В свое время сторонники родной веры столкнулись с проблемой нехватки бытовой ежедневной обрядности. Перед духовными проводниками РПК встала задача в разработке не только коллективных мероприятий, но и личных или родственных обрядов и молитв, чтобы родная Вера могла выполнять не только объединяющую функцию религии, но и оказывать психологическую поддержку и задавать направление духовного развития своим верующим, при этом не отходя от народной культуры.

В первую очередь обратились к народной вышивке: ее орнаментам, символам и практическому использованию. Таким образом узор начал играть не только декоративную роль, как было раньше, но и магически-обрядовую. Пользовались при этом научными работами зарубежных и отечественных авторов, в частности Грофа, Маерчик, Мельничука и других.

Проводились лекции по значению и расположению узоров, велась индивидуальная консультативная работа, печатались статьи в периодике, а также интернет ресурсах.

Это практично-магическое значение узору придало вышиванке и рушникам сакрального содержания, вещи стали возвращать себе первоначальную обереговую функцию, верующий мог сам выбирать нужные ему осторожные знаки и носить их с ощущением их силы и святости.

Работа, начатая мной в 2005 году, оказалась нужной не только родноверам, но и влилась своими достижениями в общеукраинский процесс сакрализации вышивки.

Одновременно с вышивкой проводились работы по магически-бытовой обрядности относительно жилья, были удачные попытки разработать собственную систему его обустройства, опираясь на традиционную украинскую избу и мифологию. Здесь пригодились исследования по культурной антропологии Байбурина.

Разработаны артефакты, которыми лучше защищать окна или двери, обряды очистки дома и тому подобное. Под теоретические основы состоялось объединение родноверов-мастеров в собственную общину "Внуки Велеса", которые изготавливают ритуальные вещи для божников, обереги, украшения. Еще одной из отраслей стало изготовление заговоренных свечей для различных индивидуальных потребностей, настоев из трав.

В молитвенно-магических практиках духовные проводники используют, кроме народнопоэтических образцов украинских заговоров, разнообразные психологические приемы, которые имеют экологическое влияние на психику и помогают высвободить собственный душевный ресурс в проблемных ситуациях.

Русский православный круг (РПК) работает на распространение своего вероучения, поэтому проводит много мероприятий, где обучает людей определенным обрядам, которые они могут использовать дома. Одним из таких является торжественное плетение великого Дидуха на Майдане, к которому приобщаются все желающие. Здесь же можно сплести собственного Дидуха для себя или приобрести готовый оберег у мастеров. Завершается действо угощением кутьей и узваром. Подобные мастер классы проводятся в школах и библиотеках.

Несколько лет назад был основан передвижной музей «родословная», который проводит показы народного строя, проводит интерактивные лекции по народоведению.

РПК приглашают на фестивали и общественные мероприятия, где в рамках культурной программы проводились праздники Колодия, Купала, дедов и т.д. на основе мировоззренческой системы духовного объединения. Распространение среди народа основ родного мировоззрения и внедрение его в бытовую жизнь украинцев является одной из главных задач РПК.

Список использованных источников и литературы:

1. Вестник родновера. — ridnovir.in.ua
2. Родная Вера. Русский Православный Круг. — svit.in.ua

Тезисы из доклада на круглом столе «современное язычество (неоязычество) в городской культуре: украинский и Европейский контексты». Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, исторический факультет, Кафедра новейшей истории Украины. 18 октября 2019 г.

Поиск

Журнал Родноверие