Если мы хотим углубиться в историю конца Второй мировой войны, нам нужно немного напомнить себе о некоторых связях.
В 373 году, согласно имеющимся хроникам, король Квада Габен прибыл на территорию Словакии над Дунаем, чтобы пожаловаться на строительство других римских крепостей на Дунае. Поскольку римляне в то время называли германцами всех дунайцев (Источники истории Словакии и словаков, Slovensko očami cudzih, SAV, 2002), то вообще не ясно, какой национальности были наши квады. Однако мы знаем, что они жили в Словакии и что после убийства их лорда Габена они напали на Рим и что в этом контрнаступлении участвовало много женщин.
В 631-632 годах дунайские славяне (венеды) под предводительством избранного союзного (конфедеративного) вождя Само отразили нападение франкских войск, после того как франкский посланник назвал славян «языческими псами», которые должны им подчиниться, христиан, и разгневанного Само он с позором изгнал его (Хроника Фредегара). Историки предполагают, что ядром союза Сэма была область Нитравы и Моравы, позднее названная Великой Моравией. Эта территория долгое время сопротивлялась франкскому давлению.
Само
В 871 году франкский Карольман заключил в тюрьму нитранского князя Свантополка. Нитранские словенцы сразу выбрали своим правителем Славомира из княжеского рода, который возглавил восстание против «немецких» войск. Франки освободили Свантополк (Святополк), чтобы победить Славомир и сохранить свой контроль над территорией Старой Словакии. Однако Свантополк тайно вступил в союз со Славомиром, и словенцы под их предводительством победили франков, которые, согласно летописям, дубинками сбрасывали даже женщин с коней. Это было одно из старейших доказанных словацких восстаний.
После основания централистского венгерского государства так называемым «святым» Стефаном 1.), который контролировал Венгрию военным путем и путем пыток противников и ввел католическую религию и крепостное право, в Словакии (Верхней Венгрии) было много восстаний. Большинство из них носили социальный и духовный характер. Одним из таких восстаний было Ракошское восстание (половина XVII в.), происходившее в основном на территории Словакии, во времена австрийско-габсбургской монархии. По мнению некоторых историков, Юрай Яношик также участвовал в этом восстании своей «бандитской» деятельностью.
В 1848-49 годах три экспедиции словацких повстанцев сражались под руководством Людовита Штура, Юзефа Милослава Гурбана, Янко Франциски, а также при активном участии Янко Краля и других возрожденцев, целью которых была гражданская и национальная свобода. Значительную часть повстанцев, особенно в первой экспедиции, составляли словацкие крестьяне и крестьяне, которых не коснулась отмена крепостного права. Это словацкое восстание было направлено против угнетения мадьяризации, а также против стойких элементов крепостничества.
Милан Растислав Штефаник также продолжает борьбу против мадьяризации, за гражданские и национальные свободы. Он, как ученый и мыслитель, несмотря на свое более слабое тело, поступает в армию в решающий для Словакии момент, пока, наконец, в качестве генерала (француза) не возглавляет чехословацкие легионы в 1-й Санкт-Петербургской дивизии. войны и спасает их в Сибири от коммунистического окружения. Убежденный в необходимости автономии Словакии, Моравии и Подкарпатской Руси (Штефаник I, II, Благо, Павлу, Осуски), он умирает (4 мая 1919 г.) по возвращении на родину после разлада с Эдвардом Бенешем. Чехословацкие легионеры защищают территорию Словакии от вторжения коммунистической Венгерской Республики Ордена (весна 1919 г.).
В то время в Словакии созревала и деятельность католического священника Андреа Глинки. После работы в Словацкой народной партии, которая стремилась к всеобщему избирательному праву, христианскому консерватизму и улучшению социальных (общественных) условий, а также к национальной свободе и самоопределению словаков, он стал соучредителем Словацкой Народная партия. В 1907 г. (27 ноября) по случаю освящения церкви в Чернове произошла резня (15 погибших), и Глинка был заключен в тюрьму в Сегедине, Венгрия (1907–1910). В декабре 1919 года он восстанавливает Словацкую народную партию, а после нарушения Питтсбургского соглашения (заключенного с чешскими представителями 31 мая 1918 года) об автономии Словакии (ему предшествовал Кливлендский договор о Чехословацкой Федерации) начинает свою мирную повстанческую деятельность за самоуправление Словакии. Глинка поддержит создание Чехословакии, подписав Декларацию Мартина.
Андрей Глинка
Однако сразу же после смерти Штефаника, в которой он обвиняет прагацентристских лидеров, он совершает поездку весной 1919 г. на парижскую конференцию по послевоенному устройству, после чего оказывается в заключении в чешском Мирове. Один из двух главных словацких повстанцев похоронен в Брадло, другой заключен в тюрьму в Мирово. Бывший коллега Глинки Вавро Шробар, в отличие от Штефаника и Глинки, ведет себя тихо, услужливо и смиренно и занимает пост министра-министра в чехословацком правительстве. Почти два десятилетия вопрос о словацком самоуправлении был заморожен.