Таинственный народ Подмосковья Куковенко В.И. Юго-западная часть нынешней территории Московской области в древности была заселена таинственным – по малости сведений о нем – народом. Этот народ, появившийся на краткий миг, исчез во мраке прошедших столетий, не оставив после себя ни письменных, ни устных свидетельств и преданий, ни заметных следов своих поселений. Осталось лишь одно имя – голядь.

Да и само имя это, переданное славянскими летописцами, несомненно, искажено. Как себя называл сам этнос – нам не известно. Собирая по крупицам лингвистический и исторический материал, историки все же выдвигают самые неожиданные предположения об этом народе, пытаясь разобраться в том. Что утаило время. И эти исторические реконструкции, хотя и не бесспорны, но, несомненно, полезны для тех, кто пытается проникнуть в тайны истории. Не безразлична эта тема и Можайским краеведам — некогда голядь заселяла всю южную часть территории нынешнего Можайского района, и этот этнос и быстрое его исчезновение до сих пор остается для нас темным и загадочным пятном исторического прошлого нашей земли.

В русских летописях сохранились всего лишь две записи о племени голядь.

Первая относится к году 1058:

«Победи Изячлав голядь»

Из этого краткого сообщения невозможно, где территориально размещалась голядь и к какому народу она относилась. Но сделать некоторые предположения все же возможно. Славяне долгое время воевали с литовским племенем ятвягов. Нам известны походы на них Владимира Святого в 983 году. Спустя более чем пятьдесят лет эти войны все еще продолжались, и окончательно сломил сопротивление ятвягов лишь князь Ярослав в 1038 году. В результате этих длительных столкновений и беспрерывных славянских набегов, ятвяги были настолько обессилены, что не имели уже возможности бороться и, снявшись со своих мест, ушли далеко на север к племенам литовским. После победы над ятвягами Ярослав вступает в войну с литовцами и совершает на них несколько разорительных походов. Нам известны его походы 1040 и 1044 г.г. Должно быть, голядь была союзником ятвягов или литовцев, поэтому сын Ярослава, Изяслав, продолжая дело отца, вскоре (1058г.) довершил разгром враждебных славянам племен. Голядь, как можно предположить, подобно ятвягам покинула свои обжитые места и отодвинулась на восток, в земли финских народов. Там мы ее и застаем в позднейшие времена.

Второе упоминание о голяди в летописях относится к 1147 году и уже указывает на географию размещения этого племени: «Шед Святослав и взя люди голядь, верх Поротвы»

Поротва – это теперешняя Протва, левый приток Оки. Протекает она по Московской и Калужской областям. На ее берегах и поселился этот народ. Как видим, за девяносто лет, прошедших с первого упоминания в летописях, голядь не только не исчезла окончательно, не растворилась окончательно среди славян и финских народов, но усилилась и размножилась и даже сохранила свое имя. О силе этого народа говорит то, что потребовался военный поход, чтобы привести его к покорности. Земли голяди, как можно предполагать, входили тогда в состав Смоленского княжества. Такой вывод нам позволяет сделать следующее соображение. В те годы шла борьба между Мономаховичами, княжившими в Восточной Руси, и Ольговичами, княжившими на западе Руси – в Киеве, Смоленске и Новгороде. Положил начало этой длительной и кровавой междоусобной борьбы один из Мономаховичей, Изяслав Мстиславович, неожиданно захватив Киев и объявив себя великим князем. Западно-русские князья Ольговичи не смирились с потерей своего наследственного удела и попытались изгнать князя Изяслава, но безуспешно. На сторону Ольговичей неожиданно стал один из Мономаховичей, Юрий Долгорукий, родной дядя возмутителя спокойствия Изяслава. Долгорукий заключил союз с князем Черниговским и Северским Святославом Всеволодовичем (отцом князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве») и помог ему воинской силой.

Святослав вновь подчинил себе племена вятичей (размещались по Оке и ее притокам), отпавших от Западной Руси при междоусобице. Для этого он совершил поход по \\Окским землям и остановился зимовать в устье Протвы. Как сообщает летопись, Юрий Долгорукий «повеле ему Смоленскую волость воевати», и Святослав поднялся зимой по Протве (пеший или лыжный поход) и воевал голядь. Эти факты и дают основание предполагать, что земли голяди входили тогда в состав Смоленского княжества. В апреле 1147 года союзники встретились в Москве, владении Долгорукого, и здесь отмечали победу. Объединившись, они продолжили разорение Смоленских земель, и воевали уже в верховьях Угры, где, предположительно, так же жила голядь.

К сожалению, по этим отрывочным летописным записям нельзя определить, к какому народу принадлежала голядь. Карамзин видел в ней галиндов, чьи племена жили в Восточной Пруссии, и которых относят то к славянским, то к германским народам. Историк С.М.Соловьев согласился с Карамзиным в том, что голядь – это одно из племен галиндов, причислив последних к народам литовским.

«Из литовских племен очень рано вошли в состав русских владений голяди или голядь, жившими по рекам Протве и Угре, замешанные среди племен славянских – радимичей. Вятичей и новгородцев. Каким же образом часть литовского племени голядей попала так далеко на восток? Простирались ли так далеко древнейшие жилища литовского племени, перерезанные после движения славян с юга, или голяди явились на Протве и Угре вследствии движения с запада, точно так, как тем путем явились славянские лехитские племена радимичей и вятичей? Может быть, даже переселение голядей на восток находилось в связи с означенным переселением радимичей и вятичей, с другой стороны, природа страны голядов и некоторые исторические данные делают вероятным переселение части этого племени на восток вследствии недостатка жизненных средств. Галиндия находилась к северу от Мазовии, была наполнена множеством вод, густых лесов и пущей; рассказывают, что в одно время народонаселение Галиндии так умножилось, вследствии долгого мира, что средств к жизни стало недостать, в таких обстоятельствах старшины определили, чтоб в продолжении известного времени все младенцы женского пола были умерщвляемы. Понятно, что ни одно из приведенных предположений не может быть принято преимущественно перед другим, но все они, вместе взятые. Достаточны для убеждения в том, что наши голяди были родственны жителям литовской Галиндии»

В подобном взгляде на голядь усомнился Н.П.Барсов, замечательный русский исследователь и ученый;

«Что касается голяди… то только сходство ее названия с Прусской Галиндией позволяет видеть в ней особое племя и причислять ее к Литве… Из половины XII века мы имеем положительные указания, что люди Голядь жили в пределах Смоленского княжения, где-то близ р. Поротвы. Объяснить появление этой литовской ветви так далеко на восток довольно трудно. Очень может быть, что еще в глубокой древности Голяди были оторваны от массы литовского племени движением славян с юга на север, — или же они явились на Протве и вследствии переселения с запада, что могло стоять в связи с переселением с запада же Славянских племен Вятичей и Радимичей, по известиям летописи пришедших от ляхов на Оку и Сожь. Как следы этого народа следует заметить: сел. Голяди в западной части Дмитровского уезда, на р. Бунятке, левом притоке Яхромы; Голяди дер. в Клинском (по левую сторону шоссе и Николаевской железной дороги), р. Голяду, впадающую в Москву с левой стороны несколько ниже столицы под селом Люблиным (берет свое начало с Белого озера у Косина), и село Голяжье в Брянском уезде на р. Десне, значущееся еще в Брянских писцовых книгах начала XVII века. Нельзя не заметить также, что в области Западной Двины, Немана и Западного Буга встречается множество населенных мест и урочищ с названиями, повидимому, близких к имени Голядей, каковые – Головск, Гольск, Голоды и т.д. Но имеют ли они какое-нибудь отношение к Голяди летописной – определить пока невозможно»

Интересные замечания Барсова дают нам возможность несколько расширить область расселения голяди. Не только Протва, которая единственная упоминается во многих исторических работах, как область обитания этого племени, но и Угра, и Москва-река. В Можайском районе к голяди может иметь отношение село Глядково (Голядково?), расположенное в верховьях реки Москвы. Если выводы Барсова верны, то большая часть современной Московской области, часть Калужской, Брянской и Смоленской областей в древности были заселены этим загадочным этносом. Возможно, что и Москва была основана на землях голяди. Это было сильное и многолюдное племя, долго защищавшее свою независимость, но вынужденное все же покориться славянам и впоследствие полностью ассимилированное ими. Но происхождение его все еще остается загадкой.

Можайский краевед Н.И.Власьев в историческом очерке, помещенном в книге «Можайский уезд» (издана в 1925 г.) относительно голяди сделал следующее неожиданное предположение:

«Можно предположить, что строители его (Можайска) были голяди, тот неизвестный загадочный народ русской истории, который нашими историко-географами относился то к финскому, то к литовскому племени, и который был, очевидно, никем иным, как «гелонами» Геродота, которых М.Н.Покровский в т.1 своей «Русской истории» называет выходцами из Византии, т.е. греками. К этому мнению склоняется и исследователь мордвы В.Н.Семенкович. Этим объясняется, пожалуй, и гадательное происхождение на языческой Руси одного из главнейших христианских фетишей русских – местной иконы Николая, вывезенной, видимо, голядами из Византии, или сделанной ими самими»

Поиск

Журнал Родноверие