Это было в те годы, когда человек совсем перестал слушать музыку, за исключением изучения народной музыки коренных народов и музыки других природных народов. Дырявая труба была сделана хорошо со второй попытки, наконец-то в моих руках оказалась настроенная труба, что было удивительным ощущением после игры на ненастроенной, купленной на рынке.
Маленький свисток легко сделать — мякоть бузины можно сжечь утюгом. Но чтобы сделать большую концевую трубу, нужно сверло. Самый первый хвостовик был хитом. Она была короткая и громкая, поэтому, когда мы играли в лесу, а мальчишки барабанили в барабаны из полых деревьев — по тем временам, ее голос был все равно различим. Но при созерцании уместен инструмент с более тихим, мягким звучанием.
После нескольких проб на трубах разной длины выяснилось, что длинный конец, настроенный от заниженной "А", имеет красивый, восхитительный звук. Для этого мундштука ничего не вырезали, даже серги, смазали его льняным маслом и пропитали горячим пчелиным воском. Он часами дышал через трубу в медитации, закрывшись в своей хижине, или брал ее через плечо в платиновом футляре в лес, и там бесцельно ходил с ней и играл. Свисток показывал дорогу. Вскоре и другие захотели иметь такой свисток, и вот один делал и делал, учил играть на нем незамысловато, дышать полной луной через его душу... Но чтобы и немузыканты осмелились играть на нем, были разработаны соответствующие практики, направленные на дыхание, на свободную игру, на возбуждение жизненной силы, на расслабление и концентрацию. В то время, в эпоху долгих созерцаний с окончанием, когда человек в последний раз проходил плановый медицинский осмотр, врач попросил взять кровь на анализ. Получив результаты, он был удивлен высоким уровнем кислорода в крови и заверил, что этот человек не является спортсменом или альпинистом. Когда мужчина ответил, что нет, он просто играет на свистульке, врач снова выразил удивление.
Человек замечает, что его память улучшается при созерцании окончания, и что он также легко достигает глубокого состояния созерцания после нескольких вдохов. Для обучения он выбрал более короткие трубы — настроенные от С, которые он назвал "базовыми окончаниями". Они были немного длиннее, чем обычные народные "дэки", поэтому играли не так пискляво. Но они не были такими длинными, как большие, размашистые "ля-бемоли", так что женщины и мужчины поменьше могли дотянуться до них. И дети побольше. В то время как большие окончания он раздавал по дарственной тем, кто был более заинтересован в знаниях, он также использовал эти маленькие в преподавании — в лагерях выходного дня в разных частях страны, начиная с 1998 года, а позже в основанном им в городе центре "Дива". Он также преподавал в Богемии и Моравии, Польше, приезжал с окончаниями в Россию и Америку. Но, безусловно, наибольшая концентрация была в Словакии. Трубы были взяты на вооружение в лагерях, и люди заинтересовались не только работой с дыханием, духом и душой, но и собственной культурой. На эндшпиле играли как народные песни, так и свои — нью-эйдж. Свободная игра, однако, всегда была основой этих медитаций. Все больше и больше людей увлекались этим инструментом, и уже не только гитары играли в лесах у костров, не только африканские барабаны играли в парках, но все чаще и чаще конх можно было услышать у костров, в парках, а иногда и в жилых комплексах и общежитиях колледжей. Народный музыкальный инструмент, слишком редкий, чтобы быть известным обычным людям, совершенно маргинальный музыкальный инструмент, обретал второе дыхание, по крайней мере, и распространялся за пределы фольклора. Как писала Велеслава в одной из своих книг, концовка стала визитной карточкой.
Люди, интересующиеся коренной словацкой культурой, так часто держали концевик в футляре, привязанном к рюкзаку или перекинутом через спину, что иногда обращались и представлялись на автобусных и железнодорожных станциях, когда видели спрятанный в футляре инструмент. На встречах в лесу, которые мы созывали на солнцестояния, равноденствия и другие праздники, дуновение в концевую трубу было одновременно и вопросом, и ответом. Где сте, хеджа, ходжа! Здесь, ага, идет другое существо, по пути, который заканчивает бессознательное состояние и начинает пробуждение! Нет слов, но звук окончания провозгласил это: Tu-to-ta-ti-ta-ta-tááááááá ti-ri-ti-ri-ti-ri-tááááááááááá ti-táááááááá to-tu-ti-tááááááááá...
В наше время это тоже случается нечасто. И когда под Медзой раздается свист конца, мы знаем, что надо завязать тапочку и ждать прихода гостя или гостей.
Концевой свисток стал любимым даже среди тех, кто помогал другим. Игра на дудке стала отличным подспорьем в работе с детьми. Выездные группы, называемые "Зелинка", с большим успехом и интересом, как у детей, так и у взрослых, осваивали этот инструмент. Писатель проводил уроки для детей в школах, где дети могли попробовать играть на концевике, и с помощью народных песен на концевике, таких как "У меня в обруче красное яблоко", или "Ду-ду-ду", он заставлял детей спать, и в то время как те, кто лучше хлопал, получали барабан или погремушку, некоторым давали концевики в той же настройке, и в конце урока школьный класс становился одной сыгранной музыкальной группой.....
Эта концовка также вошла на первый компакт-диск писателя под названием Rebirth (1997). Вместе с фуярой и другими трубами. Фактически это была запись, записанная в созерцании, и созерцание было ее целью. Позже концовка также звучала в более чем одном нью-эйдж-открытии, сыгранном с группой Being. Концовка стала появляться, пожалуй, на каждой нью-эйдж (этно)записи в Словакии, а также в соседних странах. Год назад на лесной встрече один человек, проснувшись утром, сразу же натер пискворд на шило, еще в берлоге. Рядом с ним просыпался немец и прибежал со своим свистком. Тот посмотрел на него и сказал, что знает его. Тот — что ему его дал другой немец. Тот — что он знает того, кто его дал. Это был паломник, который припарковал свой караван перед пещерой и ждал два или три дня, потому что мужчина отказался его принять, сказав, что у нас только что был детский лагерь. Когда он предложил свою помощь, мужчина согласился и помог ему сделать фуджару и трубки для посредника. Позже он продолжил изготовление. И вот теперь, спустя девять лет, можно встретить другого немца, который несет эту флейту, как паломник несет какой-нибудь памятный посох.