Никольское селище, обнаруженное близ села Никольское Кузнецкого района Пензенской области, привлекает археологов не одно десятилетие. Сейчас здесь – пахотное поле, а в средние века в этих местах кипела жизнь. Сюда приезжали богатые торговцы из разных концов Евразии, а достатку местных жителей могли позавидовать многие золотоордынские города.
Об этом, в частности, говорят предметы, найденные во время последних исследований. И кто знает, как бы сложилась сегодня история региона, если бы этот средневековый центр торговли не стал жертвой чумы.
Директор Центра историко-культурного наследия Института регионального развития, кандидат исторических наук Владимир Винничек с гордостью показывает экспонаты, которые обнаружили этим летом. Он особо выделяет тот факт, что в экспедиции принимали участие дети – воспитанники «Школы юного археолога», которая действует при Центре.
«Ребята нашли много интереснейшего материала. Они, как микроскоп, видят детали, которые мы, взрослые, не замечаем. Наши школьники очень увлеченные. Чтобы найти экспонаты, проливающие свет на историю Никольского селища, ребята буквально ползали на коленях»,
– рассказывает ученый.
В числе обнаруженных ценных экспонатов – фрагменты иранской и среднеазиатской посуды золотоордынского времени. В частности, есть образцы глазурованной керамики «ладжвардина». «Ладжвард» означало на древнеперсидском языке «темно-синий цвет», «лазурит».
«Центры производства такой керамики были сосредоточены в Иране. Фрагменты аналогичным образом оформленных сосудов являются очень редкой находкой в Средней Азии и городах Золотой Орды. Еще меньше они представлены в материалах Древней Руси»,
– рассказывает Владимир Винничек.
В числе интересных экземпляров – и поливная красноглиняная посуда, выполненная в технике «сграффито». Это когда орнамент процарапывается заостренной палочкой по слою сырой белой глины. Обнажающаяся красная основа в итоге резко контрастирует с белым фоном. Такая керамика была популярна в Египте, Сирии, Византии, в XIV–XV веках распространена в Восточном Средиземноморье, Средней Азии, Закавказье и Золотой Орде.
«Находки позволяют нам расширить представления о торговых и экономических связях верхнесурского населения в золотоордынское время. То есть мы можем говорить, что контакты были не только с соседними регионами, но и с более далекими землями – с Древней Русью, Кавказом, Ближним Востоком, Средней Азией. Торговля здесь велась очень бойкая. Через территорию Никольского селища проходил один из торговых путей, соединявший ремесленные и политические центры, стоящие на Волге, с городом Мохши, который являлся не только улусным центром, но и своеобразной таможней, так как находился на границе с Древней Русью. Обнаруженные фрагменты поливной полихромной керамики, которая по тем временам была достаточно дорогостоящей, говорят о высоком достатке жителей Никольского селища, потому что такие товары могли позволить себе немногие»,
– утверждает археолог.
«Некоторые находки на Наровчатском городище гораздо скромнее. К примеру, мы можем говорить об обнаруженных четырех фрагментах бронзовых зеркал, которые, скорее всего, привозились из нижневолжских городов. На Никольском селище мы выявили их уже более 60! О чем это говорит? О том, что торговое поселение было гораздо более богатым, хотя, возможно, население Наровчатского городища пренебрегало по каким-то причинам использованием зеркал. Можно предположить, что было запрещено иметь зеркало какой-то части населения»,
– считает Владимир Винничек.
Как отмечается в книге «Средневековые древности Никольского селища» Владимира и Карины Винничек, поселение было открыто в 1926 году археологом Павлом Рыковым. Экспедиция Пензенского музея в 1965 году выявила два культурных наслоения: времени Золотой Орды и срубного периода эпохи бронзы. Но впоследствии были обнаружены предметы, которые позволяют говорить о том, что часть территории селища была обжита в домонгольское время.
«Мощность культурного слоя достигает от 60 до 90 см, из которых около 25–35 см – домонгольского и золотоордынского времени»,
– отмечается в издании.
Археологические находки говорят, что здесь жили булгары, мордва, славяне, монголы. Они занимались не только торговлей, но и ремеслом: обнаружены следы ювелирной и гончарной мастерских, возможно, было развито и производство чугунных котлов. Наличие пряслиц говорит о прядении. Также население занималось бортничеством, сбором ягод и орехов, охотой и рыбной ловлей.
«Никольское селище, как показывают нумизматические данные, завершает функционирование в 1364 году. По нашему мнению, связано это с эпидемией чумы, которая унесла огромное множество жизней не только в Золотой Орде, но и в Древней Руси»,
– говорится в книге.
Рассказывая о планах на следующий год, Владимир Винничек отмечает, что вновь запланирована экспедиция на Никольское селище вместе с ребятами из «Школы юного археолога».
«Нам еще много предстоит выяснить и открыть. Это важно для понимания нашей истории, культуры, саморазвития и самопознания. И кто знает, как бы сложилась история Пензенской области, ее экономика, если бы названные выше золотоордынские поселения продолжили свое существование?».