184861 211123
Склон оборонительного вала городища Ждамирово

Ждамировское городище и его округа с точки зрения археологии.

Территория Калужской области плотно насыщена памятниками археологии – от стоянок каменного века до остатков средневековых городов. Даже сейчас, после тысячелетней распашки и бесчисленных строительных работ, коренным образом изменивших окружающий ландшафт, людям наблюдательным археологические памятники сразу бросаются в глаза и вызывают вопросы. В условиях средней полосы России речь идет прежде всего о курганах и городищах, которые всегда отчетливо выделяются в рельефе.

Легенды о великанах и разбойниках

Явно рукотворные объекты привлекали внимание народа и в прежние, очень отдаленные времена. Задолго до того, как ими заинтересовались ученые, эти заметные остатки прошлого служили ориентирами, хорошо известными всему окрестному населению. Им давали имена собственные, для городищ часто прибавляя слово «гора». Именно в этом значении, как ориентиры на местности, археологические памятники упоминаются уже в очень древних письменных источниках. Так, в грамоте, определявшей границы угодий Киево-Печерского монастыря (приписывается Андрею Боголюбскому), названы два городища и четыре кургана. Нередко курганы, как географические привязки, указываются в «Книге Большому Чертежу», представляющей собой описание одной из самых ранних карт Московии на период XVI — XVII вв.

Наши далекие предки не только замечали археологические памятники, но и пытались найти им объяснение. Неизбежно возникали легенды о происхождении городищ и курганов, дожившие до наших времен. Часть их записана фольклористами. Иногда исследователи прослеживают корни подобных легенд до глубокой древности. Бытующее на юге России предание, к примеру, связывает городища и курганы с богатырями: люди думали, что эти сооружения, поражавшие их тогда своими размерами, – дело рук великанов.

Во многих русских деревнях до сих пор можно услышать рассказы о сокровищах и кладах, зарытых в курганах или на городищах разбойниками. Это тоже старые легенды, зародившиеся в XVII в. – именно в это время в России повсеместно распространилось кладоискательство. Сведения о раскопках местными жителями курганов и городищ имеются в «Сыскных делах», составленных властями по результатам проверки слухов о находках кладов. В этих документах часто приводится легенда о разбойнике Кудеяре и отмечается, что копатели хотели «сыскать Кудеярову поклажу». Стоит отметить, что в средней полосе России «увлечение» кладоискательством оказалось не очень популярным: на лесных памятниках в отличие от степных с сокровищами было плоховато.

Другие мифы связывают курганы и городища с определенными фактами истории, перенося на древние памятники воспоминания о более поздних событиях. Зачастую это находило отражение в названиях: «литовские могилки», «татарские», «французские». Это не только русское явление. Казахи все погребальные сооружения в степи называют «Калмак-мола» – калмыцкие могилы, относя их к «годам великого бедствия», началу XVIII в., времени войны с калмыками. Среди жителей Малоярославца бытовало мнение, что городище в черте города осталось от войны 1812 г.

Данная статья задумывалась как повествование о городище на берегу р. Калужки, при впадении в нее ручья Ременника. Идея принадлежит Наталье Воронкиной – широко известному в Калуге и за пределами области биологу. Всю свою жизнь она занималась исследованиями и преподаванием в этой сфере. Но круг интересов Натальи Владимировны выходит далеко за рамки ее специальности. Имея дом рядом с городищем, она хорошо осознавала его историческую значимость и однажды даже спасла от разрушения: строители начали подрезать подошву оборонительного вала. Наша героиня забила тревогу и добилась своего – памятник остался непотревоженным. Как истинный ученый, Наталья Владимировна не может равнодушно относиться и к тому, что местные жители, по ее выражению, «болтают про городище всякую чушь», не понимая, что это такое. И обратилась к нам, калужским археологам, с просьбой донести до людей реальную информацию об этом ценном историческом объекте.

Под «всякой чушью» имелись в виду рассказы о зарытой на городище золотой карете (городище при этом называют «курганом» – это широко распространенное явление; другое, постоянно встречающееся название – «городок», «городец»). Должна заметить, что за долгие годы археологических обследований многих областей центра и северо-запада России мне доводилось постоянно слышать подобные рассказы от местных жителей про близлежащие к их селениям городища и курганы. Иногда в них «закапывался» золотой гроб, колокол, бочка с золотом и т.п. – обязательно что-то крупное. Думается, эти поверия можно рассматривать как вариации легенд о несметных сокровищах Кудеяра, который в калужских народных преданиях является очень популярным персонажем.

Так что же представляет собой указанное городище с точки зрения современной науки археологии?

Свидетель трёх эпох

Как и любое другое, Ждамировское городище — это место обитания древнего населения данной территории: здесь люди жили. Свои жилые пункты они устраивали обязательно близ источника воды (река, озеро) и в труднодоступных местах, надежно защищенных самой природой: на береговых мысах с крутыми обрывистыми склонами, между оврагов, на высоких холмах и т.д. Там, где естественной защиты не было, возводили искусственные преграды: насыпали земляные валы, копали рвы. Рассматриваемое городище – хороший тому пример. Оно находится на узком мысу с почти отвесными склонами, площадку которого с двух сторон защищают долины реки Калужки и впадающего в нее ручья, а с открытой напольной стороны – высокий вал и ров. Поверхность мыса возвышается над уровнем воды на 22 м.

 2 1

Следующий неизбежно возникающий вопрос – а кто были эти древние обитатели окских берегов, какого «роду-племени», и когда они основали свой поселок? Ответ на этот вопрос также имеется, поскольку в начале 1960-х гг. здесь проводились довольно масштабные по площади раскопки. Их выполняла московский археолог Татьяна Никольская, несколько десятилетий изучавшая археологические объекты по всей Калужской области. Кстати, во время работ исследовательница жила в доме родственников Натальи Воронкиной, и Наталья Владимировна, тогда еще юная, но очень любознательная девушка, имела прекрасную возможность получать информацию о городище из первых рук.

Первыми на мысу, как показали итоги раскопок, обосновались племена восточных балтов в III-V вв. н.э. (специалисты относят оставленные ими древности к мощинской археологической культуре). Это был еще дославянский этап в истории верховьев Оки. О пребывании на городище балтов свидетельствуют находки: фрагменты лепных горшков, изготовленные без применения гончарного круга, а также глиняные пряслица (насадки на веретено) весьма специфичной для «мощинцев» формы.

 3

Гораздо большую память о себе оставили жители, обитавшие здесь в эпоху Древней Руси (XI — XIII вв.), когда верховья Оки уже плотно заселили славяне-вятичи. На городище обнаружены остатки жилых построек этого времени, комплекс хозяйственных ям и множество изделий разного назначения – целых или их фрагментов. Это железные ножи, ключи от дверных замков, наконечник стрелы, точильный брусок, костяной перстень и др. Среди интересных объектов стоит отметить остатки гончарного горна: на площади 6 х 6 кв. м находился развал камней, обожженная глина, плотный слой глиняной обмазки, множество фрагментов древнерусской керамической посуды. Точная реконструкция горна невозможна ввиду плохой его сохранности, но по аналогиям с другими памятниками можно предполагать, что это было цилиндрическое глинобитное сооружение с выложенным камнями основанием. Татьяна Никольская предположила, что это была мастерская гончара, служившая ему одновременно и жилищем.

Жилым городище было и в эпоху позднего Средневековья (XIV — XVII вв.). Об этом свидетельствуют находки: фрагменты характерной для этого времени глиняной посуды, железная шпора с зубчатым колесиком – такие были распространены по всей Руси в XIV — XV вв. Более узкую датировку имеет серебряная монета, представляющая собой подражание дирхему чекана Золотой Орды времен хана Джанибека конца XIV в. (возможно, начала XV в).

Претенденты на Калугу изначальную

В Своде памятников археологии Калужской области данное городище значится как «Калуга 1 (Ждамирово)». Исследователям старины оно было известно давно, еще с XIX в., как и соседнее, расположенное также на р. Калужке, но ниже по течению, в месте впадения последней в Оку (в Своде памятников – «городище Перцево»).

В нашем краеведении устойчиво бытует предание, что из-за пожаров, эпидемий и вражеских опустошений Калуга несколько раз меняла свое местоположение. Оба городища на Калужке – в числе «претендентов» на первоначальную Калугу. Наличие на Ждамировском городке позднесредневековых материалов не противоречит такому предположению, но итоги археологических работ, выполненных Татьяной Никольской на большой площади (около 450 кв. м), не дают убедительных фактов для его подтверждения. Умозрительно, по размерам и местоположению, на эту роль больше годится городище в устье Калужки: оно намного крупнее и стоит на берегу большой реки. Раскопок на нем не производилось, но памятник многократно обследовался не одним поколением специалистов. Установлено, что он однослойный, культурный слой отложился в XIV — XVII вв. Кроме того, рядом находятся три селища с материалами этого же времени. Последние вполне могут рассматриваться как остатки городских посадов.

Нельзя не отметить, что выше по течению ручья Ременника имеется еще один археологический объект, в отличие от предыдущих найденный сравнительно недавно, в 1993 г. Это обширное поселение, не имеющее искусственных земляных укреплений. Оно было обнаружено студентом (в то время) исторического факультета Калужского педуниверситета Алексеем Павлишаком, а в 1999 г. обследовано археологом Олегом Прошкиным. Поселение оказалось интересным в том плане, что было обитаемо на протяжении многих тысячелетий, начиная с мезолита (более 10 тыс. лет назад) и по XIX в. включительно. На нем имеются материалы эпохи бронзы, раннего Средневековья (восточные балты), этапа освоения верховьев Оки первыми славянами («ранние вятичи»), Древней Руси, позднего Средневековья. То есть здесь селились и уходили в историческое небытие одни племена и народы, затем через тысячелетние и вековые интервалы их сменяли другие. Аналогичное многослойное поселение имеется и рядом с селищами в устье Калужки.

Наконец, еще три компактно расположенные селища с материалами XIV — XVII вв. находятся близ городища Ждамирово, но на правом берегу Калужки, в устье речки Городенки.

Таким образом, совсем рядом с современной Калугой, чуть ниже по течению Оки, на левом ее берегу, в позднем Средневековье располагался целый комплекс населенных пунктов. Может ли какой-то из них иметь отношение к старой Калуге или они существовали с ней одновременно? Этот вопрос — тема и задача будущих исследований.

Поиск

Журнал Родноверие