Как правило, при вопросе «каким богам поклонялись в языческой Руси?» первым приходит в голову Перун — бог-громовержец. Он считается самым известным языческим божеством славян. Но на самом деле на Русь культ Перуна пришел в Х веке стараниями князя Владимира и вопреки желанию народа.
Перун до правления князя Владимира
Нельзя сказать, что Перуна на Руси в эпоху до князя Владимира совсем уж не знали. Он присутствовал и даже занимал какое-то время главенствующее положение в языческом пантеоне славян, однако вплоть до десятого века – просто как громовержец, без указания конкретного имени.
Секретарь полководца Велизария Прокопий Кесарийский в VI веке упоминал прообраз Перуна в своей книге «Война с готами». «Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды», – писал Прокопий Кесарийский.
Лишь в Х веке Перуна первый раз называют по имени. В «Повести временных лет» указывается, что клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами.
Культ Перуна
Князь Владимир начал править на Руси в 970-е годы, начав с Новгорода и распространив впоследствии свое влияние на Киев. Поначалу Владимир был язычником, и Перун стал тем богом, которого князь задумал возвести во главу нового славянского пантеона, наделив его званием главного бога Руси.
Перун был назначен не просто покровителем небес, который ассоциировался с молнией и поэтому поражал несчастливцев огненными стрелами, но и подателем все мыслимых благ.
Идолы Перуна были установлены и в Киеве, и в Новгороде. Божеству приносились жертвы, в том числе человеческие. Насаждая культ Перуна, князь обожествлял свою власть, параллельно восстанавливая языческие обряды. Другие верования стали считаться нежелательными.
Противостояние Перуну
Многие жители Руси оказались не готовы принять новое божество и подчиниться княжеской воле. Люди хотели поклоняться тем богам, что и их предки – это и Световит, бог света и радостей жизни, и Велес, бог тьмы, загробного мира и богатства и ряд других. Были столкновения и с христианами.
Самое известное из них – в Киеве в 983 году – описано в Повести временных лет. Бояре решили бросить жребий и принести в жертву Перуну случайного киевлянина дабы отблагодарить божество за военные успехи. Выбор пал на юношу Ивана, сына христианина Федора. Федор долгое время служил в Византии, где принял святое крещение. Затем он переехал жить в Киев, где у него и родился ребенок. Когда посланцы пришли за юношей, мужчина отказал им: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле».
Услышав речь Федора, толпа язычников начала рубить углы дома топорами, после чего крыша обрушилась на головы несчастных, и они погибли. Вскоре после этого эпизода Владимир крестил Русь, и вместо идолов Перуна стали строиться храмы, а Федор и Иоанн стали почитаться православной церковью, как первые мученики на Руси, пострадавшие за веру.
Происхождение Перуна
Единой версии о происхождении имени Перуна у исследователей нет. Самое простое объяснение – от глагола perti (ударять, бить) и суффикса unъ, который обозначает деятельность. Однако у Перуна есть много родственников.
В балтийской мифологии есть бог Перкунас. Причем для литовского языка и всей истории он оказался куда более значимым персонажем. По крайней мере, слова гром и молния в литовском языке – это perkūnas и perkūnija, а в латышском гром – это созвучное слово pērkons. Отсылки к Перкунасу в названиях тех или иных природных явлений есть и в других славянских языках. В отличие от Руси для Литвы Перкунас был действительно очень почитаемым божеством. Есть даже точка зрения, что его видоизмененное изображение дошло до наших дней на гербе современной Литвы.
Еще одна версия гласит, что этимология имени Перун восходит к богу грозовой тучи и дождя Парджанья в ведийской мифологии. Причем Парджанья, также как и Перун, не просто ведает небом. У него можно просить защиты и помощи, так как он – щедрое божество.
«Родственники» Перуна обнаруживаются и у древних индийцев, и у хеттов, и других народностей. Так что говорить о том, что громовержец Перун – бог чисто русский – было бы слишком самонадеянно, особенно учитывая определенно искусственное насаждение его культа на Руси.