Некоторые кричат, что американец Сантаклаус вытесняет словака Николаса. Правда в том, что роман Николаса напечатал словацкий дедушка. В некоторых деревнях и поселках Оравы и Кисуце праздник Николая Чудотворца наступил только в начале или в первой половине 20-го века. век. До тех пор не было известно о встрече с Николаем, но священной церемонией перед солнцестоянием была встреча с дедушкой или с медведем. Святой Дед олицетворял дух предков, дух семьи, и его почитали все семьи во времена свободы родной духовности и долгое время во времена несвободы. Но вместе с церковью пришли десятки заповедей по праздникам, и поклонение духовным предкам было запрещено. Дух предков словаков и словацкоязычницы должен был быть заменен культом епископа Николая.
Николай, изображаемый в Восточной церкви лысым, окутан множеством народных легенд, которые невозможно доказать. Более или менее доказуемо его восхождение в 325 году нашей эры. Именно тогда Николай принял участие в Первом Церковном синоде в Вифинии Никейской, на котором также присутствовал римский император Константин Великий. Здесь Николай напал на епископа Александрийского Арея (арианство) не только словесно, но, предположительно, и физически... давайте добавим к этому, что ариане были ранними христианами на территории Словакии и прилегающих регионов, которые жестоко подавлялись римско-католическими рычагами. Николай, признанный церквями святым, ревностно выступал как против "ересей" (см. арианство), так и против первоначальных духовных течений (верований), называемых язычеством. Николай выделялся как "правильный" фанатик, который, будучи аппаратчиком недавно созданной римской государственной церковной религии, подавлял другие духовные течения. Встреча Николая с дьяволом, как ее называют в Словакии, возможно, не совсем случайна. Для наших прадедов личность Николая Чудотворца была наравне с дьяволом. Если Николаю недостаточно палки, то даже дьявол хорош для подавления язычества или ереси... Когда Николас раздает конфеты детям, не забывайте о том, как вы страдали из-за конфет у стоматолога, и о том, как соседи-воры подкупили Данча, прежде чем ограбить их. Что ж, если бы Николас превратился в мудрого дедушку, он мог бы раздавать какие-нибудь полезные закуски, такие как орехи или сухофрукты, если бы это не беспокоило его родителей.
Проводить время с дедушкой было древним обычаем, который имел гораздо более давнюю традицию. В некоторых деревнях существовал "дедушка", то есть Старый Дух также мог воплощаться в медведе в церемониальном театре, так что это тоже могла быть прогулка с медведем. После обхода перед солнцестоянием дедушка не теряется, а становится важной фигурой в рождественской песне о солнцестоянии — обряде приветствия Нового Солнца. Во время зимнего солнцестояния по деревне бегали фокусники – обрядовики — игрища – четыре Хранителя вечеринок и дух предков – старики. Таким образом, род, или дух предков в образе деда, зависал в "николаевское" время приближающегося праздника солнцестояния. Это было между душами и зимним солнцестоянием, в период, когда деревья уже сбрасывали листья, дни становились все короче и короче, и наступало время отапливать жилища, экономить, медитировать и возвращаться к сущности духа. Здесь – во время ожидания возрождения солнечного дива – сын божества Небесного Огня – Сварог, фигура деда-предка, который находится в нас, дух, чье наследие мы берем от наших предков и передаем потомкам и последователям, приходит и преподносится детям. Поэтому фигура не исторического епископа Николая, а фигура нашего праздничного "Николая Чудотворца" — это качества духа предков. У него красная одежда, подобная огню, и на Востоке он выходит через дымоход, посвященный, подобно печи, духам предков. Заросший, как старик из рождественской песенки, он дарит подарки или наказывает, в зависимости от того, кто этого заслуживает, как с точки зрения духа предков. А чтобы путешествие было удачным, он кладет подарок в багажник.
Эй, пройдет много времени, прежде чем мы в достаточной мере почтим нашего дедушку. Возможно, даже сегодня мы сможем подключиться к его посланию.