Источник: Журнал «Природа», №4 за 2004 год.
Ольга Михайловна Иванова-Казас, доктор биологических наук, выдающийся отечественный эмбриолог, автор монографий и учебников по сравнительной эмбриологии беспозвоночных и позвоночных животных, а также множества публикаций по биологии развития отдельных групп. Эти работы давно стали незаменимыми энциклопедическими пособиями для биологов разных специальностей. Огромный опыт сравнительно-эмбриологических исследований и знание мировой литературы в этой области науки позволили Ольге Михайловне проявить писательский талант в новом, неординарном жанре – описании фантастической группы Mythozoa, базой для которого служат реальные методы сравнительной морфологии, эмбриологии и палеонтологии. 28 декабря Ольге Михайловне исполнилось 90 лет; мы от всей души поздравляем её с юбилеем, желаем здоровья и вдохновения.
В мифологии действуют иные законы, нежели в нашей прозаической реальности. Анатомические особенности мифозоев мы уже обсуждали [1, 2], теперь же речь пойдет о выполнении ими одной из важнейших жизненных функций – размножения.
В животном мире, как известно, представлены два типа размножения – половое и бесполое. В первом случае новый индивид развивается при участии двух специализированных половых клеток, обладающих гаплоидным набором хромосом, – женской (яйца) и мужской (сперматозоида). В результате их слияния нормализуется количество хромосом и образуется зигота, из которой и формируется новый организм. Кроме того, существует и вторично упрощенный вариант полового размножения – партеногенез (девственное размножение), когда яйцо начинает развиваться без оплодотворения. Животные, ведущие прикрепленный или паразитический образ жизни, при котором встреча особей разного пола затруднена, часто бывают гермафродитами, т.е. обладают органами обоих полов и способны к самооплодотворению. Такие животные могут размножаться и бесполым путем, при этом материалом для развития нового индивида служат обособившиеся группы соматических клеток с диплоидным набором хромосом. Исторически бесполое размножение предшествовало половому. Низшие многоклеточные животные обычно размножаются обоими путями, позвоночным животным (а большинство мифозоев относится именно к этой группе) бесполое размножение не свойственно. Известно лишь одно редкое исключение – полиэмбриония у броненосцев, при которой из одной зиготы развивается несколько зародышей (это происходит и при рождении однояйцевых близнецов у человека).
Мифологические персонажи резко отличаются от обычных животных и людей. Хотя среди мифозоев есть и мужские, и женские особи, зачатие у них может быть вызвано весьма странными причинами: ветром, съеденными бобами, случайно проглоченным насекомым и т.д. Размножение фантастических существ, происходящее при участии только одного родителя, в дальнейшем будем называть бесполым, несмотря на то, что за этим может скрываться и партеногенез.
Проблема происхождения жизни на Земле одна из самых обсуждаемых в науке, существует немало по этому поводу гипотез. Мифология предлагает свой вариант – создание живых существ богами, иногда из неживых материалов (глины, камня, дерева). Согласно Библии, Бог, который существовал вечно, создал мир всего за шесть дней. Растения появились на четвертый день творения, рыбы, пресмыкающиеся и птицы – на пятый, а звери и первый человек Адам – на шестой. Каким образом были созданы животные, Библия ничего не сообщает, а вот Адама Бог сотворил из праха земного, Еву чуть позднее – из адамова ребра. Первые люди с самого начала стали размножаться, как и современные.
В других мифологиях мы встречаемся с более разнообразными способами возникновения и размножения живых существ. Обычно, как и в природе, на начальных стадиях развития жизни размножение происходило бесполым путем. Как правило, некое первичное существо становилось прародителем других богов и людей. Шумеры (самые древние жители Месопотамии) считали праматерью всего сущего дочь Океана Намму, которая «произвела из себя» (бесполым путем) сына Ану и дочь Ки; они стали мужем и женой и заселили своими детьми Землю.
В египетской мифологии содержится несколько сказаний о происхождении мира [3]. По одной из них, изначально существовал бог Нун, олицетворяющий океан, омывающий землю со всех сторон. Потом из начальных вод появился в виде нильского гуся бог солнца Амон. Никем не сотворенный, он создал себя сам. Своей белизной он прорезал извечную тьму, а своим гоготом нарушил безмолвие мира. Этот Великий гоготун снес яйцо, из которого вышел Ра (тоже бог солнца). По другой версии, Ра родился из цветка лотоса, выросшего на первозданном холме. «Заплакал младенец от радости, что обрел жизнь, и слезы его, касаясь холма, превращались в людей».
Но существует еще одна версия, согласно которой Ра породил людей путем самооплодотворения (каким-то образом ему в рот попала его собственная сперма), т.е. оказался в роли гермафродита [4]. Как у Ра затем родились Осирис, Сет, Исида и некоторые другие боги, не ясно. В этой истории мы встречаемся с вечным существованием Нуна, самозарождением Амона, не совсем ясным способом рождения Ра, который бесполым путем породил других богов. Первый вариант появления людей можно трактовать как результат оплодотворения Земли слезами маленького Ра.
В индуистской мифологии также довольно много разных теогонических версий, все пересказывать не станем, вспомним лишь одну из них. Сначала существовало Золотое яйцо, из которого вылупился бог Брахма. Оглядевшись вокруг, он увидел, что одинок во Вселенной, и ему стало страшно. Тогда он «силой своей мысли» породил семерых сыновей, которые выходили из разных частей его тела: из глаз, из уст, из ноздрей, из правого уха, из левого уха и т.д. Перечислять всех этих богов нет надобности, важно только, что из большого пальца правой ноги вышел бог Дакша, а из большого пальца левой ноги – богиня Вирини. Дакша и Вирини стали супругами и продолжили дело заселения Земли половым путем [5].
В славянской мифологии прародитель всего сущего Род, подобно Брахме, зародился внутри яйца, происхождение которого не известно. Еще в яйце он родил Ладу (это его женская ипостась, матерь богов), а позднее – бога-кузнеца Сварога. Тот, в свою очередь, родил Небесную корову Земун. Тем временем из пены морской самозародилась Небесная уточка, которая без участия селезня (т.е. партеногенетическим или бесполым путем) стала откладывать яйца, а из этих яиц выводились другие волшебные птицы и сирины (полуженщины-полуптицы).
Из искр, которые высек Сварог, ударив молотом по волшебному камню Алатырь, возникли бог огня Семаргл и бог ветра Стрибог. Сходным приемом Черный змей создал нечистых духов. Затем Сварог и Лада сотворили (а не родили) разных животных, а людей изготовили из камешков, которые бросали через плечо. Потом уже обычным способом они произвели на свет Перуна.
Кроме того, в славянской мифологии упоминается Златоперая щука, поев которую Лада родила трех дочерей: Лель (Любовь), Живу (Жизнь) и Марену (Смерть); корова Земун, подлизавшая остатки, родила Белеса, а Мать-Сыра-Земля, на которую упали кости щуки, – Ярилу-Пахаря [6]. (Возможно, во всех этих случаях происходил партеногенез, спровоцированный какими-то биологически активными веществами, содержавшимися в теле Златоперой щуки).
В Древней Греции, судя по «Теогонии» Гесиода [7], стадия бесполого порождения живых существ была сравнительно короткой: сначала существовал Хаос, потом появились Гея (Земля), Тартар (Бездна) и бог любви Эрос. Затем Хаос породил Никту (Ночь) и Эреба (вечный Мрак). Никта родила от Эреба бога сна Гипноса, бога смерти Танатоса, богиню справедливой мести Немезиду и некоторых других богов. А Гея (Земля) сначала родила Урана (Небо), а потом под влиянием стихийной силы Эроса (Любви) вступила с Ураном, а затем с Тартаром в сексуальные отношения и родила еще многих богов и мифозоев обоих полов. Бесполое размножение случалось и в более поздние эпохи мифологической истории древних греков. Так возникли вооруженные люди из посеянных в землю зубов убитого Кадмом дракона, хотя они вовсе не были похожи на своего родителя.
В Древней Греции существовали и другие космогонические мифы. Например, по преданию пеласгов (народа, населявшего Балканы до прихода туда эллинов), сначала из Хаоса возникла Эвринома (богиня всего сущего), которая отделила небо от моря и начала танцевать над волнами. Одновременно появился змей Офион (Северный ветер). Он обвил Эвриному и оплодотворил её. «Вот почему северный ветер, который зовется также Бореем, оплодотворяет, вот почему кобылы, поворачиваясь задом к этому ветру, рождают жеребят без помощи жеребца». После этого Эвринома снесла Мировое яйцо, из которого появилось все на свете: солнце, звезды, земля, горы, реки и живые существа, затем и семь планетных систем. Своим прародителем пеласги считали Офиона [8].
Хотя в мифологии считается нормой существование двух родителей у людей и животных, сексуальные отношения трактуются подчас весьма своеобразно. Так, бог-громовержец Перун ехал однажды по берегу Днепра, а на противоположном берегу находилась русалка Рось и пела песнь, в которой обещала наградить своей любовью того, кто переплывет реку. Перун попытался сделать это, но отец Роси Днепр (бог одноименной реки) воспрепятствовал этому. Тогда раздосадованный Перун пустил в Рось стрелу и попал в камень, за которым она спряталась. В результате в камне зародился бог солнца Дажьбог, родителями которого считаются Перун и Рось.
Таким же совершенно необычным образом был зачат человек-дракон Фуси, играющий важную роль в китайской мифологии. Его мать, гуляя на берегу озера, имела неосторожность наступить на следы какого-то неизвестного существа, в результате она забеременела и родила Фуси. Потом выяснилось, что следы эти принадлежали Лэй-шэню – дракону с человеческой головой, который был признан отцом Фуси.
В отличие от реальной жизни, в мифологии нередко происходит сближение животных, анатомически сильно отличающихся друг от друга, а потомство от подобных союзов бывает совершенно непредсказуемым.
Некоторые племена считали своим прародителем (тотемом) какое-нибудь животное или даже химеру. Так, например, Геракл не погнушался вступить в интимные отношения с Ехидной, которая выше пояса была красивой женщиной, а ниже – змеей; от них родился Скиф – прародитель племени скифов, которые считали себя потомками некоей змееногой богини. Интересно, что та же Ехидна вместе с другим человекозмеем Тифоном (у него вместо ног и рук были пучки змей, а тело покрывали перья, поэтому Тифона часто изображали с птичьими крыльями) произвели на свет множество всяких чудовищ. Самые известные из них Немейский лев, Лернейская гидра (девятиголовая водяная змея), трехглавый пес Цербер, Сфинкс (крылатая львица с женской головой и грудью) и пресловутая Химера, у которой были три головы – львиная, козья и змеиная. У родителей этих чудовищ были наследственные задатки человека, птицы и змеи, а происхождение генов льва, собаки и козы остается генетической загадкой. Очевидно, мифология законам наследственности не подчиняется.
Любопытные сведения о размножении содержатся в средневековых бестиариях. Бесполым, видимо, следует считать размножение единорогов. Изображения этого мифического животного встречаются на индийских печатях, относящихся к третьему тысячелетию до н.э., однако в существование единорогов люди верили вплоть до XVIIв. В древнерусских азбуковниках сообщается, что единорог не имеет подруги и живет 532 года, после чего сбрасывает свой рог и мочится на его окровавленный «корень»; затем из рога образуется червяк, а из червяка развивается новый единорог [10].
А самка фантастической толстобрюхой и живородящей змеи-ехидны (не имеющей никакого отношения к древнегреческой Ехидне) во время спаривания откусывает самцу голову, в которой якобы содержится сперма. Завершившие внутриутробное развитие детеныши выходят из матери, прогрызая стенку её тела, и тем её убивают [11].
Причудливый способ размножения приписывало воображение средневековых людей василискам, которых изображали в виде черного петуха с крыльями летучей мыши и змеиным хвостом. Своим взглядом василиски убивали людей и животных, сжигали траву и раскалывали скалы. Лишенные самок, они спаривались друг с другом и откладывали яйца, которые должна была высиживать жаба. Из яиц вылуплялись обыкновенные цыплята, которые лишь позднее приобретали анатомические особенности взрослых василисков. Возможно, василиски только по внешнему виду казались петухами, а на самом деле были гермафродитами?
Интересно, что истинный гермафродитизм встречается в мифологии гораздо реже, чем в природе. Вспомним египетского бога Ра, который оплодотворил себя, проглотив собственную сперму. Гермафродитами были африканские человекозмеи Номмо, которые стали прародителями обыкновенных людей [4]. Лучше всего известен древнегреческий Гермафродит – сын Гермеса и Афродиты, имя которого стало нарицательным. Сначала он был обыкновенным юношей, но очень сексапильным (еще бы, ведь он сын богини любви!), в которого страстно влюбилась нимфа Салмакида. Не встретив взаимности, она умолила богов навсегда слить её тело с телом Гермафродита. Но из-за того, что получившееся единое существо, как и прежде, называлось Гермафродитом, возникает сомнение, был ли он настоящим гермафродитом в зоологическом смысле этого слова. Видимо, мужское начало в нем преобладало, а какая-то часть Салмакиды имела вид второстепенного придатка. Тем более что Гермафродит остался бесплодным – ни о каких его потомках в мифологии не упоминается.
Сходная история есть и в китайской мифологии. Жили некогда брат и сестра, которые вопреки существующим обычаям поженились. В наказание их сослали в горы, и там они умерли от голода и жажды. Пожалел несчастных бог Юйцян и накрыл их тела травой бессмертия. Через семь лет влюбленные ожили, но за это время их тела срослись и получилось существо с двумя головами, двумя парами рук и ног. В отличие от Гермафродита, это двуполое существо производило на свет детей такого же строения. Так возник целый род, получивший название «мэншуан» – сросшиеся [4].
В сочинении Платона (428– 348 гг. до н.э.) «Пир» [12], близком по духу к мифологии, один из пирующих рассказывает, что люди первоначально имели шаровидное тело и двойной набор всех органов – два лица, две пары рук, две пары ног и т.д., среди них кроме мужчин и женщин были и двуполые андрогины. Потом Зевс разрезал их вдоль таким образом, что получились современные люди с одним лицом, одной парой рук и одной парой ног. С тех пор получившиеся после разделения мужчины и женщины жаждут воссоединится со своей бывшей половиной. Те из них, которые произошли от андрогинов, тяготеют к лицам противоположного пола, а происшедшие от однополых особей склонны к гомосексуализму.
Как ни странно, идею Платона, освобожденную от второстепенных подробностей, разделяют и некоторые более поздние богословы. По их мнению, гермафродитизм – идеальное, так сказать, самодостаточное состояние. В трактатах, толкующих Библию и Талмуд, иногда говорится, что Адам и Ева были сначала единым существом, а потом Господь разделил их ударом топора [13]. Такой же смысл приписывается библейской легенде о создании Евы из ребра Адама. А взаимное влечение полов трактуется как стремление к совершенству. Не ясно только, почему Бог, создав человека совершенным, низвел затем людей до уровня раздельнополых животных.
В то же время среди мифозоев есть немало таких, вся популяция которых состоит из особей одного пола. Таковы циклопы, кентавры, сатиры, тритоны, гиппокампы, русалки и др., но об их размножении известно мало. Н.Н. Кондаков изобразил развитие русалок из икринок, похожих на лягушачьи [14]. Поскольку икра – это яйца, т.е. половые клетки, можно подумать, что мы имеем дело с партеногенезом, но существует также предположение, что супругами русалок были водяные – существа вполне антропоморфные. Если так, то можно говорить о резко выраженном половом диморфизме.
Более определенны сведения о размножении кентавров. Первый Кентавр был сыном Иксиона (человека) и богини облаков Нефелы. Спариваясь с кобылицами, он породил целое племя кентавров, которые стали покушаться на женщин, из-за чего возникла война с лапифами, закончившаяся истреблением кентавров. Нечто подобное могло происходить и у тритонов. Первый Тритон был сыном Посейдона и Амфитриты, потом сексуальными подругами тритонов могли стать наяды. Что касается одноглазых великанов циклопов (сыновей Урана и Геи, одолевших титанов), то можно предположить, что они появились в результате каких-то пороков развития. Ведь и у современных позвоночных животных, и людей иногда встречается похожее врожденное уродство (циклопия), возникающее вследствие нарушения эмбрионального развития (выпадения нормального разделения зрительного зачатка). Однако подобное объяснение неприложимо к кентаврам, тритонам и другим химерам, так как никакие нарушения развития не могут привести к возникновению у зародыша органов другого вида животных.
Мифология мало внимания уделяла индивидуальному развитию своих персонажей. Описанные в мифологии случаи метаморфоза к этому не имеют никакого отношения, так как не входят в программу нормального развития, а вызваны чисто внешними причинами – вмешательством богов или колдовством. Есть некоторые сведения только о развитии китайских драконов. В частности известно, что у них (как и у василисков) крылья появляются на довольно поздних стадиях постэмбрионального развития – совсем как у насекомых. (Возможно, на эти представления повлияли те сведения о метаморфозе насекомых, которыми располагали китайцы, с глубокой древности занимающиеся шелководством.)
В заключение несколько слов о смерти мифологических персонажей. В природе рождение и смерть изначально сосуществуют, а в мифологии сначала происходили только рождения, так как главной задачей было заселение Земли живыми существами. Если мифозои и погибают, то всегда насильственной смертью. Естественная смерть (от старости) – удел людей и обыкновенных животных. Согласно индийской легенде, сначала люди, как боги, были бессмертными, но они так размножились, что Земле стало трудно нести такую тяжесть, и она пожаловалась на это Брахме, и тот создал Смерть. Однако для мифозоев она не страшна, поскольку иногда возможно и воскрешение из мертвых.
Литература
1. Иванова-Казас О.М. Страна Мифляндия, или Типы симметрии у Mythozoa // Природа. 2002. №4.
2. Иванова-Казас О.М. Страна Мифляндия. Полимеризация органов у Mythozoa // Химия и жизнь. 2003-№7-8.
3. Немировский АЛ. Мифы древности. Древний Восток. М., 2001.
4. Мифы народов мира. T.1. М., 1987.
5. Темкин Э.М., Эрман.В.Т. Мифы Древней Индии. М., 1982.
6. Бус Кресень (Асов А.И.). Русские веды. М., 1992.
7. Iecuod. Теогония. СПб., 1995.
8. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.
9. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987.
10. Белова О.Б. Сексуальные мотивы в древнерусских сказаниях о животных.
11. Юрченко A.Г. Александрийский физиолог. СПб., 2001.
12. Платон. Пир. СПб., 1992.
13. Элиаде М. Мефистофель и Андрогин.
14. Кондаков Н.Н. Реликтовый эндемик // Наука и жизнь. 1982. №4.