2216
Фото: Александра Коркки

Артель кулачных бойцов "Буза" поначалу собралась на Вологодчине для изучения русской борьбы, но одними кулаками дело не закончилось. Сегодня артель дерется куда реже, чем поет и пляшет. "Буза" — завсегдатай, а зачастую и организатор массовых гуляний и фольклорных фестивалей с обязательными кулачными боями стенка на стенку.

Бородатые, в расстегнутых овчинных тулупах и кирзовых сапогах, лет пять назад они неожиданно "ввалились" ватагой в культурную жизнь Вологодской области, а сегодня их знают во многих городах России, в том числе в Москве. Причем в разных качествах: сегодня — на сцене, завтра — на ярмарке, послезавтра — на ринге. Но свои плясовые-частушечные и спортивные успехи бузники считают бирюльками, а главным делом называют жизнь по традициям предков. В планах артели выстроить свою загородную деревеньку и жить общиной.

Побузили тут, побузили там

В "Бузе" считают, что настоящий мужчина должен не только ­суметь защитить семью и родину, но и спеть и сплясать при случае. И с гуслями в руках не растеряться, ударить по струнам. Нечто подобное о подлинном мушкетерстве внушал д’Артаньяну командир де Тревиль, но упрямый гасконец при всяком случае хватался за шпагу. Чтобы понять и описать жизнь "Бузы" в полной мере, нужно с ребятами не одну бочку кваса выпить (алкоголь здесь под запретом) и бороду отрастить. Около года коррес­пондент журнала "­Русский мир.ru" посещал самые разные "бузовские" мероприятия и похождения — от обучающего занятия для детей в подвальчике артели до большого концерта на сцене Кремлевского дворца. Год выдался насыщенным.

5989
"Буза" — частые гости в Москве, в феврале выступали в Кремлевском дворце на юбилее программы "Играй, гармонь!"

Летом "бузили" на праздниках в Подмосковье, осенью выступали на днях рождения городов Вологодской области. Площадка бузников всегда собирает больше всего зрителей — здесь бьются на кулаках, соревнуются в метании бревна и топора, сражаются на мечах в средневековых доспехах. Игрища подбирают тщательно, стараются не повторяться, берут за основу бытовавшие в старину и слегка изменяют их с учетом современности.

К примеру, "Буза" возродила на Вологодчине ярмарочные кулачные бои стенка на стенку, о которых многие и не слышали или знали только по сказкам и фильму Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник". Идешь, предположим, с семьей на Масленицу с целью отведать горячего блинца, а тут тебе предлагают "начинку" — становись в стенку и сойдись в схватке. Участники первого кулачного боя поначалу отнекивались и тоскливо косились на ряды с выпечкой, но, выйдя разок на мужскую забаву, полюбили ее пуще других угощений. Сейчас желающие показать удаль выстраиваются в очередь: синяки, конечно, случаются, а жалоб ни разу не бывало.

В разгар январских каникул бузники провели в загородной усадьбе двухдневный исторический фестиваль "Стать Севера", который посетило более тысячи человек! Артель и ее предводитель Денис Антипов проводили в среднем по десять часов на улице в минус 30 градусов. Для гуляющих была организована палатка с печкой и горячим чаем, куда среднестатистический гость заходил погреться каждые пятнадцать-двадцать минут. "Валенки, тулуп, шапка с ушами, рукавицы на меху — вот что бережет меня от холода, — хлопает себя по бокам Денис Антипов, улыбаясь в покрытую инеем бороду. — Ко мне подходят и спрашивают, где я все это купил. До чего дошло, свою одежду не носим, экзотикой считаем. Одели людей в китайские пуховики, в которых всю зиму живешь перебежками, внушили ложную моду, вот и расхлебываем. У нас зима полгода, а мы ее не видим, зимуем, лета ждем".

Бузники утверждают, что над внешним обликом и сценическим имиджем не работали. Бороды выросли сами, когда их перестали брить. При этом в коллективе бороды не считают ни декларацией, ни обязательным атрибутом. Овчинные тулупы, которые делают "Бузу" похожей на ватагу Парфена Рогожина, были куплены оптом в качестве своеобразной униформы.

В феврале артель вернулась с чемпионата по русским единоборствам "Тверская буза" с несколькими медалями — личными и командными. Этот бой, изобретенный в незапамятные времена, пришел к нам от новгородских ушкуйников. Кстати, в бузе нет приемов, а есть лишь принципы и законы.

5990
Бузники на праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне

С зимой бузники прощались в Москве — закрывали первое отделение концерта к 30-­летию телепрограммы "Играй, ­гармонь!" в Кремлевском дворце. Вы­шли на сцену с коронным номером — деревенская драка. Сначала сельские ребята задирают друг друга частушками, а потом бросаются в драку, которая перерастает в пляску. Частушки "под драку" в большинстве своем подлинные и были записаны этнографами в экспедициях. Впрочем, некоторые сочиняются бузниками на сцене (традиция должна быть живой, считают ребята) или во время репетиции, и самые удачные остаются в программе. Приезд "Бузы" в Кремль запомнился не только зрителям, но и охранникам дворца. Бревно (не бута­форское, а самое настоящее), которое бузники крутят на сцене вокруг шеи и талии, охрана пропустила через рентген, в окошечко оно поместилось с огромным трудом. Только разобрались с бревном, как металлодетектор обнаружил в сумке с реквизитом боевой топор.

"Я раньше к русскому фольклору был равнодушен, — признается обладатель окладистой бороды и профессорских очков Александр Концевой, — потому что видел его на сцене, то есть имел о нем превратное представление. Полюбил я его, когда понял, что сценический фольклор с цветастыми сарафанами — это шоу на тему народного творчества. А само народное творчество гораздо объемнее и глубже".

Домашние радости

На Череповец опускаются сумерки, в спальном районе города зажигаются огни. На магистрали — автомобильная пробка, ликующие болельщики с дудками и флагами возвращаются с хоккейного матча, во дворе новостройки скребет асфальт снегоуборщик. А в подвале, в котором разместилась штаб-квартира "Бузы", женские голоса затянули грустную песню про рекрута, которого ждет не дождется молодая жена. В руках у девушек, рассевшихся по стеночкам, вязанье и другое рукоделие, непривычно тихие бузники что-то строгают и мастерят, подпевая, помогают "вытянуть" особо жалостливый куплет. Сегодня здесь "вечёрка", на которую ­молодежь собирали через Интернет. Сейчас отдохнут немного и в пляс пойдут или хоровод составят, а потом примутся в народные игры играть или гадать, а может быть, состязание затеют.

Комнату освещает люстра, а не лучина. Сарафаны и косоворотки украсили бы фотографии и видеосъемку, но обошлись без них. Потому что для собравшихся фольклор и заветы предков — не игрушки и не увлечение вроде фитнеса или хорового кружка, а образ жизни. В "Бузе" часто вспоминают притчу о том, что любая учеба, если хочешь, чтобы она принесла нужные плоды, должна растворяться в твоей жизни как сахар в чае.

На вечёрку приходят, чтобы приятно провести вечер, а возможно, найти суженого или суженую. "Понятие "быть русским" сейчас дискредитировано и опошлено, — говорит главный бузник. — И мы хотим доказать добрыми делами, без громких слов и битья пяткой в грудь, что мы — самобытный многообразный этнос со своей культурой и традициями".

А днем плясовой пол "бузовского" зала нередко устилается мягкими матами для занятий с детьми. Мальчиков от 2–3 лет и старше привозят сюда со всего города. Зачем? Цель сиюминутная — чтобы побегали, поборолись и провели время с отцами. Цель глобальная — чтобы выросли настоящими мужчинами русского корня. Дома — квартирка маленькая, братика-сестрички нет, папа с мамой вечно заняты, особенно не разбежишься. А тут прыгают через скакалку и кувыркаются, поют песни под живые гусли и ездят на папах, а дядя с бородой объявляет себя деревом с ожившими сучьями, от которых нужно защищаться. Со стороны — обычная детская игра, но в ней просматриваются приемы русской борьбы. Папы играют на матах вместе с сыновьями, мамы сидят по стеночкам на правах зрителей и только ойкают. Вот один малыш почесывает ушибленную ногу и готовится заплакать, но, увидев, как его сверстники сплотились и навалились на "дерево" гурьбой, передумал и ринулся в атаку. Слово "удаль" у бузников не считается архаичным и употребляется наравне со "смелостью", "ловкостью" и "силой". "Удаль молодецкая — это несколько качеств вместе, в том числе хулиганство в хорошем смысле", — говорит Денис Антипов.

5991
Денис Антипов — создатель и лидер череповецкой артели кулачных бойцов "Буза"

После занятия румяная детвора пьет чай и смотрит мультфильмы про былинных богатырей и Куликовскую битву. "Сегодня в занятиях принимают участие 60–70 детей, в наших планах расширять это направление, вот-вот заработает в полную силу детский фольклорный театр, — говорит Денис Антипов. — Еще хотим открыть фольклорный клуб для взрослых и создать женский ансамбль. Для рукодельниц поставим ткацкий станок, вязальный уже есть. Но главная наша цель — переселиться всей общиной за город, подальше от суеты, и заниматься общим артельным делом. Но не подумайте, затворничество нас не привлекает, и мы обязательно останемся активными участниками общественных процессов. Но жить хотим своими трудами, а не попрошайничеством".

Артельные дорожки

Костяк "Бузы" — порядка 30 человек, а причастных и вовлеченных наберется 250–300. Большинству череповецких бузников нет тридцати лет, и их никто к такому поприщу не готовил. Росли в семьях металлургов, слонялись во дворах, ходили в зал единоборств или в "качалку". Пиво в подъезде, сигаретка за углом школы, драки на пустыре после дискотеки... Обычные подростки, одним словом. И вдруг увидели нечто, что — сразу поняли — искали всю недолгую жизнь. При всем разнообразии биографий артельщиков "Бузы" это "вдруг" есть почти в каждой.

5992
Бузников считают мастерами крутить горящие предметы и изобретателями бревна для селфи (с видеокамерой на конце)

Лидер и основатель коллектива Денис Антипов, по воспоминаниям родителей, в раннем детстве вприсядку плясал и частушки пел, удивляя окружающих — откуда это в городском мальчике? Когда подрос, нашел применение силам в кикбоксинге, а голове — на юридическом факультете местного вуза. "Лет в двадцать, когда единоборства наскучили, начал искать какой-то русский аналог и вообще интересоваться Древней Русью, — вспоминает он. — Зашел в отдел, где продают китайские амулеты, и поинтересовался славянскими предметами. Продавец дала телефон педагога и тренера. Я шел на рукопашный бой, а там пляшут. Буза — это не только боевое искусство, это еще и мужская пляска, я тогда не знал этого. Как не знал и того, что в древности русские мужчины избывали негативную энергию в неистовом плясе. Конечно, сначала был шок, но мы хорошо поговорили о традициях бузы, об истории, о кулачном бое. Так я и стал заниматься борьбой и пляской вместе, и это захватило меня с головой".

Потом была служба в армии, во время которой тяга к изучению корней и жизни по заветам предков только усилилась. Денис вспоминает о том, что в грустную минуту и в трудных походах спасался русской песней и пляской. Командиры и сослуживцы сначала удивлялись этим фольк­лорным представлениям, потом махнули рукой, а спустя время стали подтягивать. Причем одними из первых понимание проявили призывники с Кавказа, которые охотно включались в концерт со своим материалом. "А я с собой в армию балалайку прихватил, и она оказалась очень кстати, сопротивляться ей не мог никто, — рассказывает Денис. — Вскоре меня назначили ответственным за подготовку песни "В Вологде-где" для армейского смотра".

После армии Денис Антипов не успел глазом моргнуть, как вокруг него собрались единомышленники. "В "Бузе" я нахожу воплощение всех интересов, которые есть и всегда были в моей голове, иными словами, чего душа просила", — говорит он. Проведение городских праздников, а также участие в областных и всероссийских мероприятиях стало тем общим делом, которое было необходимо для скрепления артели в единую команду. А когда появилось громкое имя, люди пошли в "Бузу" еще активнее. Мужской коллектив вскоре разбавили молодые девушки, семейные пары и дети.

Виталий Шубин — самый младший из взрослого состава "Бузы", ему только-только исполнилось 15 лет. Об артели узнал из Интернета, нашел в Сети видео, где бузники пляшут, и посмотрел его раз сто.

"Я с детства танцую, брейк-данс и прочие американские и европейские танцы, а по-русски плясать не пробовал, но сразу понял, что получится",

— говорит Виталий, которого в "Бузе" называют "сыном артели".

Рассказывают, что на турнирах по бузе-борьбе этот скромняга регулярно кладет сверстников на лопатки.

5993
"Буза" вернула на Вологодчину кулачные бои, теперь без них не обходится ни один массовый праздник

Александр Концевой едва сам присоединился к "Бузе", как привел в коллектив любимую девушку.

"Ей очень понравилось, она сразу меня во всем поддержала, — рассказывает он. — Замечательные ребята, никто не пьет и не курит, интересные беседы. Раньше ведь у меня всякое бывало — и компания, и выпивали. Кстати, со старыми друзьями мы по-прежнему общаемся, хотя я от них отошел немного, признаю. Рассказами о своей новой жизни я им не надоедаю, но они и сами видят, как интересно и разнообразно я провожу время"

С Денисом Антиповым они были знакомы с юности — в один тренажерный зал ходили. Придя однажды на масленичное гулянье, Александр увидел, как знакомый "парень из качалки" стоит посреди городской площади и зазывает прохожих мужчин метать топоры на силу и меткость. Подошел, спросил, получил приглашение на тренировку.

"Поначалу меня спортивная сторона увлекла, весь этот фольклор как-то мимо меня прошел, и православие тоже, — рассказывает Александр. — Они русские песни пели, на молитву становились, но меня никто не заставлял и не втягивал, даже с рассказами не лезли. Сначала только на тренировки ходил, потом увидел, что у них после занятия репетиция праздничного номера. Остался, получил роль. Потом еще что-то, еще что-то. Я в жизни много секций посещал, там как: все кричат, что мы команда, но в зале позанимались и разошлись. А тут общение никогда не заканчивается, потому что нам интересно вместе, да и дел совместных много. Век всех не переделаешь"

Фото: Александра Коркки

Поиск

Журнал Родноверие