Мы не знаем, как с этим бороться, но мы знаем, как с этим не бороться.
Мато Дуринда этого не решал. Старые друзья из Тублатанки были оскорблены, и анти-кампания оказалась сильнее самой кампании. Партия, известная некоторыми "металлическими" идеями, не прошла в парламент и поэтому не смогла организовать более оригинальную словацкую музыку на словацком радио. Вопрос в том, если бы она это сделала, устроила бы она это? Ответ, вероятно, труден. Лучшая музыка не может быть гарантирована политически. Это можно только не предотвращать. Чего сегодня не происходит.
И все же — тема всплыла на поверхность. Но, похоже, СМИ это не очень интересует. Лишь менее десяти процентов песен, звучащих по радио, — это словацкая музыка. На землях южных славян, в России, на Украине, существует несоизмеримо больше оригинальной музыки. Даже в Польше в процентном отношении в музыке гораздо больше самобытной культуры. Конечно, это лучшее место в Британии. Вся музыка англосаксонская. В Словакии отечественная поп-музыка на самом деле является жанром меньшинства, поскольку на ее долю приходится менее десяти процентов, а жанр отечественного меньшинства — это, по сути, несуществующая в СМИ музыка, которая привлекает некоторое внимание средств массовой информации в специальном шоу для отечественных курьезов. С культурной точки зрения, при социализме советские песни нечасто звучали по радио, более или менее сегодня у нас есть англосаксонская музыка на всех радиостанциях, но это делается не на политической, а на коммерчески-рекламной волне. Вот в чем разница. Такая политика более ненавязчива и действует ненасильственно. Хотя англосаксонская поп-музыка с ее зачастую идиотскими текстами вызывает негодование и агрессию у некоторых посетителей "цивилизованных" заведений и, таким образом, способствует домашнему потреблению еды и напитков. Опять же, это меньшинство. Большинство, похоже, уже привыкли к этому. То же, что социализм. Насилие может принимать различные формы. Это могут быть не только хулиганские крики, но и менее заметный повседневный ужас с дурацкой музыкой, которая заползает под кожу, в голову и отравляет мозг и сердце подобно ядовитой кислоте, которая пожирает сознание и душу кусочек за кусочком каждый день, пока не произведет массу стертых с лица земли рабов духовно уничтоженная цивилизация. Такая вакцинация делается без иглы, она незаметна, но происходит практически на всех фронтах цивилизованной жизни. В автобусе, в ресторане, часто на работе, в средствах массовой информации и так далее.
Также может возникнуть вопрос: почему словацкая музыка должна звучать в словацких СМИ, когда на самом деле это, как правило, всего лишь имитация англосаксонской музыки с текстами в основном (не всегда) на родном языке? Например, если бы мы дали неназванной группе poprock текст на английском языке вместо словацкого, никому бы это не показалось странным. В основном это была бы англосаксонская музыка. В основном это англосаксонская музыка со словацкими текстами. Даже словацкие лирики не исходят из оригинальной тональности, согласно которой даже короткий слог можно петь долго, как по-английски, так и на центральнословацкой лужайке или в восточной каричке. Ведь жители Востока не обладают длинными и даже протяжными голосами... Наши авторы текстов приходят со строками длинных односложных слов "жизнь, ма хо раад, си си си", муза шепчет их в соответствии со строкой. Короче говоря, наши поп- и не только поп-музыканты часто совершенно поверхностны. Они говорят, что играют оригинальную музыку, но на самом деле они не знают оригинальную музыку. Они не углубляются в музыку, они не работают с ней духовно, они просто технически перенимают западные способы, а потом удивляются, что те их не отпускают. Почему они должны были их отпустить? Агент единственного монопольного неназванного западного издательства (похожего на socik) приходит на радио, выкладывает на стол последние хиты, и редакторы "поворачивают" его, потому что он "в теме". Ротация — это вопрос рыночного соглашения. При социализме существовал музыкальный конкурс народного голосования "Золотой соловей", и результаты были опубликованы примерно до сто пятидесятого места. Который допускал, конечно, и другие вещи, такие как самый коммерческий промежуточный поток. Сегодня подобного конкурса без номинаций в принципе не существует. Номинации — это вопрос рыночного соглашения. Вот как мы относимся к культуре. Мы стоим.
Вывод: не падайте духом, пойте наши песни, так будет лучше.