующие, чтобы прочитать что-нибудь еще. Следующую руну найти было несложно. Она была высечена на камне. Здесь лежал самый большой камень, который вы можете видеть на фотографии ниже. Расшифровку этого знака я оставляю на ваше усмотрение


Камень с выгравированным руническим знаком. Расшифруйте сами, что он означает!

Игра с рунами

Играть с рунами оказалось так весело, что у меня быстро закончились руны для чтения. И тут мне пришла в голову простая идея. Что, если интерпретировать свои инициалы с помощью рун? Что ж, давайте попробуем!

Мои инициалы — JG, или Джеран-Гебо. Значение этих знаков: плодородие и любовь. Неплохо, да? Моя жена будет счастлива, — тут же подумал я.

А как насчет ваших инициалов? Хвастайтесь ими в комментариях под этим постом 🙂 Мне будет интересно узнать об этом.

Наконец, я записал свое имя в рунах (ниже), и со следующими символами можно было разбираться.


Мое имя: Яцек в руническом письме

Славянские символы

Помимо рун, конечно, широко использовались и другие знаки — символы. Они имели гораздо более широкое значение, чем руны, и поскольку их расшифровка шла так хорошо, я сразу же приступил к поиску их значений.

Коловрат


Трехлучевой коловрат

Оказалось, что первый символ — это упрощенная версия символа, известного как Колесо. Колесо — это разновидность свастики, один из самых позитивных символов славян, да и не только славян. Индусы, буддисты и джайнисты широко используют его и относятся к нему как к священному знаку (к сожалению, в XX веке знак был присвоен нацистами, преступления которых полностью уничтожили первоначальный положительный смысл).

Слово свастика означает "источник". Оно рассматривалось как синоним удачи и процветания. У славян прялка называлась сварга, сварожица или сварожица, и ассоциация со славянским богом солнца (Сварог / Сварожич) очевидна.

Правый коловрат имитирует видимое движение солнца из северного полушария. Его обычно рисовали на домах, чтобы отпугнуть злых демонов и обеспечить защиту от катаклизмов.

Изначально колесо имело четыре руки, сломанные под прямым углом, но со временем оно эволюционировало. У славян наибольшей популярностью пользовался восьмирукий вариант. Трехлучевой вариант подчеркивает важность числа три (три точки опоры гарантируют устойчивость).


Восьмилучевой коловрат

Трискелион

На другом стволе можно увидеть другой символ. На мой взгляд, это упрощенная версия трискелиона.


Трискелион на стволе одной из статуй

Трискелион — это, вкратце, знак, состоящий из трех симметричных элементов: спиралей, меандров или ног. Он образует циклический геометрический узор. Его часто интерпретируют как символ трех стихий: земли, огня и воздуха, или трехмерного измерения человеческой жизни, состоящего из физической, ментальной и духовной частей. Однако в случае со славянами наиболее вероятной является интерпретация, связывающая трискелион с Триглавом, трехголовым богом, образовавшимся в результате слияния трех других богов в одного.


Несколько более красивая версия трискелиона

Велес

На одной из статуй я обнаружил еще один символ. Вы можете увидеть его на фотографии ниже.


Еще один символ на статуе

Значение этого символа сразу же подсказывает нам, чье лицо изображает статуя. Ведь это символ, обозначающий одного из двух самых главных богов славян: Велеса.

Велес (также известный как Влах) был богом загробного мира (и мертвых). Он обладал способностью превращаться в гадюку, которая охраняла вход в подземное царство мертвых, называемое Навьей.

В жертву Велесу приносили трехлетнего быка (снова число 3). Его также часто называют "богом скота", поскольку он считался повелителем и верховным хранителем скота. У славян скот был мерилом и отражением богатства, поэтому Велес как бог был также покровителем процветания и купцов.

Давайте еще раз посмотрим на знак, символизирующий Велеса. Не напоминает ли он голову быка?


Знак Велеса — разве он не похож на голову быка?

Велес также считался богом закона и клятвы. Если требовалось принести какую-то клятву, ее приносили во имя Велеса.


Теперь уже не удивительно, почему у этой статуи есть рога. Это Велес, бог скота.

Как добраться до места славянского культа в Пуще-Букове?

Добраться до храма славян в Буковском лесу непросто (ведь на машине сюда, к счастью, не доедешь), но для любителей пеших прогулок это не составит большого труда. Это будет просто приятная прогулка по лесу.

Самый лучший и приятный способ — это подъехать на машине к парковке у Изумрудного озера и оттуда начать прогулку в сторону Славянской горы. Выехав с парковки, вам нужно идти по широкой дороге рядом с трактиром "Шмарагд". Бодрая дорога превращается в грунтовую и проходит под деревянными воротами, приветствующими посетителей в Буковом лесу. После крутого подъема, где дорога извивается в форме буквы S, вы подниметесь на вершину холма, где находится деревянный навес и пересекаются несколько тропинок. По диагонали налево обойдите навес слева (как я отметил на фото ниже). Далее тропинка будет вести вас сама по себе, пока вы не дойдете до характерного перехода — водопропускной трубы под шоссе. Сразу после водопропускной трубы поверните налево. Сначала будет небольшой подъем, затем небольшой спуск, и в конце пути вы выйдете на другую лесную дорогу, на которой нужно повернуть направо. Эта дорога приведет вас почти к месту назначения (оно находится по прямой примерно в 200 м от дороги)..... По мере приближения к этому месту стоит включить навигацию в телефоне (например, нажав на координаты, которые я указал ниже). Так вам будет проще найти холм и славянское место поклонения.

Вам придется пройти около 3 км в одну сторону, поэтому дорога займет от 0,5 до 1 часа (в зависимости от вашего темпа ходьбы).

Я отметил кратчайший путь к участку на карте ниже. В полевых условиях маршрут доступа никак не обозначен. Поэтому, пожалуйста, не предлагайте отмечать тропу на деревьях, которые встретятся вам по пути. Под картой вы также найдете GPS-координаты ключевых точек, если вам удастся заблудиться в лесу во время прогулки (хотя я не думаю, что это будет проблемой, поскольку прогулка все время проходит по удобным лесным тропинкам).

Неплохо бы иметь на ногах внедорожную обувь, так как некоторые участки тропы, пройденные во время прогулки, могут быть периодически грязными.

Разумеется, я также прилагаю подробную карту GPS с указанием местоположения самого культового сооружения.


Карта проезда к славянскому культовому месту в Пуще Буковой (Буковом) лесу 1 — место поклонения 2 — переход под автострадой

P1 — парковочная зона у Изумрудного озера, GPS-координаты:

53°22'24.0″N 14°37'28.4″E

53.373342, 14.624549 — нажмите и проложите маршрут

Точка 1 — Славянское культовое место, GPS координаты:

53°21'18.1″N 14°38'13.1″E

53.355030, 14.636958 — нажмите и проложите маршрут

Точка 2 — переход (водопропускная труба) под автомагистралью, GPS-координаты:

53°21'57.7″N 14°38'03.1″E

53.366014, 14.634187 — нажмите и проложите маршрут

Проводятся ли здесь какие-либо ритуалы?

Когда мое посещение славянского храма подходило к концу, в голову пришел еще один вопрос: а действительно ли здесь проводятся какие-либо ритуалы? Возможно!

Но если и проводятся, то, судя по отсутствию каких-либо следов, они (к счастью) модернизированы и бескровны. Тем не менее, если бы они проводились, я бы с удовольствием посмотрел на то, как это выглядит, и сделал несколько фотографий. Представьте себе, например, такие Дзяды в этом окружении? Мурашки по коже гарантированы!

В центре, у подножия деревянной статуи, мое внимание привлек небольшой каменный алтарь, покрытый льняной тканью. Я незаметно заглянул под него и вот что увидел: монеты и зерна злаков (фото ниже). Это остатки какого-то ритуала?

Если здесь и проводились какие-то традиционные славянские ритуалы, то, скорее всего, во время традиционных славянских праздников. Для тех, кто захочет проверить это, придя на это место после наступления темноты или ночью, я собрал даты самых важных славянских праздников. Из всех перечисленных ниже праздников четыре самых важных — это Щодре Годы, Яре Годы, Купальская ночь и Праздник урожая, но весенние и осенние Дзяды, безусловно, больше всего подходят для этого места.


Одна из деревянных статуй на холме Триглав


Под льняной тканью на небольшом алтаре я нашел монеты и зерна злаков.

Календарь славянских праздников

Щедрый праздник — 21 декабря

Праздник приходится на день зимнего солнцестояния, когда наступает самая длинная ночь в году. Каждая последующая ночь после Щедрых богов становилась короче, так что свет и Даждьбог (то есть Солнце) одерживали верх над тьмой в каждый последующий день.

Праздник часто длился несколько дней и принимал форму пышного пира. Во время празднества не забывали и об умерших, для них готовили еду, питье и место у костра. Во время празднеств проводились ритуалы, гадания и дарились подарки.

Вам ничего не напоминает декабрь, свободное место за столом и вручение подарков? Именно то, что вы подумали! Рождество — это христианский праздник, возникший в результате превращения Щедрых Богов. В течение многих лет Рождество называлось "Боги".

Неделя Велеса — с 9 по 15 февраля

В эти дни Велес, владыка подземного мира и мира мертвых (чья статуя стоит в храме в Буковом лесу), путешествовал по миру живых вместе со своими пастухами. Пробуждая силы земли, он посещал фермы, совершал ритуалы над скотом, особенно (как бог скота) над крупным рогатым скотом. Люди пели песни, возносили молитвы, приносили жертвы и... выворачивали свои кожаные одежды наизнанку, мехом наружу, чтобы походить на звериный облик Велеса.

Вам ничего не напоминает шествие от дома к дому, песни, молитвы и мохнатое рогатое животное в процессии? А как насчет певцов колядок, идущих от дома к дому с Туроном (лохматым рогатым животным) среди них?

Яре Годи — 21 марта

Праздник приходится на день весеннего равноденствия, когда длина сокращающихся ночей равна длине удлиняющегося дня. Наступление равноденствий означало окончательное завершение зимы и конец страхам перед холодом и голодом. Поклонялись жизни, жизненной силе и плодородию. Неудивительно, что Яре Годи праздновали пышно и долго (иногда даже несколько дней).

Прощание с зимой в этом празднике было достаточно явным и бескомпромиссным. Олицетворение зимы и смерти, Марцанну, сначала сжигали, а затем топили... что происходит и по сей день.

Покровителем праздника был бог Ярило, которого представляли в виде босоногого юноши в белом одеянии, скачущего на белом коне. Сегодня весну скорее представляют себе как босоногую, бесплотную женщину.

Праздник Пасхи в полной мере опирается на традиции Ярных Богов.


Холм Триглава — Буковский лес, Щецин

Гайк — 30 апреля

В этот день из принесенных из леса растений делали куклу (так называемую Деву), которую носили по всему поселению как символ окончательной победы над зимой. Также практиковалась традиция возведения майского столба, украшенного цветами и гирляндами, вокруг которого устраивались ритуальные танцы.

День осенних дедов — 2 мая

Дзяды — это не что иное, как праздник мертвых. В славянской традиции он отмечался до шести раз в год, самыми важными из которых были Весенний и Осенний Сочельники (отмечались в ночь с 31 октября на 1 ноября).

Суть Дзяды заключалась в общении живых с мертвыми и установлении отношений с душами предков. Целью ритуала Дзяды было завоевать расположение мертвых, которые будут заботиться о живых, гарантируя плодородие и плодовитость.

Кажется, что Дзяды — это праздник, который идеально подходит для празднования в Буковом лесу. Если бы я собирался проверить, действительно ли здесь что-то празднуется, я бы, наверное, выбрал дату весеннего или осеннего Дзяды.

Флок — 15 мая

Флоксы — это праздник, который в настоящее время малоизвестен. Подробнее о нем можно узнать из рассказов Яна Длугоша, Александра Брюкнера и каноника Космы.

По мнению Длугоша, название праздника "Стадо" (Стая) происходит от того, что люди приходят на торжества и собираются толпой. В то же время Длугош обращал внимание на развратный и бесстыдный характер празднеств. Что это означало на практике? Трудно сказать.

Канон Космы упоминает о жертвоприношениях животных над источниками воды и вызове духов умерших. Брюкнер, напротив, упоминает о танцах, пении и пиршествах, а также о жертвоприношении меда и жира.

В настоящее время этот праздник занимает постоянное место в христианском праздничном календаре и называется Whitsun.

Купальская ночь — 20 июня

Еще один праздник, связанный с солнечным солнцестоянием, и одновременно время прощания с весной и встречи с летом. Покровителем праздника является славянский бог любви Купала.

Купальская ночь, известная также как Купальночка и Соботка, — это праздник любви и плодородия. Вокруг ритуального костра устраиваются танцы, из гирлянд плетут венки, находят цветы папоротника и собирают травы, а в обычаях рекомендуется некоторое послабление.

Сильная память о фестивале сохранилась до сих пор, и ритуальные костры горят каждый год. Конечно же, праздник перешел в христианскую традицию и называется Midsummer Night.

Праздник Перуна — 20 июля

Перун — самый главный бог славян. Как бог грома, он обладал способностью вызывать дождь. Он был естественным противовесом Велесу, богу подземного мира и мертвых. Перун и Велес — важнейшая взаимодополняющая пара богов в верованиях славян.

Праздник, естественно, приходится на период частых и сильных летних бурь, а его празднование было связано, помимо прочего, с мужскими атлетическими состязаниями. Ведь Перун был символом всего мужского: боя, силы, физической подготовки и победы. Примечательно, что в ситуациях, когда требовалась клятва, все мужчины обязаны были присягать Велесу. Только воины давали клятву Перуну.

Праздник урожая — 22 сентября

Дата этого праздника, как и большинства других, определялась соотношением длины дня и ночи. Он приходится на день осеннего равноденствия. Это идеальное время, чтобы поблагодарить богов за летний урожай и попросить их благосклонности на предстоящий сложный осенне-зимний сезон. Празднование праздника урожая, естественно, состояло из танцев, веселья, разгула и ритуальных обрядов и молитв.

В наши дни Праздник урожая (аналог традиционного славянского Праздника урожая)i отмечается несколько раньше. В одну из суббот или воскресений в конце августа — начале сентября после сбора урожая.

День осенних дедов — ночь с 31 октября на 1 ноября.

Праздник мертвых, отмечаемый ритуально, в том виде, в котором мы знаем его сегодня, связан с культом предков. Во время праздника, как и во время весеннего Кануна предков, вызывали духов умерших, пытаясь завоевать их расположение.

Кажется, что место поклонения в Буковом лесу идеально подходит для этого. Достаточно ли велико ваше любопытство, чтобы отважиться отправиться туда в ту ночь?

Поиск

Журнал Родноверие