Уже давно не секрет, что славянские племена, вышедшие к берегам Балтийского моря, отнюдь не были безропотными жертвами скандинавских викингов, а напротив, сами вскоре стали «вольными добытчиками» не хуже северных соседей. Не раз обитатели устий Одры и Вислы разоряли датские и шведские берега, и не раз выступали в тесной спайке с норманнскими хёвдингами и ярлами. Ещё историки и лингвисты XIX века, такие как Степан Гедеонов, указывали, ссылаясь на средневековых хронистов Западной Европы, на «постоянные союзы вендов с норманнами в деле морского разбоя».

В такой обстановке весьма вероятно, что взаимопроникновение народов в северных морях в эпоху викингов шло в обе стороны. Не только выходцы из нынешних Дании и Швеции становились дружинниками и князьями в славянских градах, подобно хрестоматийному Рюрику, но и северные мореплаватели принимали отчаянных рубак с противоположного берега Балтики в свои ряды. Возможно, что, затесавшись на драккар очередных «вольных добытчиков», наши дальние сородичи забрались на самые дальние северные и западные окраины Европы.

А мы уйдём на север!

Один из ведущих польских специалистов по славянскому и скандинавскому раннему Средневековью, археолог Пшемыслав Урбанчик утверждал, что нашёл материальные свидетельства поселения полабских славян даже в далёкой холодной Исландии. По его словам, как минимум три типично славянских квадратных полуземлянки были обнаружены во время его экспедиции в районе озера Мыватн в 1999 году.

76
Озеро Мыватн. На этих неприютных берегах, вероятно, жили и люди славянского роду-племени.

«Такие жилища в IX–X веках были характерны для территорий по рекам Эльбе, Одеру и Висле, а также для Руси. Они не имеют никаких аналогий со скандинавскими постройками»,

— заявлял пан Урбанчик.

Хотя польский исследователь и оговорился, что «неизвестно, какие именно славяне проникали так далеко на Север, в Исландию», но всё же находки Урбанчика могут служить доказательством, что общество викингов было открытым для искателей удачи из соседних со скандинавами народов и племён.

«Скажут, что эти славяне были рабами — но рабу не позволили бы построить дом так, как он пожелает. Скорее всего, они были свободными переселенцами»,

— сообщил польский профессор позднее в интервью каналу National Geographic Channel для документального фильма «Мир викингов».

77
Примерно так выглядели упомянутые Урбанчиком полуземлянки

Пшемыслав Урбанчик отметил также, что остатки славянских жилищ были обнаружены археологами «там, где селились самые первые поселенцы». Таким образом, славяне появились в Исландии ещё в первую волну колонизации в 870-е годы:

«Весьма вероятно, что это были полабяне, а не наши предки с берегов Вислы. Они селились вместе с викингами на пустынных в то время землях».

Польские археологи также указывали на следы аналогичных квадратных полуземлянок, найденные при раскопках в Норвегии. Это вяжется с топонимикой и средневековыми норвежскими хрониками и сагами: по их данным, юго-запад Норвегии некогда заселяло племя ругов, следы которого сохранились в названии провинции Ругаланн.

Ругов — уроженцев балтийского Рюгена — многие исследователи считают народом славянского или хотя бы смешанного происхождения (хотя в норвежских сагах местные руги носят северогерманские имена Одд, Хельге, Хьёрвард, Ингъялд).

Тем не менее, незначительность «славянских» находок на берегах Северного и Норвежского морей говорит о том, что какого-то массового переселения славян с Балтики в Норвегию и тем более Исландию не происходило. Речь шла скорее о единичных «рыцарях удачи», примкнувших когда-то к дружинам скандинавских ярлов и осевших вместе с ними на новооткрытых островах. Их потомки, породнившись с соседями, растворились среди средневековых исландцев.

Следы в тумане Альбиона

Исландия могла стать не единственным далёким североевропейским берегом, до которого славяне могли добраться в эпоху викингов. Уже второй век в кругах не только турбопатриотов и «ведических родноверов», но и серьёзных учёных циркулирует идея, что балтийские славяне достигали даже… Англии.

Степан Гедеонов в своём труде «Варяги и Русь» приводил цитаты из английских (!) хроник, в которых среди врагов, разоряющих Англию набегами, упоминались и венды: «Послал Всемогущий Бог толпы жестоких языческих народов, датчан и норвежцев, готов и шведов, вендов и фризов, опустошавших около 200 лет грешную Англию…».

Впрочем, предположения о миграциях славян на Британские острова делали и английские историки. Томас Шор в «Происхождении англосаксонской расы» писал, что славянские переселенцы якобы попали в Британию ещё на заре Средних веков совместно с саксами и англами, а то и пораньше. Прежде всего он ведёт речь о помянутых выше ругах.

«Вот топонимы в англосаксонских хартиях, которые явно указывают на поселения ругов в Англии — это Ruanbergh и Ruwanbeorg (в Дорсете); Ruganbeorh и Ruwanbeorg (в Сомерсете); исчезнувшие Ruwanbeorg и Rugan (в Уилтшире); Rugebeorge (в Кенте); и Ruwangoringa (в Гэмпшире). <…> Это Ruenore в Гэмпшире, Ruenhala и Ruenhale в Эссексе, Rugehala и Rugelie в Стаффордшире, Rugutune в Норфолке, и Rugarthorp в Йоркшире».

Кроме ругов, Шор «сватал» англичанам в предки и другое племя балтийских и полабских славян — вильцев, или велетов, выводя от этого корня целое графство.

«Не скажешь, что существуют свидетельства заселения всего Уилтшира людьми, происходящими от вильцев, но весьма вероятно, что некоторыми ранними поселенцами в тот период были исконные вильцы (Wilsaetas). Также на существование в различных частях Англии народа по имени Willa (Вилла) или Wilte указывают англосаксонские хроники. Но об этом ниже. В Англии существовали племена по имени восточные Вилла и западные Вилла; а такие англосаксонские названия, как Willanesham и Wilburgeham, в Кембриджшире; Wilburgegemsero и Wilburge в Уилтшире; Wilburgewel в Кенте; Willa-byg в Линкольншире; Wilmanford, Wilmanleahtun, видимо, получены из личных имен, связанных с этим народом».

78
Пейзаж Уилтшира

Выводы Шора выглядят, по правде говоря, сомнительно — так, он смело записывал в славяне даже хрестоматийно известных вандалов, которых и археологи, и лингвисты достаточно уверенно относят к германцам. Но у английских и немецких хронистов Средневековья действительно зафиксированы факты славянских походов на «остров Джона Булля». Правда, ходили славяне туда отнюдь не целыми племенами, и командовали в тех кампаниях не они…

Так, Адам Бременский — один из авторитетнейших источников для славистов и скандинавистов — упоминает, что в Англии «долгие годы» провёл князь ободритов (бодричей) Готтшальк (немецкое имя принявший в крещении). После поражения в войне с саксонскими герцогами князь со своей дружиной перешёл на службу к могущественному северному соседу — королю Кнуту (Кануту) Датскому, создавшему на Северном море натуральную империю из английских, шотландских, норвежских и датских земель.

«Будучи отпущен, ушел к королю данов Кнуту, и жил у негo много дней и лет, ища себе славы и доблестей в разных военных походах в Норманнии и Англии»,

— свидетельствует учёный епископ.

На Готтшальке дело не кончилось. Английский хронист Ордерик Виталий в IV книге своей «Церковной истории» рассказывает о том, как датский король Свен Эстридсен (кстати, тесть нашего воинственного бодрича) в 1066 году собирал войско в помощь Харальду III Суровому, королю Норвегии, вздумавшему силой оружия предъявить права на корону Англии.

По словам Ордерика, датский владыка направил в Англию на помощь Харальду своих континентальных союзников, в том числе «поляков и лютичей». Скорее всего, большинство их полегло костьми в разгромной для норвежцев битве при Стэмфорд-Бридже, в которой и сам король северян сложил голову.

79
Битва при Стэмфорд-Бридже между англичанами и норвежцами (художник П.Н. Аббо)

Любопытно также, что в результате Великого переселения народов та часть англов, которая не переселилась в туманы Альбиона, а осталась на своей родине между нынешними Германией и Данией, оказалась соседями балтийских славянских племён, таких, как вагры (верины) — и, как утверждает немецкий историк Паули, успела отчасти славянизироваться.

Итак, достигали ли славяне экзотических для них исландских и английских берегов? Можно с уверенностью сказать, что да, и что это не осталось незамеченным европейской письменной историей. Но это были лишь небольшие военные отряды или вовсе удальцы-одиночки, и вряд ли они оставили по себе заметный след в генофонде народов североевропейских островов или нарекли Шотландию и Уэльс в честь скотьего бога Велеса.

Поиск

Журнал Родноверие