Велес, или Волос, — имя дохристианского славянского бога скота, который, помимо роли покровителя домашних животных, был также богом подземного мира и злейшим врагом Перуна, славянского бога грома.

Славянский домашний алтарь с портретом Велеса. Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0 / Wojslaw Brozyna

Ключевые моменты: Велес

  • Альтернативные названия: Волос, Велес Власий, Святой Блаз или Бласий или Влас.
  • Эквиваленты: Гермес (греч.), Велинас (балт.), Один (норв.), Варуна (ведич.)
  • Эпитеты: Бог скота, Бог подземного мира
  • Культура/страна: Дохристианская славянская
  • Первоисточники: Слово о полку Игореве, древнерусские летописи
  • Царства и силы: Покровитель земледельцев, бог воды и подземного мира, злейший враг Перуна, чародей; гарант человеческих договоров; ясновидение и пророчества; торговцы и купцы

Велес в славянской мифологии

Самое раннее упоминание о Велесе содержится в русско-византийском договоре 971 года, в котором подписавшие его должны поклясться именем Велеса. Нарушителей договора предупреждают о грозном наказании: они будут убиты собственным оружием и станут "желтыми, как золото", что некоторые ученые интерпретируют как "проклятые болезнью". Если это так, то это означает связь с ведическим богом Варуной, который также был богом скота и мог насылать болезни, чтобы наказать провинившихся.

Велес ассоциируется с самыми разными силами и покровителями: он связан с поэзией и мудростью, повелитель вод (океанов, морей, кораблей и водоворотов). Он одновременно охотник и покровитель скота и владыка подземного мира, что отражает индоевропейскую концепцию подземного мира как пастбища. Он также связан с древнеславянским культом умершей души; древнелитовский термин "welis" означает "мертвый", а "welci" — "мертвые души".

Внешний вид и репутация


Изображение Велеса. Public Domain / Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0 / Mhapon

Хотя изображений Велеса немного, обычно его изображают в виде лысого человека, иногда с бычьими рогами на голове. Однако в эпической битве между Велосом и Перуном Велес предстает в образе змея или дракона, лежащего в гнезде из черной шерсти или на черном руне под Мировым древом; некоторые ученые предполагают, что он был оборотнем.

Помимо домашних лошадей, коров, коз и овец, Велес ассоциируется с волками, рептилиями и черными птицами (воронами и воронами).

Космическая битва между Перуном и Велесом

Самый известный миф о Велесе встречается в нескольких версиях или фрагментах версий в различных культурах, претендующих на происхождение от Киевской Руси. Это миф о сотворении мира, в котором Велес похищает Мокошь (богиню лета и супругу Перуна, бога грома). Перун и его враг сражаются за вселенную под огромным дубом, священным деревом Перуна, похожим на греческую и норвежскую (Иггдрасиль) мифологии. В битве побеждает Перун, и после этого воды мира освобождаются и текут.

Разделение человеческого и подземного миров

Второй миф о сотворении мира, связанный с Велесом, повествует о создании границы между подземным и человеческим миром в результате договора, заключенного между Велесом и пастухом/магом.

В договоре безымянный пастух обязуется принести в жертву Велесу свою лучшую корову и соблюдать множество запретов. Затем он отделяет мир людей от дикого подземного мира, возглавляемого Велесом, — это либо борозда, вспаханная самим Велесом, либо канавка через дорогу, вырезанная пастухом ножом, которую нечистая сила не может пересечь.

Постхристианские изменения

После того как Владимир Великий в 988 году принес на Русь христианство, в славянской мифологии сохранилось множество возможных узнаваемых пережитков Велеса. В старолитовском языке Веля остается праздником мертвых, отмечающим границу между миром живых и миром мертвых, а Велес выполняет роль проводника душ в подземный мир.

Битва между Перуном (Ильей Муромцем или святым Ильей) и Велесом (Селевком) встречается в самых разных формах, но в более поздних историях вместо богов они представляют собой взаимодополняющие фигуры, отделенные друг от друга бороздой, проложенной Христом, который их обращает. Велес также, вероятно, представлен святым Власием, который в русской иконографии изображается в окружении овец, коров и коз.

Источники

  • Диксон-Кеннеди, Майк. "Энциклопедия русских и славянских мифов и легенд". Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 1998. Печать.
  • Dragnea, Mihai. "Славянская и греко-римская мифология, сравнительная мифология". Brukenthalia: Romanian Cultural History Review 3 (2007): 20-27. Печать.
  • Голема, Мартин. "Средневековые святые пахари и языческая славянская мифология". Studia Mythologica Slavica 10 (2007): 155-77. Печать.
  • Ivankovic, Milorad. "New Insights on Slavic God Volos?/Veles? From a Vedic Perspective." Studia Mythologica Slavica 22 (2019): 55-81. Печать.
  • Kalik, Judith, and Alexander Uchitel. Slavic Gods and Heroes. London: Routledge, 2019. Печать.
  • Луркер, Манфред. "A Dictionary of Gods, Goddesses, Devils and Demons". Лондон: Routledge, 1987. Печать.
  • Лайл, Эмили Б. "Время и индоевропейские боги в славянском контексте". Studia Mythologica Slavica 11 (2008): 115-16. Печать.
  • Ралстон, У. Р. С. "Песни русского народа, как иллюстрация славянской мифологии и русской общественной жизни". London: Ellis & Green, 1872. Печать.
  • Заров, Роман. "Организованный языческий культ в Киевской Руси. Изобретение иностранной элиты или эволюция местной традиции?" Studia Mythologica Slavica (1999). Печать.

Поиск

Журнал Родноверие