В экспозиции «Детский музей» работают два постоянных раздела «Русская изба» и «Башкирская юрта».
Игрушек начала XX века по разным причинам почти не сохранилось, а потому этнографы реконструируют их по воспоминаниям и описаниям южноуральцев-старожилов. «Губерния» узнала, были ли у проживающих на территории Челябинской области народов свои национальные куклы и свистульки, как русские, башкирские и татарские мальчишки играли в «бабки», а также зачем для девочек старше 3–5 лет обустраивали «клетки».
Современные ребятишки не могут представить свой день без гаджетов и социальных сетей, а дети середины прошлого века играли в пластмассовые куклы и с машинками на веревочке. Ближе к концу прошлого столетия на прилавках магазинов детских игрушек появились куклы, культивирующие параметры «90—60—90», для девочек и заводные машинки — для мальчиков. У детей каждой эпохи были свои любимые игрушки и игры, и нынешняя ребятня вряд ли оценит игры в кости или захочет убаюкивать тряпичную куклу, набитую опилками или сеном. Об «игрушечных» интересах южноуральских ребятишек, которые появились на свет в начале XX века, «Губернии» рассказали в экспозиции «Детский музей» Государственного исторического музея Южного Урала.
Об этнических игрушках, в которые играли ребятишки, родившиеся в Челябинской области несколько веков назад, мало что известно. Понятие «народная игрушка национальностей, проживавших на Южном Урале» хоть и существует, но локальные особенности, характерные именно для нашей местности, не зафиксированы. А ведь именно об этом изначально «Губерния» планировала подготовить материал. Но оказалось, что информации об играх и игрушках народов, проживающих на территории современной Челябинской области, немного.
— Нам действительно пока мало известно о детских игрушках народов Челябинской области. Сказать, где и насколько широко была распространена игрушечная традиция, сложно. Эта тема недостаточно изучена. У нас есть лишь единичные сведения, — признала факт научный сотрудник экспозиции «Детский музей» Ольга Филипцова. — Несколько лет подряд мы, сотрудники музея, выезжали в этнографические экспедиции в разные районы Челябинской области и опрашивали старожилов 1920–1940-х годов рождения. Кроме общей информации о повседневной жизни в середине XX века, нас интересовали сведения о традиционных играх и игрушках. Исследования по этой теме ведут также специалисты государственного центра народного творчества Челябинской области. Записанные этнографами воспоминания, а также игрушки, описанные в научной литературе, и стали основанием для создания игрушек в нашей экспозиции.
Пеленашка из полена и кукла из золы
Самодельные игрушки в начале прошлого столетия, по словам Ольги Филипцовой, изготавливали из подручных материалов. Куклы для девочек шили из текстиля — использовали старые мамины и бабушкины юбки, полотенца, обрезки изношенных вещей. На это музейные сотрудники обратили особое внимание, поскольку к нему отношение было максимально бережное. А все потому, что в него вкладывалось много женского труда. По подсчетам этнографов, до 20 процентов рабочего времени от общего объема, которое женщины уделяли семье и ведению хозяйства, уходило именно на работу с текстилем: обработку волокна, прядение, ткачество, шитье, украшение. Это пятая часть всего рабочего времени женщины начала прошлого века. Именно поэтому к текстилю отношение было особое, кусочки тканей, даже старой, не выбрасывали.
Для набивки текстильных кукол использовали шерсть, сено, льняные очески, опилки, картофельные очистки. Также игрушки изготавливали из дерева, бересты, мочала (вымоченные лубяные волокна деревьев), трав, палочек, поленьев. Ножки и ручки игрушки обычно пришивали. Использовали и обычные ветки: связывали их в виде крестика и перематывали лоскутками ткани.
Что только не использовали для изготовления кукол: от соломы до картофельных очисток. В музее собраны материалы, которыми по рассказам старожилов, набивали кукол.
— Вот, например, жительница Миньяра Нина Шаркова в одной из наших экспедиций по горнозаводской зоне рассказала, как ее «мама сшила мешочек, набила его золой, сделала ручки, ножки, лицо нарисовала», — говорит Ольга Филипцова. — А Нина Дубасова, с которой мы также встречались в Миньяре, вспоминала, как «мама сшила мешочек, набила его сеном, ручки, ножки сделала из старой юбки». Нина Заикина, будучи маленькой девочкой, тоже играла с куклой, которая была набита сеном, она вспоминала: «Мама куколку сшила из тряпок, набила сеном, потом пришила ножки, ручки, а лицо нарисовала карандашом. Волосы сделала из чесаного льна, пришив к голове игрушки. Одежду для готовой куклы сделали из кусков старой маминой юбки».
Есть и другие воспоминания старожилов Челябинской области. Например, жительница села Коелга Еткульского района Людмила Печенкина, которая родилась в 1928 году, рассказывала, что играла в куклы, набитые стружкой или высушенными картофельными очистками. Кстати, именно по ее воспоминаниям сотрудники музея сшили такую куколку: внутри нее сушеные очистки картошки. А жительница села Ступино Чебаркульского района Нина Насардинова 1928 года рождения поделилась воспоминаниями о кукле-пеленашке из полена. Такую куклу можно было соорудить без особого труда: когда кололи дрова, девочка могла попросить одно полено, которое просто обматывали старой тканью. Кстати, в те годы девочки куклами не менялись, каждая играла своей игрушкой.
Свои игрушки были и у башкирских и татарских девочек. Каждая игрушка также изготавливалась своими руками из подручных средств. Игрушки делали из палочек или бумаги: туловище обматывали тканью, голову (из бумаги или ткани) повязывали платочком. Наряд такой куколки обязательно подчеркивал национальную принадлежность.
Непрыгучие мячики, бусинки в земле и липовые свистульки
В начале прошлого столетия такую свистульку за считанные минуты мог изготовить любой мальчишка
Также девочки любили играть в пронизки. Правила игры незамысловатые: в кучке земли, которую иногда перемешивали с сенной трухой, прятались бусинки. Потом все это делилось на кучки по числу играющих, каждая девочка брала свою, победительницей признавалась та, в чьей кучке находилось больше бусинок.
Во многих деревнях современной Челябинской области для ребятишек изготавливали мячики из шерсти коров или овец, а также шили из тряпок. Правда, прыгучестью такой мячик не отличался, а потому ребятишки просто кидали их друг другу и ловили.
В горнозаводской зоне Челябинской области в начале прошлого века были популярны свистульки из липы. Такую игрушку мог самостоятельно смастерить любой мальчишка не старше десяти лет. Секретами создания свистулек с музейными работниками поделился Алексей Харин 1930 года рождения. Для их изготовления нужна веточка липы длиной сантиметров десять, она должна быть гладкой, без отростков. Причем игрушка получится только из молодой веточки, когда в дереве начинается сокодвижение — в конце весны — начале лета. Этот отросточек надо покатать ножом, пока кора не отойдет от древесины. Затем кору нужно снять, сделать прямой надрез, а потом — под уклоном, а с другой стороны сделать ровный срез. Свист можно регулировать древесиной.
— Сейчас на наших мастер-классах даже взрослым мужчинам непросто смастерить такую свистульку для своих сыновей, а раньше ее быстро делали мальчишки. Почему именно в горнозаводской зоне она была популярнее? Просто именно в той части области растет больше всего лип, — говорит Ольга Филипцова.
Мальчишки прошлого века любили играть в кости
Кости, в которые играли татарские и башкирские мальчишки, хранились в специальной мешке.
Среди любимых игр южноуральской ребятни начала XX века — игры в кости, причем играли в них как русские ребятишки, так и представители тюркских народов. Но правила игры сильно отличались.
Русские ребятишки играли в бабки свиными, коровьими, конскими косточками, которые выставляли в ряд, и по очереди пытались выбить кон другой такой же костью или специальной литой битой. А вот у тюркских народов игры в кости были разнообразнее, а играли дети косточками из задних ног овец.
Словами описать правила игры в кости сложно, а потому журналисту «Губернии» предложили поиграть.
— Как только в башкирской или татарской семье рождался мальчик, родители тут же шили специальный мешочек, в который затем складывались косточки овец для будущих игр, — пояснила Ольга Филипцова. — Смысл одной из самых любимых игр в том, чтобы дважды подкинуть и поймать большее количество косточек. Во время игры мальчишки садились в круг, по очереди подкидывали косточки и ловили тыльной стороной ладоней. Те, которые удавалось поймать, снова подкидывали и ловили ладонями. Упавшие одинаково кости (на спинку, брюшко или бочок) попарно сталкивали, при этом нельзя было задевать любую третью кость, подталкивать повторно. В случае удачи сбитые кости забирали себе. Победителем считался игрок с наибольшим количеством выигранных костей. В наборе могла быть одна косточка, окрашенная в красный цвет. При подсчете она считалась за две.
Детки — в «клетке»: территория маленькой хозяйки
Практически повсеместно на территории современной Челябинской области для девочек старше 3–5 лет обустраивали «клетку» (от слова «клеть», то есть «дом»). На этой небольшой территории полноправной хозяйкой была маленькая девочка.
«Клетка» для девочки не обязательно была квадратная и огороженная досками. Размер и форма могли быть любыми.
— Традиционно «клетку» сооружали после Пасхи, — рассказала заведующая сектором семейных интерактивных программ экспозиции «Детский музей» Ирина Мазова. — После нее наступало теплое время года, для взрослых начинались полевые работы, а маленькие дети большую часть времени проводили на улице. «Клетку» для девочки могли соорудить из чего угодно: из досок или просто огородить территорию бревнышками. Форма и размер тоже были разные. Внутри «клетка» могла быть застелена листьями лопуха, старыми половиками, могла быть просто утоптанная земля. Это была территория маленькой девочки, здесь она — полноправная хозяйка. Единственное условие — ее игрушки должны были находиться только в ее «клетке». Разбросанные игрушки не одобрялись, но как таковых запретов (в сегодняшнем понимании этого слова) для детей не было, они вели вольную жизнь. Но, если девочка не поддерживала порядок в «клетке», значит, она — плохая хозяйка, и ей непременно либо об этом скажут взрослые, либо засмеют сверстники. Да и похвастаться перед подругами красивым «домом» тоже неплохо.
Располагали «клетку» во дворе около избы, рядом с завалинкой, недалеко от крылечка или у забора. Игрушки у девочки были максимально простыми: те же куклы-пеленашки, сшитые из лоскутов игрушки, глиняная посуда. Главный смысл «клетки» — научить девочку вести хозяйство.