Христианизация Поморцев, пруссов и Ятвегов была жестоким завоеванием их земель, в котором многие кровавые карты также были записаны поляками.

Крещеная во второй половине X в. Польша, этническая и территориальная форма которой была только что сформирована первыми пястовскими правителями, расположена на границах христианской Европы. С севера и северо — востока он примыкает к землям язычников-велетов, Поморцев, пруссов и их сородичей Ятвегов. Только к югу от этих земель простирается Киевская Русь, которая, впрочем, совсем недавно приняла крещение, причем по восточному, византийскому обряду.


Святой Войцех прибывает в Пруссию, справа прусские воины. Это фрагмент Гнезненской двери XII века, когда Пруссия все еще сопротивлялась завоеванию

Князь Болеслав Храбрый хочет представить христианскую Европу как истинно набожного правителя. Задача этого-не только защищать и укреплять истинную веру в собственном государстве, но и распространять ее. Христианизационные действия миссионеров могут также дать Польше сильное международное положение, поднять престиж ее правителя в глазах императора и папы, двух самых влиятельных людей Европы.

Поэтому Болеслав поддерживает миссии среди язычников. Первая из них, хотя и неудачная и завершившаяся трагедией, прославит имя человека, взявшего ее (а часть этой славы пойдет и на Болеслава). В 997 году епископ Войцех Славникович отправляется в страну пруссов. И погибает там от рук язычников. Болеслав скупает его останки у пруссаков (предполагаемые, но на кого усомниться в их подлинности), начинаются процедуры канонизации миссионера. Атмосфера этому благоприятствовала, Войцех был другом не только Болеслава, но и самого императора Оттона III, а тот в добром комитиве живет с папой Сильвестром II. Болеслав сбрасывает со счетов смерть Войцеха и в 1000 году приобретает церковную митрополию в Гнезно, центре зарождающегося культа епископа мученика. Из его неудачной ведь миссии в Пруссию ловкий Пяст выжимает более ста процентов выгоды, в том числе основание епископства в Померании, в Колобжеге. Однако сама христианизация Пруссии временно уходит на второй план.

Ее идея возрождается с приходом в Польшу Бруно из Кверфурта, в остальном друга Святого Войцеха, как и он, полного миссионерского рвения. Бруно хочет распространять веру среди многих, но после этого у него нет благоприятной атмосферы. Заодранские многие — союзники нового императора Генриха II, вступившего в конфликт с Болеславом храбрым. А если бы эта последняя миссия у языческих друзей Генриха удалась, хуже того, во славу ее защитника? Затем Бруно отправляется в Пруссию в 1009 году, а точнее — в племя Ятвегов. К своему несчастью.

Как сообщает летописец Тьетмар Мерзебургский,

„они схватили его и за то, что он так любил Христа, который является главой Церкви, отрубили головы и ему, как ягненку, и его восемнадцати товарищам”

Миссия Бруно из Кверфурта забывается, и это на многие века. А ятвеги еще долго будут сопротивляться попыткам христианизации.

Померания и законы войны

Точно Так Же Померанцы. Их прибалтийская земля еще живет и становится целью пястской экспансии. Однако польские успехи в христанизации Померании и вообще в Поморской политике оказываются эфемерными. В Колобжеге не осталось давно основанного епископства. Внук Храброго Казимеж Возобновитель должен вести ожесточенные бои с Померанцами.

"Погромив ложных христиан, уже без страха поразите язычников",

— гремит в бой своих рыцарей, как сообщает летописец Галл Аноним.

"Успехи жития и, Болеслава Храброго или Казимежа реставратора не носили постоянного характера и не приводили к интеграции Померании с Польшей”,

- резюмирует историк средневековья Кшиштоф Беньскевич.

Поэтому во время правления Владислава Германа в Померанию (вероятно, только Восточную) отправляется новая польская вооруженная экспедиция. Воины Германа овладевают поморскими крепостями, часть из них становятся экипажем, остальные сжигают и грозят дотла. Это напоминает старую политику Пястов, использовавшуюся на заре их истории в Великой Польше, где археологи обнаружили множество следов сожженных в X веке городов, разрушение которых коррелирует с расширением племени полян. Однако, если этот исторический образец завоевания действительно использовался, то на этот раз идея оказывается неудачной. В результате вспыхивает восстание вроде бы уже покоренных Поморцев, свергающее польское владычество над Балтикой.

На пути экспансии к Поморцам возвращается сын Германа Болеслав Кривоустый. Его политику можно определить просто: безжалостное завоевание, без жалости ко всем, кто осмелится сопротивляться.

"Итак, он поспешно вошел с намерением осадить некий, ничуть не прославленный и укрепленный город, который, однако, не устоял перед его первым штурмом”,

- воспевает одну из побед Болеслава его не известный нам по имени панегирист, называемый Галлом аноним, который своего хлебодавца стремился создать для олицетворения рыцарских добродетелей.

”И похитил оттуда множество трофеев и пленных, и поступил с воинами по законам войны". Эта последняя формулировка Галла означает казнь пленных, которые, вероятно, отклонили первоначальный призыв к капитуляции. Несчастным все-таки повезло, если Болеслав просто приказал обезглавить их мечом, а не нанести им смерть в муках. И это не невозможно, учитывая, что даже своим подданным он угрожал за непослушание виселицей, а врагов ослеплял. Описанная Галлом драма защитников не была единичным случаем. Также воевода Болеслава Скарбимир Авданец " захватил некий город, откуда вывел немногочисленных пленных и захватил добычу, а город весь сжег до щиты”

Между строк нетрудно понять, почему пленников казначея было мало.

Аналогичной трагедии избегают Чернышев. Болеслав

" нападал на город, пока не заставил его сдаться и не включил его в свое государство. Кроме того, он побудил многих отказаться от язычества и принять [христианскую] веру, а самого правителя города возвел из здруя крещение св."

В свою очередь, однако защитников Велюня над Нотецью

" поляки, помня о стольких трудах, стольких смертях, стольких суровых зимах, стольких предательствах и засадах, всех убили, никого не жалея и не слушая даже самого Болеслава, который запрещал это”, — пишет Галл как бы с чуть уже ощутимой ноткой смущения. Но тут же резко добавляет: "так медленно истребил Болеслав непокорных и своенравных Померанцев ,как [впрочем] должны были быть притупленные переселенцы”

Жестокость войн с Померанцами не отклоняется от стандартов эпохи. До совершения действий, которые сегодня по праву считались бы ужасными военными преступлениями, не колеблясь, самые выдающиеся вожди средневековья. Во время Третьего крестового похода король Англии Ричард Львиное Сердце приказывает казнить захваченных в плен мусульманских военнопленных численностью около 2600 человек. Несколькими годами ранее его противник, рыцарский султан Саладин, вырезал 100-200 тамплиеров и госпитальеров, взятых в плен в битве при Хаттине. После взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 г. под меч идут тысячи жителей, независимо от вероисповедания. Еще в XV веке английский король Генрих V убьет французских пленных под Азенкуром. Польский польский король Казимир Великий, захватив Костян, выбивает его побежденный гарнизон, а по приказу Владислава Локтека польские рыцари режут пленных тевтонских рыцарей под пловцами. Таким образом, средневековые поляки не были здесь ни хуже, ни лучше, чем их современники по профессии...

Святые поддерживают священную войну

Война с язычниками — это вера, довольно распространенная в Средневековой Европе для крестовых походов. Также в Польше. Они могут рассчитывать на Божью благодать и прощение грехов. В самой борьбе же за благосклонность святых Господних и бесценную помощь с их стороны.

По словам Галла Анонима, на сторону поляков вмешался сам святой Войцех:

"ибо явился померанцам какой-то вооруженный муж на белом коне, который пугал их добытым мечом и гнал их на ломаную шею с лестницы и через двор города. Так что перебежчики, разбуженные криками язычников и шумом, без сомнения, по причине славного мученика Войцеха, были спасены от грозящей им опасности смерти”

В другой раз к победе над Померанцами способствует Святой Лаврентий, что так описывает другой летописец, мастер Винцентий Халлубек:

"ибо есть в Крушвице церковь Блаженного Вита, на вершине которой виднелась редкая красота и фигура юноши, чей невыразимый блеск, как говорится, просвещал не только город, но и предместья. Тот, спрыгнув с злотым копьем, удалился впереди рядов, который видел видимое божественное чудо и тайну такого великого явления с обожанием восхищался, пока под городом Накло, словно копьем сотрясая, не исчез"”

Решающая победа над идущими с отступлением войсками Померанцев одержана именно в День Святого Лаврентия.

"Сегодня по благодати Божией и заступничеству святого Лаврентия меч ваш уничтожит идолопоклонство Поморцев и их рыцарскую гордость!"

- так, по словам Галла, восклицает Болеслав, согревая свои хуфы в бой.

С такими помощниками у язычников нет шансов.

"Там пало несколько храбрых рыцарей из числа христиан, но из тридцати тысяч язычников ушло всего десять тысяч. Я свидетельствую о Боге, по чьему делу, и о святом Лоренцо, по просьбе которого был совершен этот погром”.

- с энтузиазмом сообщает летописец.

Годы 1119-1121 гг. знаменуют собой финал завоевания Померании Кривоустом. До полной христианизации еще предстоит пройти долгий путь, прорыв принесут только миссии Отто Бамбергского (впоследствии Святого, по праву названного апостолом Померании) в 1124-1125 и 1128 годах. Несмотря на все победы Болеслава, Западная Померания избегает аннексии. Не одобрял ее император Лотарь III, которому Болеслав, рад нерадив, должен воздать должное. Прибалтийская земля сохраняет свою самобытность и родную династию. Померанцам повезло, соседнюю Пруссию ждет совсем другая судьба.

Сарацины, то есть половцы?

Но горе тем, кто предаст истинную веру, объединившись с идолопоклонниками. Горе князю Збигневу, который, защищая свои права на престол, пользуется вооруженной помощью Померанцев. Горе и князю Владиславу, преемнику Кривого, когда, выступая против мятежных братьев, он привозит в Польшу „Sarracenos et Rhutenos”, как выразился летописец Винсентий Пражский („barbarorum” — обозначает их корпус). Разве не за коншахты с иноверцами и язычниками скоро постигнет Владислава справедливое наказание? Сначала падает проклятие архиепископа гнезненского Иакова, а потом страшное поражение, после которого он должен покинуть страну? Неудивительно, что многие из них видят в этом последствия божественного гнева.

Эти люди Владислава, конечно, русины, уже не в первый раз с ним союзники и, разумеется, неугодные Богу раскольники. Но кем могут быть эти Сарраценосцы, ведь не последователи ислама? Историки прослеживают в них языческих пруссов, однако эти „сарацины” вполне могли принадлежать к кочевым народам, соседствующим с Киевской Русью, один раз то вторгаясь в нее, то выступая в роли союзников тамошних князей. Хотя Бы Половцами. Доказательства того, что средневековая Польша имела контакты с этими кочевниками, и не дружеские, дает нам хотя бы топономастика. Деревня пловцы, прославленная памятной битвой Владислава Локтека с тевтонскими рыцарями, вероятно, обязана своим названием заключенным там половецким пленникам. Другие пловцы мы найдем под Саноком, еще одни-нынешние пловцы около среды Велькопольской, а на Подлясье, недалеко от границы с Беларусью, есть деревня половцы. Обратим также внимание на Бещадскую Команчу и на то, что половцы были известны также под именем половцев.

Не стоит удивляться стольким топономастическим следам. История зафиксировала множество набегов половцев на наши земли. Галль аноним пишет о Громовой победе, которую он одержал над половецкими захватчиками Болеславом Кривоустым в 1100 или 1101 году.

(”бесчисленные толпы пловцов собрались с намерением как обычно расправиться с загонами по Польше",

- пишет он)

В 1120 году под руководством русского князя Андрея доброго половцы принимают участие в очередном грабительском набеге на Польшу. Они доходят до Вислы, где их снова громят рыцари Болеслава Кривого. Несмотря на это, половцы с русинами по-прежнему вооруженно преследуют его государство. В 1135 году их загон уходит далеко в глубь Малой Польши и сжигает Вишлицу. Вполне возможно, что и в этих Сарацинах под Познанью в 1146 г. следует видеть именно половцев.

Прусская кровавая баня

Прошло не так много времени с момента свержения Владислава (изгнанника, которого отныне называли), как его преемник Болеслав кудрявый отправляется в Пруссию с военной экспедицией в 1147 году, году Второго крестового похода. Польская экспедиция на практике равна по рангу крестовому походу. Папа Евгений III дает своим участникам индульгенцию грехов, часть из них отправляется в Пруссию, чтобы исполнить крестовые обеты там, а не на Святой Земле. После первой прусской экспедиции отправляются другие. Болеслав применяет к пруссакам тактику палки и моркови, предлагая в пакете принятие христианства и сохранение имущества или отказ от крещения и смерти. И навязывает им хоть какой-то Дани, побуждает их выставлять подкрепляющие войска во время своей войны с империей, но уговорить пруссов отказаться от идолопоклонства оказывается уже гораздо сложнее. Некоторые из запуганных язычников, правда, принимают крещение, но и эти обращения оказываются очевидными. Пруссы после ухода захватчиков спокойно возвращаются к прежней вере. Отступничество в Средние века-преступление, которое должно быть наказано как можно строже. Курчавый имеет для регулирования также частные, пястские отношения с Пруссией.

Затем он вошел в Пруссию, страну очень дикую, откуда, ища, а не находя возможности для борьбы, вернулся с обильным трофеем, устроив пожары и взяв пленных-Галл Аноним о вторжении Болеслава Кривого в Пруссию

Ибо не так давно, как-то в 1151-1158 годах, они вооруженно вторглись в Мазовию и захватили Плоцк, не только ограбив там могилы Владислава Германа и Болеслава Кривоустого, но и погубив по этому поводу их мирские останки. Неслыханное, вопиющее о мести оскорбление рода! В 1166 году в прусскую глубь отправляется новая польская военная экспедиция. Как ни странно, пруссы делают ей кровавую баню. Польша Польша

" почти весь цветок польского рыцарства пал там под яростным натиском врагов, польские знамена захватили врагов. Труп герцога Сандомирского Генриха, отрешенный позорным, достойным жалости образом от его [княжеских признаков], смешанного в куче трупов поглотил болото, если можно назвать поглощением и смертью, которую он понес из любви к Родине и ради обеспечения победы народу”

— такими словами неслыханное польское поражение опишет через несколько столетий историк Ян Длугош.

В узлах и полостях они покрылись

В 1193 году Казимир справедливый, брат и преемник кудрявого, отправляется на Ятвегов, битное племя, населяющее часть Пруссии под названием Судовия и, следовательно, причисленное к судовым. Ятвегов не стал вступать в открытую борьбу с войском Казимира.

"Потому что враги не так для трусости, как скорее для хитрой засады в кнеях и ямах,

— пишет Халубек.

"Ибо они в хитросплетениях очень искусны, а в поле боя непригодны, могут больше коварством, чем силой, больше смелостью, чем храбростью. Чтобы не казалось, что Лехиты, не найдя их, праздны, с большей силой принялись опустошать храмы, замки, брогов, высокие здания, уничтожая огнем амбары, наполненные зерном”

Правитель Ятвегов выступает перед Казимиром, но только для того, чтобы вывести его в поле, как много лет назад другие пруссы его брата. Казимеж справедливый триумфально возвращается в Краков, однако шумно празднуемая победа над Ятвегами оказывается чисто иллюзорной.

Также из создания в XIII в. новой прусской епархии и деятельности ее епископа Кристиана мало что видно изначально. Как и в прусских планах сына праведника, князя Лешка Белого. Герцог дает крестовые обеты, а затем выговаривает у папы Гонория III, чтобы исполнить их не в далекой Святой Земле, а в соседней Пруссии.

При этом он предлагает довольно оригинальную стратегию:

„будучи соседом пруссов, он легко может вторгнуться в эту страну с многочисленным рыцарством, не только защищать новообращенных, но и по милости Божией обращать других язычников своим трудом и рвением. С этой целью, как они сообщают, он намеревается в центре их земли основать новый город и в нем устроить рынок соли и железа, недостаток которого страдают язычники, чтобы, прибыв туда для удовлетворения этой потребности, легче из уст проповедников слушали и более эффективно слушали слова вечной жизни”

И действительно, после долгих затяжек, хотя и без особого энтузиазма, военная экспедиция Лешка отправляется наконец в Пруссию. Но я все еще увяз в Хелминской земле. Столько пользы от нее, что участвующие в ней князья пястовские и поморские решают создать прусскую сторожку, что-то вроде войск пограничной охраны, набранных из рыцарства княжеств, присоединяющихся к этому предприятию (и имеющих их софинансирование, что не каждому из Пястов по вкусу). Но и эта идея оказывается ошибочной, вскоре охраняющие границу рыцари уничтожаются неожиданным прусским нападением, в атмосфере поиска виновных вся система прусских сторожей разваливается, как в буквальном, так и в метафорическом смысле.

Рыцари в белых плащах

Однако неудачная экспедиция кажется неожиданной, а для пруссаков зловещим урожаем. На ней встречаются два польских принца, брат Лешека Белого Конрад Мазовецкий и его двоюродный брат Генрих бородатый. Первый живо заинтересован в том, чтобы положить конец угрозе его Мазовии прусскими рейдами. Второй только что сделал в своем Силезском районе первые пожертвования в пользу ордена больницы Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме, то есть тевтонских рыцарей. Вероятно, некоторые из них участвуют в злополучном крестовом походе Лешека Белого. Многое указывает на то, что именно Генрих, поддерживающий прекрасные отношения с тевтонскими рыцарями и даже связанный аристократическими связями с высшими властями ордена, подсказывает Конраду решение прусской проблемы. Пусть это тевтонские рыцари позаботятся о нем, пусть это они защищают горящую границу, пусть они укрепляют христианскую веру в Пруссии! Конрад подхватывает эту идею и в 1226 году помещает тевтонских рыцарей в Хелминскую землю. Вернее, он выдает только соответствующий документ, потому что первые вооруженные монахи стягиваются в 1228 году, когда в полученном от Конрада Мазовецком замке, крещенном именем Фогельсанг, птичье пение, оседают сначала едва ли два рыцаря-монаха, господа Филипп фон Галле и Конрад фон Ландсберг, а также их немногочисленная челядь и служба.

Но в 30-е гг. В XIII веке рыцари-монахи в белых плащах с черным крестом уже располагают достаточной силой, чтобы приступить к систематическому завоеванию Пруссии. Через несколько десятилетий он приведет к превращению этой земли в ядро их монашеского государства. Тевтонцы используют уже отработанные и проверенные методы. Они вторгаются в пруссов, как онги-Померанцы. За исключением того, что они делают это систематически, год за годом, все дальше раздвигая границы своего прусского владычества.

"Они убили так много некрещеных, что многие из них утонули в собственной крови. Они схватили мужчин и женщин в своих укрытиях и вытащили их обратно”,

- пишет один из летописцев о судьбе прусского племени Скаловых.

На завоеванных территориях тевтонские рыцари строят крепости (все более мощные-от первоначальных деревянных крепостей до каменных замков), которые, в отличие от концепции Лешека Белого, предназначены, однако, не для торговли, а для управления новыми приобретениями ордена и их защиты. Вокруг них развиваются новые города и растут латифундии.

В умиротворении Пруссии помогают тевтонским рыцарям сами пруссы, особенно витинги, социальный слой воинов. В остальном это те, кто до завоевания трудился над грабительскими набегами на соседей, получая от них львиную долю пользы. В настоящее время они постепенно переходят на позиции сотрудничества с захватчиком.

Их обители разрастаются

Все-таки завоевание идет не так, как с лепестком. Завоеванные пруссаки подняли в XIII в. до трех восстаний. Далекие загоны Ятвегов, бывших непримиримых противников Казимира праведного, достигают даже Хелминской земли. Надровы и Скаловы вторгаются на Самбийский полуостров. Сражаясь с судовыми, тевтонские рыцари столкнутся с теми же трудностями, что и раньше поляки.

"Судовы не были легким противником для крестоносцев",

— пишет историк Уильям Урбан.

"Прежде всего, они были хорошими воинами и были довольно многочисленным народом; кроме того-их земли лежали далеко на востоке, среди, казалось бы, непроходимых болот и лесов. (...) Также было трудно вовремя обнаружить их отряды, пока они не напали врасплох на одинокие поселения и лагеря”

О потенциале судовых неплохо свидетельствует и то, что в свое время, вторгшись в соседнюю Галиндию, они сумели похитить и переселить ее население.

Но на этот раз именно орден применяет эту радикальную меру. Большинство из тех Ятвегов, которые выживают из ада войны, тевтонские рыцари переносят в первую очередь на Самбийский полуостров. Их там будет столько, что их потомки сохранят свою речь и память о происхождении еще в XVI в.

Прежние, опустевшие теперь обители судовых и Галинд разрастутся пограничной пустыней, в которую тевтонские рыцари войдут, чтобы завоевать Жмудж, а затем и Литву. В долгосрочной перспективе этот шаг окажется для ордена роковым.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие