«Прялка не бог, а рубаху даёт», – вспоминаю русскую пословицу, когда прохожу сквозь величественные бревенчатые ворота историко-культурного центра «Город-крепость «Яблонов».

Веретено на трёхлетие

Приехали мы в дождь, и от влаги в крепости разносится аромат древесины, переносящий в атмосферу XVII века. Стены крепости набегов татар, конечно, не видели, музей построили уже в наше время, но картины прошлого так и рисуются в сознании.

«Город-крепость «Яблонов» – одна из самых интересных туристических точек. Наши экскурсоводы знакомят посетителей с историей создания Белгородской черты и рассказывают о ремёслах. Большой интерес всегда возникает к ткацкой мастерской. Предметы там подлинные, и наши ткачихи могут показать, как работать на ткацком станке, прялке. Процесс изготовления нитки, заправка ткацкого станка, изготовление собственными руками коврика или браслета – это наша история», – рассказывает и. о. директора центра Ирина Гатилова.

41
42

В мастерской просторно и светло. Мастер по ткачеству Полина Коваленко и руководитель студии декоративно-прикладного творчества Марина Нестерова выдают мне тёплый красный кафтан, чтобы согреться. В Древней Руси умение рукодельничать было обязательным для женщин и девочек. На трёхлетие малышке дарили веретено, в 6 лет она уже начинала прясть, а когда в XVII веке появилась ручная прялка, 10-летних девочек учили сразу работать на ней. В 13 лет садились за ткацкий станок. Сначала отроковицы должны были справиться с повседневными делами, а уже потом приступали к приданому.

43
И.о. директора центра Ирина Гатилова

Яблоновские мастерицы, хоть и не жили в те времена, но тоже воспитаны в атмосфере рукоделия. Полина – швея-закройщик, Марина – технолог шерстопрядильного производства.

Почётное место в мастерской занимает вологодский ткацкий станок с трёхсотлетней историей – сложное в управлении устройство. Станина, пришвица, бёрдо, ремиз, навой – название его частей наши прапрабабушки знали наизусть. Заправляли его обычно две-три ткачихи, поэтому Марина и Полина вместе осваивали новое для себя дело, перенимая опыт у старооскольских мастеров.

44
46

Через каждый зубчик

«Процесс ткачества на станке нелёгкий, надо через каждый зубчик бёрда продеть нитку, – показывает Полина. – Потом два ремиза идут, в один нить надо продеть и протянуть на навой, потом вторую ниточку в другой ремиз. При этом обращать внимание, чтобы натяжение ниток было ровное, тогда изделие не собьётся».

45
Марина Нестерова закрепляет нитку, ставит ногу на педаль, разгоняет колесо

Нитки берут льняные, полушерстяные и хлопчатобумажные. Причём нитка основы должна быть такая же, как у ткани, которая заправляется в челнок. Сажусь за станок, ставлю ногу на педаль. Челнок держу в руках, мне нужно пропустить его через чётные нити, потом отодвинуть и протянуть через зёв, и…

«Не сильно, – поправляют меня, – теперь прибейте бёрдой, и так несколько раз. Меняем. Теперь давайте опять проденем. Ниточка ослабла, снова натягивать надо».

47
«Процесс ткачества на станке нелёгкий», – говорит Полина Коваленко

48
49
Челнок нужно пропустить через чётные нити

50
А вот так гладили полотенца

Через 10 минут упорного труда мысленно благодарю изобретателя силового ткацкого станка Эдмунда Картрайта. Ещё через пять вспоминаю фильм «Светлый путь», в котором героиня Любови Орловой управлялась сразу со 150 ткацкими станками. А ещё через 20 – уверенно прибиваю ткань и любуюсь результатом.

Марина Николаевна рассказывает об овечьей шерсти: чтобы она дошла до ручной прялки с веретеном, её нужно постирать, хорошо вычесать, потом закрепить кудель.

«Прялка состоит из колеса, вьюнка, педали, – объясняет она. – У каждой женщины была личная прялка, ведь когда садишься за чужую, чувствуешь, что она к тебе не приработана. Все детали этого процесса влияют на конечное качество пряжи».

Мастерица закрепляет нитку, ставит ногу на педаль, разгоняет колесо – вьётся нитка одинаковой толщины. Потом наматывает её на вьюнок. Теперь присаживаюсь я и сразу понимаю, почему прялка должна быть индивидуальной. Эта меня не слушается: колесо крутится в разные стороны, педаль не качается равномерно, нитка закручивается и эх… полное фиаско.

51
52
53

«Плавно нужно ногой качать, – подсказывает наш фотограф, – это же не тормоз в автомобиле».

54
Так вычёсывали лён и коноплю

Ещё две неудачные попытки, и я с облегчением принимаю предложение попробовать свалять из овечьей шерсти брелок «Яблочко». Марина Николаевна подбадривает:

«Учиться прясть очень трудно. В молодости у меня быстро получилось. Шли 90-е, нужно было как‑то выживать, когда закрывали предприятия. Муж сделал мне ткацкий станок, мы пряли шерсть и вязали шарфы. До этого я работала на ковровом комбинате, потому процесс прядения и плетения знала. Мы начёсывали и продавали модные на тот момент аксессуары».

Она протягивает мне небольшой комочек красивой, ярко окрашенной шерсти и длинную толстую иглу для валяния с насечками. Наставляет:

«Иголку нужно держать только прямо и сминать острым концом иглы кудельную заготовку».

55
56
57

Делаем прокол в яблоке, чтобы закрепить кольцо, прикрепляем зелёные листики из фетра. Вуаля, готово!

«Такие мастер-классы очень нравятся и детям, и взрослым. Большие ценители – иностранные гости, которые задерживаются здесь надолго»,

– подытоживает Полина.

Уезжаю домой с новыми эмоциями, ведь сегодня за ткацким станком я не просто переплетала нити и ленты, а странствовала по волнам времени. Пожалуй, вернусь сюда ещё, чтобы всё же освоить магию веретена.

Поиск

Журнал Родноверие