Все мы сейчас стоим на пороге апогея купальских празднеств-дня летнего солнцестояния.

Это, без всякого сомнения, известнейший праздник язычников всего мира и, наверное, самый древний из тех, о которых дошли некие материальные и письменные свидетельства.

Славянский вариант этого торжества-Купала-ежегодно мелькает во всех Интернет-сообществах.

Правда, к сожалению, из года в год практически везде мелькает одно и то же.

Упоминание Купалы в письменных источниках, народные приметы и былички, предания о цветке папоротника, о русалках в народной традиции и т.п.

Данные, безусловно, важные и нужные для понимания обрядности и сути праздника.

Но, читая о них из года в год, удивляешься: а почему рядом с ними практически никогда не появляются личные впечатления, примеры современного опыта ведения обрядов, пояснения тонкостей не книжно-канцелярским, а живым языком.

Языком человека, который действительно проводил эти обряды, а не просто много читал об этом, как напрашивается вывод.

Если мы участвуем в обрядах, проживаем их, неужели нам нечего про них рассказать живого?

Посоветовать, как можно поступать, тем, кто только начинает?

Почему «передача живого огня» зачастую ограничивается снимками типа «я напротив Купальца», «я в хороводе», «я на фоне обрядовых кукол»?

Часто слышишь слова «это слишком сакрально и интимно», что «мы не выносим наши обряды за пределы общины».

Правда на самом деле часто слышится в этих фразах «чего пристали, мне нечего сказать», «я боюсь, что мои обряды раскритикуют, а меня запишут в долбославы», «кто-то узнает, что я не единственно правильный славянский жрец, а…тот, кто есть на самом деле»

Давайте скажем себе: правда, что наша вера сейчас строится на страхе?

Что мы планируем сделать из нее-закрытую тайную секту?

Правда ли, что живой обряд для нас менее важен, чем «компетентное» мнение о нем лиц, записавших себя в авторитеты?

Сейчас все активнее набирает обороты тенденция попыток возвращения в общество формы языческих традиций без содержания.

Мол, чуть приотпустили поводья, уже можно то-то и то-то показать не только на лесных капищах и в закрытых храмах, но и на общественных мероприятиях.

Так что если мы заикнемся, что там еще и серьезная духовная составляющая есть, опять гайки закрутят, и не будет больше костюмированных шествий по площадям и прочих карнавалов и маски-шоу а-ля рюс, про которые окружающих людей призывают думать, что это и есть традиция.

И о том, что в этих действиях есть свой скрытый, серьезный, порой даже небезопасный смысл, будут догадываться лишь «избранные».

Для всех остальных же пусть они остаются «аутентичной клюквой», профанацией чисто из принципа «как бы чего нам за объяснение не было».

Но ведь «приобщать» таким образом к традиции, не открывая истинного смысла-значит, лгать им, уверяя, что родная вера-это внешнее, это танцы у березки и пугала в масках, и никакого важного сокровенного смысла в этом нет и быть не может.

Смысл-это в христианских таинствах. У нас, как выразился Крош, «просто, чтобы скучно не было»

Нам нужно возрождение «образцово-показательной» славянской «веры» по типу школьных елок и детсадовских утренников?

Если вера живая-о ней можно и нужно говорить.

Безусловно, не обо всем.Но хоть что-то, кроме цитат источников, сказать о ней язычники способны?

Если нет, разговор о язычестве как живом факте современности бессмыслен.

Но есть в языческой среде и такие, кто предпочитает быть на самом деле, а не казаться, и иметь смелость говорить об этом.

Тем более, что ничего противозаконного и противоправного в этом нет.

Исходя из вышеизложенного, сообщество «Алатырь Духа» в преддверии дня летнего солнцестояния начинает ряд публикаций, посвященных Купале.

О том, что мы празднуем в этот праздник, зачем, как.

Об основных составляющих обряда на Купалу и их смысле.

О личном восприятии этого великого торжества, впечатлениях, откровениях.

О том, что этот праздник с самыми незначительными отличиями имеет место в большинстве культур.

А этнографические данные по этой теме, как обычно, можно дополнительно прочесть во многих других языческих пабликах. В этом плане повторяться сильно не
будем.

Михаил Полетаев "Иван Купала" ("Пляска в ночи") 1999 г.

Поиск

Журнал Родноверие