Порой мы восхищаемся связанной вещью и забываем о человеке, который потратил на ее изготовление сотни часов.

В Центре краеведческой информации Омской государственной областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина (ОГОНБП) состоялась лекция под названием «Русское плетеное кружево: история, традиция и современность». Лекцию провела мастер по кружевоплетению, преподаватель БОУ ДО «Детская школа искусств №14» Омска Екатерина Николаевна ЦЫГАНОВА. На лекции омичи узнали о традиционном народном искусстве – плетении кружев. Чем отличалось кружевоплетение в России и Европе? Было ли развито это искусство в Омской области? Екатерина Николаевна рассказала о секретах мастерства рукодельниц, познакомила с коллекцией коклюшек из разных регионов России.

oa230510 02

Работы мастера впечатляют. Прежде всего – большой кропотливый труд. Прослеживается также исследовательская и творческая работа. При создании образов Екатерина ЦЫГАНОВА уделяет большое внимание колористическому решению, стилизации, сочетанию различных техник, приемов плетеного кружева. Мастерица создает аксессуары, мини-панно, головные уборы и многое другое.

oa230510 03

Екатерина ЦЫГАНОВА начала свою лекцию с истории вязания кружев. Оказывается, кружевным делом занимались еще в древнем Египте. В Европе начали плести кружева на коклюшках в XV веке.

oa230510 04

Далее лектор рассказала о вязании кружев в европейском стиле.

Свой рассказ она подтверждала показом вязаных кружев при помощи слайдов на экране:

«Воротник «фреза» – рюш превращается круглый жесткий складной воротник малого размера. Однако он сковывал движение головы. Фрезы были признаками элегантности. Их крахмалили, синили. Вязанием занимались не только мастера, но и знатные вельможи. Например, французский король собственноручно кроил свои воротники. Большие слоеные воротники бытовали среди всех слоев населения. Из Испании они перекочевали во Францию, Англию, Нидерланды. Они просуществовали в Европе до XVII века»

oa230510 05

Также Екатерина ЦЫГАНОВА показала слайды кружев, которые были выполнены мастерами в разных техниках:

«В России этим видом творчества начали заниматься позже. Историки считают, что император Петр I вместе с европейским костюмом привез в Россию и зарубежных мастеров, которые обучили кружевному делу русских ремесленников. В России кружево приобрело другой облик. Появились новые элементы плетения. Возникли первые мастерские»

oa230510 06

Так, в XVIII веке помещица Анна Степановна Протасова открыла под городом Мценском в Орловской губернии мануфактуру по производству кружев:

«Протасова пригласила из Бельгии двух мастериц, которые обучали местных девушек кружевному вязанию. Спрос на изделия оказался востребованным. Особенно кружевное женское белье»

oa230510 07

При царском дворе модницы с удовольствием украшали свои платья кружевами:

«Большой поклонницей кружевного вязания была императрица Мария Федоровна»

oa230510 08

Екатерина ЦЫГАНОВА показала несколько кружев.

oa230510 09

Косник, традиционное русское девичье головное украшение, представлял собой подвеску, закреплявшуюся с помощью шнуров на конце косы. Косник – деталь праздничного костюма девушки и обычно использовался в комплекте с венцом, повязкой или каким-либо другим парадным головным убором. Косники имели обычно формы кистей. Пластины прикреплялись к косам шнурами или лентами.

oa230510 10

Кружева имели свои характерные признаки исполнения.

Как правило, названия давались им по месту их изготовления: астраханские, вятские, елецкие, рязанские балахнинские и другие:

«Вот несколько элементов из русских орнаментов: мушка, паук, жучок, денежка, речка, ромб, квадрат, репей, калач, паутинка, звездочка, балалайка, бубенец. Изделия из кружев делятся на два вида: мерные и штучные. Мерные – непрерывная полоса. Продается они в свободном доступе. Цены зависят от размеров. При покупках измеряются в сантиметрах и метрах. Штучные изделия изготовляются на заказы или партиями»

oa230510 11

Екатерина ЦЫГАНОВА отметила несколько особенностей истории вязания кружев в Омской области:

«Попало вязание кружев в Омский регион вместе с переселенцами из европейской части России. На рубеже XIX–XX веков они приехали из Архангельской, Вологодской, Орловской, Рязанской и других губерний. Наибольшее влияние на омский костюм оказала мода Вологодской губернии. Особую популярность получили сарафаны. Вязание в советское время было широко развито. Особую популярность приобрела техника вязание крючком. Потом в вязании кружев стали применять вязальные станки. Это снизило темпы ручной работы. В настоящее время можно все чаще и чаще видеть на омских улицах молодежь в вязанной модной одежде ручной работы»

oa230510 12

Инструментами для вязания служат коклюшки. Их изготавливают из дерева, пластмассы и других материалов. В старину их делали из костей животных. Екатерина Николаевна показала инструменты, которыми она пользуется для вязания. Также она продемонстрировала зрителям и свои работы. Одно из изделий красовалось у нее на голове.

oa230510 13

В заключение Екатерина ЦЫГАНОВА отметила:

«У меня все работы образные. Мне всегда хотелось, чтобы эстетика современной моды вливалась в технику коклюшечного кружева. При создании вещи стараюсь сделать ее такой, какую можно было бы носить сегодня»

oa230510 14

Сотрудники библиотеки имени А.С. Пушкина подготовили тематическую книжную выставку. Мероприятие организовала кандидат философских наук Маргарита САВРУШЕВА, заведующая сектором истории библиотечного дела Центра краеведческой информации библиотеки имени А.С. Пушкина.

oa230510 15

Справка

Екатерина Николаевна ЦЫГАНОВА родилась в 1973 году в городе Орел. Получила высшее образование по специальности «Преподаватель специальных дисциплин, балетмейстер» в Орловском государственном институте культуры. На третьем курсе увлеклась кружевоплетением на коклюшках. Параллельно с основной учебой закончила отделение коклюшечного кружевоплетения в Институте эстетического образования при Орловском государственном университете. С 1998 года Екатерина Николаевна занимается преподаванием ремесла и творческой деятельностью. Она победитель международных конкурсов «Кубок России», «Фестиваль Абстракции», «Арт-сезоны», Второго областного фестиваля музеев «Грани творчества». Искусство мастерицы было отмечено призами Всероссийского конкурса мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка», Международного фестиваля искусств «Либеровская весна-21», Областной выставки-конкурса творческих работ преподавателей изобразительного искусства «Сокровенное». В 2022 году работы Екатерины Николаевны были представлены на Первой Областной выставке декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов «Художник. Образ. Мастерство».

oa230510 16

Фото © Алексей Озеров

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие