В наше время люди могут верить, во что хотят. Нет конечной, насаждаемой веры. Но существует мировоззрение, которое большинство людей (христиан или язычников) принимает, даже не осознавая этого.

Сегодня многие очень хотят вырваться из главенствующего шаблонного иудейско-христианского мировоззрения и снова стать язычниками, но это не случится за одну ночь, так же как это мировоззрение не возникло за одну ночь. Некоторые не понимают этого, им кажется, что для того, чтобы стать язычником, достаточно прочитать несколько книг, поверхностно отвергнуть свои старые религиозные воззрения и принять участие в языческих обрядах или даже создать свои собственные ритуалы. Все это не имеет ничего общего с истиной.

Суть язычества заключается в мировоззрении – в вашем отношении к вещам на глубоком подсознательном уровне. Мировоззрение обычно замешано на культуре, а значит дело в вашем воспитании с первых дней вашей жизни, в том, как вас научили думать о вещах и видеть их. Стать язычником означает изменить структуры мышления в своей голове, привести их в соответствие с языческим мировоззрением, основанном на древних идеях и идеалах. Центральная идея любого языческого мировоззрения, как древнего, так и современного, – это идея священности Земли. Священная Земля жива и населена духовными силами, от божественных духов до душ умерших; вся жизнь произошла от Земли или Природы, всё возвращается в неё циклично, на волнах жизни и смерти.

Отношения между мужчиной и женщиной очень важны для современного языческого мировоззрения. В языческих мифах мужчина и женщина были созданы одновременно, а не мужчина прежде женщины (например, кажется, что Ева была создана, чтобы развеять скуку и одиночество Адама). В древнегерманских мифах Вотан создал мужчину и женщину из деревьев одновременно; такая же история повторяется в разных формах и в других мифах, даже в Древней Греции (до появления позднего мифа о Пандоре) мужчина и женщина возникли в одно и то же время из самой Земли и стволов ясеня. Хотя в плане деторождения биологические функции мужчины и женщины различаются, но между ними нет ни духовного, ни умственного, ни какого-либо другого неравенства. Если мужчина может оплодотворить женщину физически, то женщина может предложить мужчине не менее важный дар эмоционального и духовного оплодотворения. Сила мужчины заключается не в том, чтобы подавлять и контролировать женщину, а в том, чтобы поддерживать и защищать её, потому что она – источник жизни его и его потомков, тайный центр его чести и радости, сама форма его духовных стремлений. Между двумя полами существует великая и священная взаимность, они нуждаются друг в друге, и современные язычники твёрдо уверены в этом.

Основа языческого мировоззрения, разделяемая во всех индоевропейских древних верованиях, заключается в анимистической целостности, в простой, земной идее, что у всех вещей есть духовная величина и что жизнь ценна.

В язычестве нет непреложных истин; в сути всех вещей отсутствует определённость, т. к. сама Природа ни в коей мере не однозначна. Человек должен решать в рамках каждой отдельной ситуации, как правильно поступить, пытаясь выбрать линию поведения, ведущую к высшей гармонии. Такое мировоззрение требует от людей гибкости, храбрости и ответственности.

В этом мировоззрении нет понятия вины или отвращения к базовым органическим потребностям человеческой жизни. И что ещё более значимо, нет понятия спасительных откровений или пророков и спасителей для паствы. Откровения для тех, кто живёт на Земле, кто живёт как часть этой Земли, происходят постоянно. Можно услышать многое, если прислушаться к ветру или Земле, можно услышать их внутри своего сердца.

В язычестве также нет идеи линейной, конечной истории: мир не «исчезнет» в один прекрасный день по мановению руки небесного судьи, который затем раздаст всем награды и наказания. Ответственность за то, чтобы сделать этот мир лучше, полностью лежит на плечах людей и живых существ. Смысл жизни нужно искать не в её конце или в конце света, но каждый день в каждом поступке и вздохе. Конец мирового цикла или эры наступит органично, точно так же, как он начался, и это не будет катастрофой, вызванной небесными силами, а естественным процессом. Наступление этого «конца», который сам по себе будет предвестником возрождения мира, не должно сильно заботить людей, они должны стремиться прожить каждое мгновение с мудростью и миром.

И наконец, в язычестве ставится ударение на сверхъестественной, сверхреальной силе Потустороннего мира – необъятной реальности за гранью человеческого восприятия, реальности, которая время от времени таинственным и волнующим образом прорывается в наш мир и наши ощущения. Эта великая сила, эта сверхчувственная реальность породила языческие мифы и легенды. Она есть животворящий принцип языческой мифологии – единственный, всеобъемлющий и вездесущий принцип, только с помощью которого ум мужчины или женщины может постичь невыразимые универсальные Истины. Эта сила – обитель Богов, в ней источник божественного вдохновения. Мифология представляет силу Потустороннего мира в виде древних сказаний, любая мифология может считаться проявлением этой силы.

Любую мифологию можно представить как ворота в по-настоящему мистическое переживание вечной истины. Истории, рассказанные в мифах, обычно не правдивы буквально, тем не менее, они истинны, поскольку являются выражением великой Истины. Сила мифов состоит именно в символичной и метафоричной природе заключённых в них знаний; мифы говорят на языке Потустороннего мира.

Поиск

Журнал Родноверие