Карта с указанием мест обнаружения шлемов датированных 10 веком и ассоциированных с Эпохой Викингов

Добрый вечер! Не знаю, как у вас, но сейчас, когда я пишу это вступление, у меня вечер. Передаю всем читателям привет от ВИКИНГа, и предлагаю пуститься в обсуждение такой небезынтересной темы как шлемы викингов.

Если есть что-то более болезненное для поклонников Эпохи Викингов и это не вопрос о берсерках, так это точно шлемы!

Викингов мы всегда узнаём по шлемам, так уж повелось. Сначала это были рогатые шлемы, теперь же в тренде жалобный взгляд двух глубоких колодцев очковидной маски. Действительно, не пройтись ли по всем известным шлемам? Добавят ли они что-то к уже известному нам образу?

Для начала, скажем, что последние годы, консенсус таков, что шлемы викингов — это шлемы найденные в зоне присутствия викингов, а как правило, это объекты датированные 10 веком. Таким образом, шлемы викингов — это шлемы 10 века. Ещё лет 10 назад, вполне полноправными кандидатами в викингские шлемы считались Вендельские шлемы. Но мода неумолимо мчится вперёд, и теперь Вендель движется на скамейку запасных, туда, где давно уже находятся рогатые. Что же, что именно может предложить нам 10 век? Всего три группы артефактов:

Йермюндбю


Наша знаменитость, шлем из Йермюндбю


Йермюндбю с боку


Йермюндбю с другого боку


Йермюндбю, вид ¾


Процесс сборки/реставрации

Процесс сборки/реставрации


Процесс сборки/реставрации


Реконструкция


Реконструкция

Шлем является единственным относительно сохранившимся шлемом, найденным в Скандинавии в кургане на ферме Йермюндбю в 1943 году, датирован 2-ой половиной 10 века. Купол состоит из 4 частей, соединённых 4 дугами, что делает конструкцию похожей на шпангенхельмы. На вершине шлема есть шип и пластина, соединяющая края частей купола. Очковидная маска крепится на заклёпках, предположительно, была декорирована серебром. В нижней части шлема сохранились кольца, за которые, вероятно, крепилась некая защита шеи. Как правило, реконструируется как кольчужное полотно, но это могли быть как металлические щитки, так и укреплённые кожаные или даже войлочные накладки. Не спешите говорить, что «кожаные или даже войлочные» накладки — чушь!

В свою защиту приведу цитату из Саги о Людях Песчаного берега, глава XLV:

Вслед за этим он ударил Фрейстейна мечом по шее так, что раздался сильный хруст.Стейнтор сказал:— Попало тебе, Проныра?— Попасть-то попало, — сказал Фрейстейн, — да не так, как ты думаешь: нет на мне раны.На нем был плащ с войлочным капюшоном, и вокруг шеи в него был зашит рог: как раз туда и пришелся удар.

Ярм


Шлем из Ярма


Шлем из Ярма, очищенный от ржавчины


Поближе


Рентген, ясно показывает, что шлем собран на заклёпках


Чертёж, проекции сверху и сбоку

Шлем из Ярма и шлем из Йермюндбю

Шлем из Ярма был найден в 1950 году в Ярме, Северный райдинг* Йоркшира, датирован приблизительно 10 веком. Является первым относительно целым англо-скандинавским шлемом, найденным в Британии и вторым относительно целым шлемом Эпохи Викингов, когда-либо открытых в Северо-Западной Европе. Экспонируется в Preston Park Museum в Стоктоне-на-Тизе, а владеет им Городской Совет Ярма. Железный шлем сделан из лент и пластин, склёпанных вместе, сверху шлема обыкновенный кноп. Спереди шлем имеет очковидную маску, составленную из двух частей. В нижней части шлема есть отверстия, куда крепилась защита, аналогичная той, что была у шлема Йермундбю.

________________________________________________________________________________________


Флаг Северного Райдинга

*райдинг — территориальная единица Йоркшира. Йоркшир состоит из трёх райдингов: Западного, Северного и Восточного. Исторически райдинги сформировались ещё в Эпоху Викингов и территориально соответствуют херредам, созданным викингами Йорвика. Напомню, что херред — это аналог английской и американской сотни (хандред) — территориальной единицы, котоаря была обязана дать 100 вооружённых человек во время созыва ополчения. Йорвик не входит в состав ни одного из херредов, как и современный Йорк не входит в состав ни одного из райдингов, что указывает на его политическую значимость. Смею предположить, что название райдинг связано с системой фирдов, в которые часто набирали всадников для патрулирования побережья. Т.о. райдинг буквально можно перевести как разъезд.

________________________________________________________________________________________

Лукрюме


Фрагмент шлема из Лукрюме


Он же


Он же


Попытка реконструировать, купол взят со шлема Йермюндбю, а наносник, видимо, имеет прототипом сохранившийся фрагмент киевского шлема.

Ещё одна попытка реконструировать. Как видите, тут есть кожаные нащёчники.


Фрагмент из Лукрюме в сравнении с наносником из Киева и шлемом из Йермюнбю — тут мы видим истоки современной реконструкции

Фрагмент шлема из Лукрюме был обнаружен на о. Готланд и был внесён в каталог Готландского музея в 1907 года, по сей день там и находится. Ширина составляет 13,2 см. Датирован 10 веком, считается частью одного из пяти шлемов дошедших до нас от Эпохи Викингов, наряду с находками из Йермюндбю, Ярма, Киева, Тьеле, описанными в этой статье и найденными в историческом регионе присутствия викингов. Фрагмент является частью надбровной защиты и наносника, инкрустированного серебром. Узор симметричный, переплетается с лентами и окружностями. Очень редкая и красивая вещь, явно находится в некоторой преемственности со шлемами эпохи Венделя и очевидном родстве с другими предметами с Готланда. Внешний вид реконструкции можно оспаривать, т.к. всё же, купол шлема мог быть каким угодно, а защита лица — не обязательно очковидной. Насчёт кожаных нащёчников — вброшу свои 5 копеек. Чисто теоретически, их могли укреплять чем угодно, не только костью, но и камнями. Не спешите называть это бредом!

Обратимся к Саге о Людях Вапнафьорда, глава 2:

Рассказывают, что он (Хельги-Шип — пприм. ред.) подобрал большой и тонкий кусок плитняка и вставил одним концом в штаны, а другой — перед грудью. <…> — Ты, должно быть, намеревался встретиться со мной, и ты не зря шёл, — сказал Сварт, подскочил к нему и ударил большим бердышом, но Хельги-Шип выставил щит; удар пришёлся в край щита и по плите, и отразился от неё так сильно, что Сварт упал. Хельги-Шип ударил по ноге и отрубил её.И молвил Сварт:— Теперь видно, кто из нас удачливее, — говорит он»

Почитав саги, начинаешь смотреть на многие подручные материалы иначе — они оказываются, по крайней мере на слово, подходящими для создания доспеха. Так что, фантазируйте =)

Тьеле


Фрагмент шлема из Тьеле


И два варианта его реконструкции, опять, купол взят от Йермюндбю

Фрагмент из Тьеле был обнаружен в 1850 году в Дании, датируется периодом между 950-970 гг. н.э. Ширина составляет 12 см, высота 7 см. Фрагмент является частью надбровной защиты и наносника, предположительно, формировавших очковидную маску. Каким именно был купол шлема — неизвестно. Скажем даже больше, нет уверенности, что это вообще был шлем, т.к. с момента открытия в 1850 году по 1984 считалось, что это фрагмент конской упряжи или часть декора седла. Рядом были найдены восемь фрагментов узких железных полос, шириной около 1 см, все различной длины.

Прага


Пражский шлем, более известный как шлем Св. Венцеслава


Венцеславов шлем

Изображение распятия на наноснике и надбровниках


Спереди и сбоку


Сбоку и снизу


В сравнении с другими известными и неизвестными шлемами-современниками. Здесь Пражский шлем отнесён к 11 веку, хотя его датируют вторйо опловиной 10. Очевидно, что он ближе всего к образцам 2,3 и 4.

Ну, и конечно, очередная река!

Шлем выставляется Замке Праги, датирован второй половиной 10 века и ассоциирован со Святым Венцеславом, герцогом Богемии с 921 по 935 гг, который был убит братом и канонизирован как мученик, дав начало культа Св. Венцеслава. Купол шлема, как оценивается, был заменён в 11 веке, а обод и наносник, декорированные узорами и сюжетом распятия, покрытие серебром являются оригинальным произведением 10 века. Именно по этой причине, пражский шлем можно считать частично уцелевшим. Украшения сближают пражский шлем со шлемом из Лукрюме. Так считают некоторые специалисты, хотя я бы не видел в этом чего-то особенного. Кроме того, от меня ускользнула история обнаружения этого шлема, как, впрочем, и от многих других — в источниках об этом ничего не сказано, кроме намёков на то, что шлем де был реликвией и 1000 лет пролежал в Пражском Замке, пока тот не стал музеем. Также может возникнуть вопрос, почему Венцеслав так упорно и навязчиво продвигают как один из шлемов викингов? Насколько я понимаю, основным и единственным аргументом является то, что обод и наносник, равно как и предполагаемый оригинальный купол, якобы могли быть изготовлены на Готланде. Хотя, имхо, почти близнецы-братья шлема Венцеслава были найдены в Германии, Чехии, Польше, Англии и, в целом, везде в Западной Европе и являлись модернизацией поздних романских шлемов, возникшей в 9 веке где-то на территории современных Франции и Германии.

Киев


Фрагмент шлема из Киева


Возможно маска выглядела так


Очередная реконструкция, снова с куполом от Йермюндбю

Фрагмент шлема из Киева был обнаружен в Десятинной Церкви Киева в начале 20 века, подробности отсутствуют. Датирован второй половиной 10 века. Сохранившийся фрагмент представляет собой маску с очень большими отверстиями, от копья такие не спасут, но зубы от меча прикроют =) Фрагмент имеет украшение, собран из нескольких деталей при помощи клёпки. Была ли маска очковидной — однозначно судить нельзя, но, похоже, что это наиболее вероятно.

Бирка


Реконструкция шлема из Бирки

Реконструкция декоративного элемента


Найденный фрагмент шлема из Бирки


Вершина шлема из Бирки


Фрагмент шлема из Бирки


Фрагмент шлема из Бирки


Реконструкция


Реконструкция

Фрагменты шлема были найдены в могильнике на о. Бьоркё, где ранее располагался гарнизон поселения Бирка. Сохранились навершие, ан котором есть свидетельства тому, что оно ранее было покрыто оловом, позолоченная декоративная лента с изображением птиц и цветов, а также позолоченное крепление для кольчужной защиты шеи, крепившееся в нижней части шлема. Кто-то утверждает, что это части разных шлемов, но, нет никаких оснований не принимать версию о том, что это детали одного шлема. Впрочем, мне подробностей обнаружения шлема не известно, как и даты, а что на Бирке случались загадочные вещи с находками и их трактовкой я наслышан. Так или иначе, собрав вместе, эти части реконструируют как шлем максимально близкий к Черниговскому шлему из Гульбища. Хотя он сойдёт и за шлем из Геча, Польша. В целом, большинство спецов сходится, что шлем попал на Готланд из Гардарики. Да и я не припомню такого большого количества птичек на скандинавских шлемах. Кстати, кто это? Воробушки или голуби?

Гевинге


Правая глазница шлема из Гевинге

Фрагмент шлема из Гевинге был найден в Дании в 2000 году при раскопках фермы Эпохи Викингов. Фрагмент сделан из бронзы и позолочен. Фрагмент являлся частью маски, изображает стилизованные бровь и веки с ресницами правого глаза. По словам исследователей, Гевинге может быть связано с англосаксонской Британией, т.к. находится в 1,9 км от Лейре, который, как полагают, в древности стал прототипом для Хеорота — главного места действия поэмы Беовульф. Гевинге расположен таким образом, что всякий, кто заходит с моря в Лейре, должен пройти через него. Очевидно, там располагался гарнизон, защищающий столицу.

В поэме Беовульфа на берегу встречает конный разъезд, стансы 230-240:

страж побережья,
следил, как ратники
во всеоружии,
в одеждах битвы
над бурунами
проходят по сходням;
дивился витязь
гостям незваным,

235

и прямо к ним он
коня направил,

<…>

Давно храню я
наши границы,
поморье датское
от злонамеренных
морских разбойников,

Это тут же отсылает нас к размышлениям о райдингах Йоркшира, что я дал в сноске к описанию шлема из Ярма. Но вернёмся к фрагменту из Гевинге. Сам фрагмент имеет очевидную связь со шлемами эпохи Венделя. предположительно, это была часть шлема с гребнем, такой тип был в ходу в Англии и Скандинавии с 6 по 11 вв. Есть мнение, что «глазницу» отделили от шлема и выбросили умышленно, т.к. есть аналогичная находка из другого места. В данном контексте предполагается связь с культом Одина, но на мой взгляд, это весьма сомнительно, т.к. культ Одина не фиксируется раньше 11 века, когда он был описан впервые Адамом Бременским, как культ поклонения Водану. Про его одноглазость не было никаких упоминаний. Никаких материальных свидетельств о поклонении каким-либо божествам кроме Тора до сих пор не найдено. Я не говорю, что их не было, но не найдено. Тема же Одинизма наиболее полно раскрывается в 13-14 веках, когда, вероятно, сам Одинизм и был порождён фольклорной традицией и, в таком случае, является псевдо-одинизмом. Тем не менее, одноглазость Одина фиксируется именно в период 13-14 вв. Поэтому, версию о ритуальном выбрасывании «глазницы» ставим под большое сомнение. Ширина фрагмента составляет 8 см, высота 5, отлит из бронзы. Сверху есть три отверстия, вероятно для крепления к куполу шлема.

Миддлтон


Изображение воина в Шлеме на каменном кресте из Миддлтона

Хотите верьте, хотите нет, но изображение на камне рассматривается некоторыми как отдельный шлем. Ну, в чём-то они правы, конечно. Монумент датирован 10 веком, ан нём изображён воин в шлеме с наносником. Шлем походит на шлем Венцеслава, а также на нормандские шлемы 11 века, какими они изображены на знаменитом полотне из Бойе. На кресте мы видим не жизнерадостного воина, а его погребальную камеру. Он лежит на спине. На поясе сакс в кожаных ножнах, слева копьё, справа топор на топорище средне длины, ближе к голове лежит меч, ещё выше в углу положен щит. Так же отмечены некоторые погребальные дары. Все изображённые предметы являются важными и составляют некоторый канонический образ. В виду этого любопытно изображение браслета на правой руке — очевидно, это то самое кольцо или обруч, браслет, из золота, которое воин мог рубить на кусочки и расплачиваться им — либо дар от его предводителя, либо он сам был лидером. Так или иначе это был богатый человек.

Чёрная Могила


Изображение шлема на ноже из Чёрной Могилы


Сам нож


Шлем Вальсгерде-8


Шлем Вальсгерде-8


Шлем Вальсгерде-8


Шлем Вальсгерде-8

Курган Чёрная Могила был вскрыт в 1872-73 годах. В насыпи на высоте 7 метров от основания лежали шлемы, кольчуги, 2 золотые византийские монеты времён Василия І Македонянина, и, по-видимому, ритуальные предметы (железный котёл с костями барана, два жертвенных ножа, и два сосуда из рогов тура в серебряной чеканной оправе), положенные в момент тризны. Выше представлен один из жертвенных ножей. Изображение шлема более чем отчётливое. Его так же, как и Миддлтонский «шлем» некоторые склонны рассматривать как отдельный образец. Очевидно, мы видим шлем аналогичный вендельским, а именно шведский Вальсгаэрде-8. Однако Вальсгэрде-8 датируется 7-8 вв., в то время как погребение Чёрной Могилы — 10 веком. Кроме того, в Скандинавии подобного типа ножей, насколько я знаю, найдено не было. Но тут могу ошибаться. В любом случае, гэп в 200-300 лет кажется достаточно значительным. Однако, тут могу предложить версию. Если мы будем читать пресловутое описание ибн-Фадлана о русах на Волге, датированное первой третью 10 века, кремация с принесением в жертву животных и рабов выглядит анахронизмом для Скандинавии 10 века.

Корабельные погребения, как правило, датированы в Скандинавии 9 веком, а кремация известна не позднее 7-8 вв и упоминается в Прологе к Кругу Земному Снорри Стурлуссона в следующем ключе:

Первый век называется «веком сожжения». Тогда всех умерших сжигали и воздвигали в их память намогильные камни. Но после того как Фрейр был погребен в кургане в Уппсале, многие правители воздвигали в память своих родичей курганы не реже, чем намогильные камни. А после того, как Дан Гордый, конунг датчан, велел насыпать курган и похоронить себя в нем в облачении конунга и бранных доспехах вместе со своим конем и всей сбруей и разным другим добром, многие его потомки стали делать то же самое, и тогда в Дании начался век курганов, а у шведов и норвежцев продолжался век сожжения.

Упсальские Курганы были насыпаны в 5-7 вв. Тут мы сходимся во многом. У нас есть нож, на котором мы видим изображение шлема, аналогичного шлему Валсьгарде-8. У нас есть Сам шлем Вальсгарде-8, датированный 7-8 вв. У нас есть описания погребальных обрядов Скандинавии из Круга Земного, которые по косвенным свидетельствам можно отнести к 5-7 вв. А ещё у нас есть описания ибн-Фадлана, которые являются в 10 веке анахронизмом, но совпадают с теми, что были в Скандинавии в 7 веке. Каков вывод? Очень прост. Какая-то часть жителей Швеции переселилась на территорию ещё не существующей Гардарики в 7-8 вв. и осела там, являясь посредниками в торговле с Волжскими булгарами — именно с ними и столкнулся ибн-Фадлан. Эти люди были оторваны от родины, и уже никогда туда не возвращались, но сохранили те, традиции, которые были в Швеции на момент их исхода. Таким образом, я бы точно не стал полагать, что подобный изображённому на ноже шлем мог быть использован в 10 веке. Скорее всего, этот нож имел долгую историю, в 200 или 300 лет.

Заключение

Как видите, шлемов не так уж и много. Говоря точнее, найдено всего 2. Всё остальное — фрагменты, подлинного облика шлемов мы не знаем и не узнаем. Все реконструкции — спекуляции. В случае со шлемом из Тьеле мы до конца не уверены шлем то или часть упряжи. В случае с Миддлтоном и Чёрной Могилой мы получили не столько ценную информацию о шлемах, сколько любопытные намёки на культурные связи и аспекты.

Ну, а в том, что шлемов мало — нет ничего необычного, их всегда было мало, на чём я завершаю свою речь и отсылаю к Саге о Крещении:

Сага о Крещении, глава 18, о том, почему найдено так мало мечей и шлемов Эпохи Викингов:

"В то лето судилища собирали большую толпу. Тогда Торгильс Оддасон ранил Хавлиди Массона. Тогда это дело не стали разбирать. Торгильса признали виновным, и всю зиму он ждал суда. Тогда так мало носили оружие, что на всём альтинге можно было сыскать лишь один стальной шлем, и каждый исландский бонд непременно ехал на тинг."#truevikingstory

Шлем из Йермюнбю, фото из твита Вегарда Вике. Университет Осло, номер предмета C27317 k.

Если вас до сих пор мучает вопрос, почему же так мало найдено оружия и шлемов Эпохи Викингов, то ответ на него может оказаться до банального прост — их было мало ещё тогда. Описанные события происходят в 1120 году, а повествующая о них сага (Сага о Крещении Исландии, она же сага о Христианстве) была написана, по оценке исследователей, в начале — середине 13 века, с опорой на латинскую биографию Олава Трюгвасона, написанную в последние десятилетия 12 века и работ Ари Торгильссона, современника и возможного очевидца событий, автора Книги об Исландцах, предположительно Книги о Занятии Земли и Саги о Людях из Лососиной Долины.

Не надо долго спекулировать об имени Хавлиди Массона. Несмотря на соблазн впасть в теории о масонстве, его имя происходит от родительного падежа имени Már. Хавлиди был сыном человека по имени Már Húnröðarson, годи Брейдабоульстадюра в Вестурхоупи.

Поиск

Журнал Родноверие