28 октября ответил на вопросы анкеты кандидата наук и доцента кафедры Нижегородского Университета Романа Шиженского, изучающего современное язычество и выпускающего статьи о нас. На всякий случай показываю их вам заранее.

1. Фамилия, имя, отчество:

Гаврилов Дмитрий Анатольевич.

2. Языческое имя (имя, полученное во время обряда имянаречения):

Иггельд.

3. Полное количество лет:

45.

4. Образование:

высшее, Российский химико-технологический университет им Д.И. Менделеева.

5. Ваше место работы:

Москва, крупная энергетическая компания.

6. Ваш «языческий стаж» (полное количество лет осознанного следования традиции):

c 1986-1989 годов (27-25 лет).

7. Откуда Вы узнали о современном скандинавском язычестве (Одинизме, Асатру)?

О существовании такового в качестве современного течения я узнал в 1989-1990 гг. в ходе разработки обрядности перехода для членов нашей группы. Затем из переводных работ французского одиниста Арно д`Апремона в середине 1990-х в связи с тем, что стал одним из участников коллектива авторов, работавших над выпусками альманаха «Мифы и магия индоевропейцев» под редакцией Антона Платова.

8. Почему живя в России, Вы выбрали именно возрождающееся северное язычество?

Здесь следует внести ясность, поскольку происходит явная путаница в терминах. Если мы понимаем под северным язычеством Северную Традицию, то надо объяснить, что скандинавское язычество — не единственное, относимое к Северной Традиции и северному язычеству, как традиционному политеистическому мировоззрению.

С некоторой поправкой соглашусь с британским автором Найджелом Пенником (A Practical Magic in the Northern Tradition. — Loughborough: Thoth publications, 1989. — 230 p.), который писал: «Традиция… — это священное и магическое видение мира, формирующее некую часть образа жизни древних индоевропейских народов. Индийский индуизм — восточная разновидность этой традиции, Северная же Традиция — её северо-западный вариант. Она отлична от так называемой Западной Традиции, поскольку последняя являет собою особое направление магической традиции, испытавшей влияние и вобравшее в себя многое из египетской и иудео-христианской мифологии и магической практики. Северная Традиция охватывает главным образом германские, балтские, норвежские и кельтские приморские территории, а также некоторые языческие этрусские и Греко-римские элементы. Она распространяется на площадь от Австрии и Богемии на востоке до Швейцарии, Германии и северной части Франции, включая Бретань, на западе. На севере она охватывает Ирландию, Британию, Исландию, Скандинавию и прибалтийские территории (северная часть Польши и западная часть СССР)» .

С учётом того, что славяне в период повсеместного бытования язычества жили на территории нынешней Германии, а потом оттуда мигрировали несколько столетий на северо-восток, мы должны отнести к той же традиции — по меньшей мере, балтских, западных и северо-восточных славян, а также вышедших «из ляхов» и «от прусов» прочих славян, включая прямых предков многих нынешних жителей Русской равнины, нынешних граждан России и Белоруссии.

Я выбрал Северную Традицию в силу своей ментальности и принадлежности к этой лесной северной земле. У меня в роду есть поляки — из Варшавы, «кривичи» Смоленской губернии, московские «вятичи»…

Я выбрал ту Традицию, где особый почёт оказан богу знания и волшебных искусств, Навь-богу, «отцу павших», властителю мира предков, покровителю Дикого мира, коего германцы именуют на своём языке Одином, Воденом или Вотаном, а мы, славяне, его знаем под именем Велеса. В «Старшей Эдде» Один сам говорит, что он веками бродит средь людей под разными именами.

А. Гильфердинг в своём сочинении обращает внимание на слова англо-норманнского хрониста Ордерика Виталия (Ecclesiastical History, IV, 513) о славянах (1068 г.): «Лютичи не знали истинного Бога, но, опутанные сетями невежества, поклонялись Гводену, Туру и Фрее и другим ложным богам или скорее бесам» (История балтийских славян, 1994, C. 155, прим. 643).

Ордерик Виталий (1075–1142) — автор «Церковной истории», одного из важнейших источников информации об истории средневековой Европы. Священник нормандского монастыря Святого Эвруля, он составлял свою книгу, основываясь, в том числе, на воспоминаниях старших современников, свидетелей набега 1068 года данов и западных славян (лютичей) на английские берега. Поскольку славянских имён наиболее почитаемых богов язычников ему указать никто не мог, либо он сам, либо осведомлённый свидетель (а в монастырях коротали дни и престарелые воины) догадались присвоить им имена германские.

Показательно, что уже современный автор, одинист Геза фон Неменьи, описывая культ Тюра у германцев, ссылается на Гельмольда (автора «Славянской хроники», который действительно упоминал имя бога Прове). С зеркальной точностью повторяя архетипическое восприятие Ордерика, он дословно пишет так: «Бога Тюра называли в районе Ольденбурга “Prove”, что значит “проба, испытание”. Ольденбург (Старград) при жизни Гельмольда был ещё славянским» (Священные руны. Магические символы Севера, 2005, C. 142). И так далее…

Из вышеперечисленного, а также многих других примеров, рассмотренных мною и соавторами в ряде работ 2004-2011 гг, следует, что исходная традиция индоевропейцев, скорее всего, не знает никаких национальных богов, а знает Единые Мировые Силы, которые каждый народ, вышедший из общей колыбели, впоследствии называет на своём языке и награждает каждую Силу своими эпитетами (см. например: Д.А.Гаврилов, Ю.Ю.Першин. Основы концепции Единых мировых сил в языческой теологии// Первая научно-практическая конференция «Непознанное. Традиции и современность»: сборник трудов // под общ. ред. С.Э. Ермакова. — М.: Социально-политическая мысль, 2011. — 120 с., С.27-37. ISBN 978-5-91579-061-1 ).
Однако у разных народов сложились как «коллективное бессознательное» или даже ниспосланы богами и богинями разные архетипы, родные им «по духу» и «милые их сердцу» типологические образы. У нас, северян, детей края лесов, холмов и озёр, они таковы: Лес (Мировое древо), Ветер и Град (Снег и Камень), Дорога… и т.д.

Нам издревле был свойственен из-за бедности почвы и короткого светового дня большую часть года охотницкий образ жизни, отсюда поклонение Старику-Хозяину и Хозяйке Дикого Мира, первый понимается также как и Охотник и Маг, а Она — как великая колдунья, прядущая Судьбы мира.

Я живу не просто в России, я живу ровно на тех северо-восточных землях Европы, что и многие поколения моих предков, унаследовавших из глубины веков и передавшие мне от Дедов тем или иным образом менталитет, духовность, делающую меня частью Севера.

9. Ваше отношение к другим формам возрождения языческих верований, в частности к современному славянскому язычеству:

Определённая часть славян следует Северной Традиции, и я отношусь к этой их части, как уже объяснил в предыдущем ответе на вопрос. Процесс возвращения к языческому миропониманию неизбежен, как неизбежно наличие мифологического мышления у ребёнка и тех творцов, что сохранили чистоту природного мировосприятия до почтенных лет. В 2007 году несколько десятков языческих общин, среди которых были не только славянского толка, но также и последователи веры и в асов с ванами, и в олимпийских богов, приняли разработанный мной и соавторами «Манифест языческой Традиции», в котором рассмотрены все те общие черты, что нас объединяют. Отсылаю читателей к этому ясному и ёмкому документу.

10. Перечислите основные источники, которыми Вы пользуетесь при следовании северной традиции:

Из основных источников по древнегерманской ветви Традиции: «Старшая Эдда», в трёх, по меньшей мере, альтернативных переводах В.Г. Тихомирова, А.И. Корсуна и С. Свириденко; образцы скальдической поэзии; а также содержащие указания на древние обычаи отдельные саги, рунические поэмы и средневековые баллады. Книги: Снорри Стурлуссона — «Младшая Эдда» и «Круг Земной», Якоба Гримма — «Германская мифология», Бенджамина Торпа — «Нордическая мифология», английский, германский, скандинавский фольклор; монографии советских учёных — А.Я. Гуревича, М.И. Стеблин-Каменского, О.А. Смирницкой. Из более современных отечественных исследователей древнегерманской ветви Традиции — монографии Л.Л. Кораблёва.

Из основных источников по северо-восточной славянской ветви Традиции: сказания, былины, старины, заговоры, заклинания, песни и этнографические записи Новгородской, Псковской, Архангельской, Вологодской областей, Приладожья, Прионежья, Беломорья, берегов Мезени и Печоры и т.д. Русские сказки, заговоры и заклинания в ранних записях и публикациях.
Балто-славянские, польские и литвинские древности также представляют несомненный интерес в связи с изучением Северной Традиции и т.д.

11. В какой общине Вы состоите, её название?

С июня 2000 года я состою на правах сооснователя и жреца, а с июля 2001 года — уже волхва, в жреческо-волховском круге «Круг Бера», который с 2002 года является коллективным участником международного общественного движения «Круг Языческой Традиции», насчитывающем два десятка языческих общин и групп.

Также я являюсь с 2009 года членом Pagan Federation International и Славянского духовного движения «Великий Огонь».

12. Связана ли Ваша община с языческими организациями зарубежья?

Все организации, в которых я состою, имеют информационную связь с языческими организациями зарубежья.

13. Существует ли у вас в организации иерархическая лестница. Если да, то какое место в ней занимаете Вы?

Иерархическая лестница существует. Я являюсь волхвом. Волхв в понимании обывателя — это вообще любой языческий священнослужитель. И понимание обывателя в корне отличается от того, чем по истории (и, по сути) были и являются волхвы. Волхвы являются служителями и проводниками воли бога Велеса, и той навьей Силы, которая именуется как Велесом, так и иными именами у других последователей Северной Традиции. Волхвы — это люди, которые осуществляют проводы души умершего в Мир Иной на пастбища и поля "скотьего" бога, в том числе, и в Дикий Мир. А иногда — и обратно, в особые поминальные дни. Вместе с тем, они не чужды предсказанию и прогнозированю, вследствие собственного хождения на «горизонт событий» или Перекрёсток и заглядыванию за него по тому или иному направлению, наконец, не чужды и лазанию по веткам и стволу мысленного древа событий. Видя древо развития событий, то есть, определенным образом всматриваясь в будущее, волхвы склонны к хождению в яви и по Земле по Дороге, путешествию, сбору и хранению знаний, от искусства — до науки. Форма этого знания может быть разной. За чем следит Велес — за тем следят и сами волхвы, кстати, потому бессмысленно словесное сочетание "волхв Перуна" или "волхв Мары" и волхв прочего околовсяческого божества... И, кроме того, поскольку Велес — трикстер, то волхв — это инициатор, стоящий на грани старого и нового, но это вовсе не значит, что он будет смещать равновесие всегда в сторону нового...

14. Перечислите наиболее почитаемых божеств вашей общины:

В Круге Языческой Традиции самыми почитаемыми божествами являются Велес и Макошь. И именно к ним чаще всего обращены мольбы и «славления». Затем из богов наибольшие предпочтения отдаются Стрибогу, как старому богу, Сварогу и Перуну, Свентовиту и Даждьбогу (Радегасту), а также Огню-Сварожичу. Из богинь, кроме Макоши, но значительно реже поминаемые: Мать Сыра Земля (Дива), Лада, Жива и Морена.

Из тех, кто предпочитает обращаться к небожителям, именуя их на древнегерманских наречиях, более других почитаемы Один и Фригг. Также наиболее почитаемы Хеймдалль, Фрея и норны. Реже — Тор, Тюр и Локи.

15. Перечислите наиболее почитаемых богов Вами лично:

Велес, он же — Один; Макошь, она же — Фригг или Гольда; Белобог-Свентовит, он же — Хеймдалль, Мать Сыра Земля, она же — Ёрд, Сварог, он же –Вёлунд, и Огонь. А также пряхи-ягишны, они же — норны.

16. Перечислите наиболее значимые для Вас праздники: название, даты.

Это так называемые кологодные празднования большого солярного креста и малого (косого, солнечно-лунного) креста. Если солярные даты большого креста стабильны, то даты второго блуждают в зависимости от сочетания влияния Луны и Солнца, они жёстко не привязаны:

Велик день (Весеннее равноденствие), или же Alban Eiler, он же Остара;

Красная горка (конец апреля — начало мая), или же Beltane;

Купало (Летнее солнцестояние), или же Alban Hefin (Herium), т.е. Лита;

Даждьбожий Спас (конец июля — начало августа), или же Lughnasadh;

Осенины, Богач, день Свентовитов (Осеннее равноденствие), или же Alban Elued, он же Мейбон;

Макошье, Сварожицы (конец октября — начало ноября);

Корочун (Зимний солнцеворот), или же Alban Arthuan, он же Йоль;

Велесова Среча, Сретение (первая декада февраля) или же Imbolk.

17. Перечислите главные для Вас обряды

После сорокалетия уже пятый год главными обрядами лично для меня, перешедшего на тёмную сторону круга жизни, являются дни поминовения Предков, именуемые также Дедами или Дзядами.

Я, как правило, и веду эти обряды, и они приходятся на дни, предшествующие отдельным великим праздникам:

Радуница (Вешние Деды) — в ночь с 30 апреля на 1 мая;

Трояцкие, или Семиковые Деды (первая пятница или суббота перед Летним солнцеворотом);

Ставровские Деды (первая пятница или суббота перед Осенним равноденствием);

Осенние, или Дмитриевские Деды (последняя суббота октября или первая суббота ноября), они же Samhuinn, Samhain;

Среченовские Деды (первая пятница или суббота перед Сретением).

Вспомогательными бывают обряды имянаречения, окруты и очистительные обряды.

18. Какие события, по Вашему мнению, следует считать наиболее важными в истории возрождения северного язычества XX века?

Выход пионерской работы основателя аналитической психологии Карла Густава Юнга по архетипам, начиная с "Метаморфозы и символы либидо" (1912), в которой он исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов. Хотя сам термин, «архетип», Юнг ввёл в 1919 году. Он показал, что Традиция жива на уровне коллективного бессознательного. Цикл последующих работ Юнга по архетипам оказал колоссальное влияние на сравнительное изучение религий, мифологии, фольклора и нашёл последователей в лице, например, Мирча Элиаде. В последующие годы произошло осознание самыми разными авторами Юнговских архетипов как рун (например, Старшего Футарка), и наоборот. Произошло соотнесение типологических образов мифологии, архетипов и рун.

19. Назовите союзников северного языческого движения:

Движение викканцев. Последователи Вики играют немалую роль в крупной международной языческой организации PFI, где провозглашены три основополагающих признака сотрудничества:

  • Любовь и Единение с Природой. Почитание жизненной силы и Её нескончаемого цикла жизни и смерти.
    • Жизнеутверждающая этика и моральная составляющая личности человека, предопределяющая, что каждый человек берет ответственность за раскрытие и развитие своей истинной сущности в гармонии с внешним миром и обществом. Подобная этика часто определяется выражением: «Поступай согласно Воле своей, только если не приносишь вред».
    • Осознание Божественности, стоящей выше понятия пола, принимая и мужские и женские аспекты Божественной Силы (Д.Г.: как равнозначимые).

20. Назовите противников северной традиции

Все фанатичные последователи любых видов моисеевых религий и лица, считающие, что они к таковым принадлежат, но только так считающие.

Фанатичные приверженцы громового и солнечного культов, старающихся объяснить буквально всё Творение проявлениями либо громовержца, либо бога Солнца.

21. Перечислите набор черт, необходимых руководителю общины и её религиозному лидеру:

Есть незыблемый языческий закон мироздания — Рота (Rta), то на чем должны строиться взаимоотношения всех смертных и бессмертных, на нём держится сам мир. Это принцип Справедливости. Утверждать его и следовать ему — главная черта успешного руководителя общины и/или её духовного лидера. Оба должны являть собой пример заслуженной у богов Удачи, чтобы остальные проявляли себя в том же повседневном труде.

22. Назовите характерные признаки (набор качеств) настоящего язычника:

Язычество, это образ жизни и мысли. Надо жить каждую минуту и действовать каждый миг, как человек традиционной культуры, одухотворяющий Мир. Стараться. Язычник читает знаки, которые подают ему Силы из Иномирья, боги и богини, его предки.
Настоящего язычника отличает мифологический тип мышления, а не религиозный.

Язычник проявляет в каждом деле творческую сущность, он стремится быть успешным и удачливым, и не ноет «как всё плохо вокруг». Он делает то, что должно. Дорогу осилит лишь идущий.

Настоящий язычник не ищет и не создаёт себе врагов, враги находят его сами. Пока современные язычники будут искать и создавать себе врагов, подпитывать их своей ненавистью, быть может, и праведной, толку не будет. Нельзя построить что-то долговременное и толковое на отрицании. Нельзя долго концентрировать современное языческое движение на борьбе с общим врагом (за исключением разве глобальных вызовов времени всему миру — наркомания, педофилия, экологические преступления, деградация образования).
Языческое мировоззрение должно быть гармонично, как согласованы между собой сами Боги. Язычник понимает, что он на Круге Земном должен следовать законам божественного миропорядка, и ему неизбежно и последовательно надо пройти весь цикл (и годовой праздничный цикл, представленный выше — это одно из отражений великого Круга): зарождение, восхождение, взросление, расцвет сил, зрелость, урожай (плоды дел), старость, смерть. Мир построен кем-то не для того, чтобы человек удовлетворял на его разрушении попрании свою спесь.

23. Перечислите признаки идеального традиционного государства (общества):

Вечевой принцип правления.

Уважение младшими старших.

Избрание по признакам самодостаточности, ума и толка, а не денег и силы.

Принцип разумного самоограничения, не производить больше, чем необходимо, не потреблять больше того, что потребно и достаточно.

Принцип справедливости вне зависимости от материального положения и связей. В «Манифесте языческой Традиции» сказано: « Мы живем не в древней Европе и не в средние века. Реальности вульгарной современной эпохи вторгаются в нашу жизнь вне зависимости от нашего желания. Что-то мы используем, что-то принимаем, что-то отвергаем. Язычество никогда не отвергало собственности и достатка. В отличие от христианства, оно не было против накопления вещественного богатства в этом мире. Да, в Иной мир ты не возьмешь с собой ни скарба, ни денег. Что здесь скопил, то здесь и останется, и это унаследуют твои потомки. И это даст им возможность не думать о хлебе насущном, но размышлять и мыслить в высоком смысле. Достаток угоден Богам, и не случайно у русских широко почитаемым богом был Велес, покровитель удачливых охочих людей и рачительных хозяев. Не случайно данный Отцом Побед (скандинавским богом Одином) Старший Футарк начинается с руны собственности. Сделай хорошо себе и своим близким — и вокруг тебя всем также будет хорошо. Но сделай это по Правде!»

Передача полезного опыта всем членам общества.

Опора на мудрое разыскание в соединении с нравственными заветами Дедов. Неразрывность между временем нынешним и минувшим.

24. Как (в результате чего), по Вашему мнению, должно совершиться возвращение населения в языческую веру.

Революционного возвращения людей к старой вере не будет. Это мучительно долгий и постепенный процесс воспитания нынешними «пробуждёнными» и прозревшими на смену себе нового поколения в кругу семьи и рода.

Язычество, как родовое движение, подразумевает развитый институт семейности и родства, в котором неуместны: стяжательство, страх за себя, лицемерие, жадность, лень, самодовольство, гордыня.

Задача нынешних могущих это осознать язычников выстроить систему стимулов для идентификации молодыми людьми себя в движении, а детьми — для осознания себя частью живого окружающего природного мира. Язычество, как миропонимание, присуще каждому здоровому человеку с детства. Язычество, это ощущение волшебства и всеобщей живой связи, не может исчезнуть, как неистребимо коллективное бессознательное.

Нынешним язычникам надо смириться с мыслью, что в этой земной жизни им не увидеть полного торжества своей веры, но они должны быть довольны уже тем, что боги избрали их, чтобы задать направление этому движению по возрождению Северной Традиции. И впереди уже забрезжил Свет. Теперь надо оказаться достойными этого доверия.

Поиск

Журнал Родноверие