Ранние славяне прекрасно понимали ход времени и его цикличность. Им удалось наблюдать смену фаз Луны и солнечного цикла, изменение продолжительности дней и ночей. Однако все эти явления они трактовали не так, как представители других культур. Этот факт лучше всего видно на примере славянской недели.

Мало кто из исследователей, особенно российских, предполагает, что уже в дохристианские времена славяне приспособили свое существование к течению недель, и уже тогда один из дней трактовался как время отдыха – так его называли воскресеньем (за малоподвижность ). Убедительных аргументов в пользу этой позиции нет.

Еженедельный отдых в еврейской или христианской культурах не был результатом естественной склонности к такой организации времени, а имел сакральную основу. Оно не могло существовать без сложного культа, регулируемого строгими правилами, или без влияния государства, как в Древнем Риме.

В традиционных обществах, в том числе и у славян, люди отдыхали не тогда, когда это рекомендовали заповеди, а тогда, когда ход работы — посев, пахота, жатва или охота — позволял отдохнуть.


Реконструкция укреплений славянского городища. Тшчиница в Подкарпатье.

Ни одно упоминание источника дохристианских времен не позволяет предположить, что мера недель была полезна славянам и что они действительно ею пользовались. В этом отношении они существенно отличались от других европейских обществ, по крайней мере тех, которые находились под некоторым римским влиянием.

Неделя с другими народами древней и средневековой Европы

На Западе названия дней недели были приняты уже в древности. В результате в итальянском, французском и испанском языках большинство из них до сих пор относятся к божествам, которые в то время отождествлялись с отдельными планетами. Поэтому, например, пятница по-французски — vendredi , а по-итальянски venerdi — от богини любви и самого яркого тела на небе после Солнца и Луны, Венеры/Венеры.

Подобная номенклатура также была принята рано среди немцев. Германоязычные народы, по крайней мере, живущие вблизи Лимса, начали использовать семидневную неделю уже в III веке нашей эры, однако переводили иностранные названия божеств или планет на взятые из собственных верований и легенд.

Следы этого процесса можно увидеть и сегодня. По-испански четверг — это праздник Юпитера, считающегося, помимо прочего, богом бурь. Однако по-немецки этот же день называется Donnerstag — буквально «день грома», в честь германского бога Донара, также называемого Тором.

Происхождение недели у славян

Подобной основы у славян не было. Как подчеркивал медиевист Юзеф Матушевский, ни одно сохранившееся славянское название дня недели не восходит к дохристианским временам. Все указывает на то, что таких названий просто не существовало, и славяне, хотя и умели наблюдать Луну, не использовали ее цикл для названия одиночных, повторяющихся дней.

В результате, как только начала распространяться новая вера, культ которой был основан на семидневном цикле, начинающемся со дня молитвы, Церкви не пришлось бороться или неохотно принимать старые условия, как это было в дело в другом месте. Он ввел совершенно новую номенклатуру, основанную на той, которую использовал сам.

Духовенство довольно бесхитростно называло дни на латыни, присваивая им номера. Воскресенье было первым днем, feria prima , хотя постепенно этот термин был заменен названием dominica — означающим День Господень. Понедельник был вторым днем, Feria secunda , среда – третьим, Feria tertia , четверг – четвертым и т. д.

Только суббота определялась как суббота в соответствии с ветхозаветной традицией — sabbatum по латыни . Аналогичная ситуация была и в церковном греческом языке.

Кто придумал славянские названия дней недели?

Считается, что такую ​​систему пересадили на славянскую почву миссионеры из круга Кирилла и Мефодия, проводившие свою операцию в Моравии в IX веке. Еженедельный порядок, известный из старославянского языка, который они использовали, идентичен тому, который используется в сегодняшних польском или чешском языках.

Воскресенье и суббота получили свои собственные названия, как в церковной терминологии, хотя первое было названо в честь покоя, а не в честь Бога. Остальные дни нумеровались как на латыни. Однако произошел весьма своеобразный сдвиг.


Славянский фольклор в картине чешского художника Альфонса Мухи. Начало 20 века.

Загадочный сдвиг

В учении Церкви воскресенье традиционно считалось первым днем. Итак, понедельник был вторым днем, вторник – третьим, среда – четвертым. В славянских языках было введено вроде бы похожее расположение, но… не совсем.

Понедельник – день, который буквально наступает после воскресенья. Но вторник – это второй день после воскресенья. Среда – средний день, четверг – четвертый день после воскресенья. Разница может показаться небольшой, но она имеет существенные последствия. Это по-прежнему влияет на понимание времени.

Длительные последствия

В западных культурах даже сегодня воскресенье часто считается первым днем ​​недели. Хотя институт выходных, как подразумевает конец недели, постепенно подрывает этот подход, а международные стандарты, принятые в большинстве стран, требуют начинать неделю с понедельника, старый порядок вещей еще не рухнул.

Чтобы это проверить, просто измените язык на своем компьютере или мобильном телефоне на английский (американский). Сразу изменится раскладка календаря, дни будут отсчитываться с воскресенья, а не с понедельника.


Славянские женщины раннего средневековья. Украшения из южной Польши.

На Западе перенос начала недели с воскресенья на понедельник — явление совсем недавнее; оно не может быть датировано более ранним периодом, чем период промышленной революции.

Однако в славянском регионе понимание времени развивалось иначе. Разговоры о вторнике или четверге на протяжении веков означали, что жители центральной и восточной частей континента рано начали интерпретировать реальность так, что это было непонятно остальным европейцам.

Для типичного славянина первым днем ​​недели издавна был понедельник, вопреки церковной традиции. Хотя даже в нашем случае мы видим некоторые следы конкуренции двух противоречивых вычислений. На эту тему даже проводились опросы.

Как пишет филолог Джоанна Садура, для 72 процентов опрошенных поляков первый день недели — понедельник. 16 процентов выбрали воскресенье, а 12 процентов не смогли определиться с одним вариантом.

Поиск

Журнал Родноверие