В фундаментальных трудах академика Б.А. Рыбакова высказана идея, что «Стрибог» есть не столько собственное имя, сколько эпитет, определение Единого, верховного божества, как отца вселенной:

«Сварог («небесный творец»), Стрибог («бог-отец»), и как мы увидим далее, Род («рождающий») — все эти слова могли означать одно патриархальное мужское божество, пришедшее на смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах)»[1,2].

Постараемся привести некоторые доводы в пользу этого.

Сравнение по достоверным сведениям

Имя бога Сварога могло произойти от древнеиндийского слова «сварга». Слово это составное, морфема «свар» означает небо или свет, а морфема «га» трактуется как «действие, хождение». Таким образом «сварга» — это небесный путь. Санскритское «svaru» означает «стрела», а стрелы бога сопоставляют либо с лучами света, либо с молниями, что тоже есть небесный свет или огонь [3].

Имя бога Стрибы могло произойти от слова: «стръга» — распространять, простирать [4]. По-видимому с той же морфемой впоследствии были связаны также: СТРЕмление, СТРЕмглав («СТРЕмительный» и «быСТРЫЙ» — синонимы), а также СТРЕла. В пользу этого свидетельствует «Слово о полку Игореве», где «ветры, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами». Сербское слово «бистар» (быстрый) соответствует русскому «ясный». Ярославна просит солнце не простирать своих горячих лучей на воинов ее мужа, т.е. лучи ясно сопоставлены со стрелами, а несет их ветер. Перед нами несомненное смысловое родство имен Сварога и Стрибога.

Существует еще одна версия происхождения имени «Сварог» от древнеиндийского «иствар» — истина [5]. Иствара-Исварог-Сварог, т.е. «творец истины». Известны древнеславянские слова: истворяти, истворити, сотворити, творити.

Обращает на себя внимание равнозначность «твор»-«твар», «свор»-«свар» (отсюда «свора» или «сбор» и «свара», которая заварилась). Известно также, что еще в 19 веке одним из традиционных обрядовых кушаний в русском селе были сырники или творожники, правда, уже практически никто не понимал, почему так повелось, а разгадка, возможно, такова: Творог-Сворог-Сварог. Творог — это земной символ облаков и «небесных хлябей». Осталось ценное свидетельство в так называемых «Вопросах Кирика», памятнике словесности XII века: «Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед...», что цитирует А.Афанасьев в работе «О значении Рода и Рожаниц»[3].

Ведический Рудра, соответствующий славянскому Роду, есть бог-творец, небесный лучник: "Вознесите эти хвалебные гимны Рудре, Самовластному Богу с натянутым луком, с быстролетящей стрелой, Неодолимому, одолевающему всех, Создателю с разящим оружием! Да услышит Он нас!" (Ригведа, 7.46.1). «Красным Он поражает того, кто ненавидит Его» сказано в Атхарваведе. Кроме того он есть Истина, как мы увидим далее. Рудра, как и Стриба — родитель ветров.

В Ипатьевской летописи [11] сыном Сварога назван Даждьбог («Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбог»). Согласно поздней греческой традиции христиане отождествляли сих языческих кумиров с Гефестом и сыном его Гелиосом, тогда как Даждьбог не есть бог солнечного диска, а вообще бог Белого света, и поэтому с Гелиосом (славянским Хорсом — светом солнечным и богом диска) не может быть соотнесен как один к одному. Однако не вызывает сомнения связь Сварога-Кузьмы (Cварожича-Демьяна), как бога огня Гефеста, с кузнечным делом, т.е. неким ремеслом, почитавшимся магическим на заре овладения металлом:

"В время его царства упали клещи с неба, и начали ковать оружие, прежде того палицами каменными бились" (Ипатьевская летопись). "Муза Гефеста воспой, знаменитого разумом хитрым! Вместе с Афиною он светлоокою славным ремёслам людей на земле обучил"

(Гомеровский гимн Гефесту)

«Сварганить» до сих пор значит — чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» — санскр. вода).

Нет сомнения в том, что Даждьбог — это Свет-Сварожич, Цицерон называет отцом Аполлона Вулкана, т.е. Гефеста. Вероятно, западные славяне почитали Даждьбога под именем Радегаст, чей Ретринский Храм был весьма знаменит: «В земле ретарей есть город по имени Riedegost. В городе нет ничего, кроме храма, искусно построенного из дерева. Стены его извне украшены чудесной резьбой, представляющей образы богов и богинь. Внутри же стоят стоят рукотворные боги,... на каждом нарезано его имя. Главный среди них — Сварожич» — сообщал еще в 1018 году Дитмар, епископ Межиборский (Титмар Мерзебургский).

Второй Сварожич — Огонь («И огневи молятся, зовут Сварожицем» из «Слова Христолюбца»). «Рудре, Который в огне» молятся в Атхарваведе (7.87), эта косвенная связь Рода через Рудру с огнем подтверждается такими строками, что цитирует Срезневский из Паисевского сборника о языческих суевериях русских:

«Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам,... а се егуптяне требы кладут Нилу и ОГНЕВЕ, рекуще Нил плододавецъ и раститель класом».(«Сл. Св.Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали»).

Поскольку славяне — «дажьбожи внуци», то они правнуки Сварога, а раз Сварог — отец Сварожичей (небесного огня — Перуна, небесного света — Даждьбога и Радегаста, возможно — солнца — Хорса, и земного огня — Сварожича — Смаргла, ведь “смага, смог” — огонь), то он «отец божий». В свою очередь имя Стрибы можно толковать как — «стрый» бог — дядя, Тятя, Отец, старший, старый бог.

Итак, Сварог есть бог неба, бог-отец, бог-творец посредством Сварожичей (Огня, Света и Воды, возможно Солнца). Воды или Дождя — поскольку за небесные воды (как второе благо после Света, ведущее к плодородию) отвечает Даждь-Сварожич — Дождь-бог. Связь с водами становится еще более очевидной, если вспомнить, что скандинавский аналог восточно-славянского Даждьбога — светлый Фрейр, сын бога ванов Ньерда — «властителя вод» и «повелителя людей». Согласно «Саге об Инглингах» в переводе М.И. Стеблин-Каменского [6] ваны селились в устье Танаиса-Дона:

«I. ...С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции (т.е. Скифии) река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой».

Тан-дан-дон-дэн — все эти корни индоевропейской группы языков есть вариации одной и той же морфемы, связанной с водами, рекой или морем. Вспомните Додона и Гвидона из переложений Александра Пушкина. Д(а)непр-Борисфен и Даная или Данаю из древнегреческих мифов. А вот как начинает свой роман «Айвенго» сэр Вальтер Скотт:

«В той живописной местности веселой Англии, которая орошается рекою Дон, в давние времена простирались обширные леса...»[7].

Таким образом еще один вариант имени Даждьбога — бога дающего, щедрого подателя небесных благ — света и воды — Дан-бог или Дон-бог (кстати вспомним тут и слово «дань»). Нам могут возразить, что звук «ж» ни при каких обстоятельствах не переходит в звук «н». Однако, фонема «д» способна на это.

Стриба, соответственно, — бог пространства, бог-отец и старый бог, ветры — «внуци Стрибожи», отец стихии воздуха (как Сварог — отец стихии огня). "Слово Иоанна Злотоуста... како первое погани веровали в идолы и требы им клали..." говорит о нем, как о божестве неба, воздуха и ветра. О значимости этого бога говорит его место в перечислении языческих кумиров из летописей:

Татищев со ссылкой на Стрыковского и его изъятия из «рускаго лревняго летописца» рассказывает, что были: «1) Перун, грома бог, ему же неугасаемая жертва от дров дубовых, яко у грек и римлян Юпитеру содержана, 2)Стрибо, 3) Мокос, скотов, 4)Хорс, 5) Дидо, богиня брака и любви, 6) ея сын Ладо, или Лело, равный Купиде, 7) Тор, 8) Купало и пр.» Весьма сомнительно, правда, что Перун занимал лидирующее положение до реформы Владимира, который «княжа в Киеве и постави кумир на холме вне двора теремного Перуна деревянна, а глава ему серебрена, а ус золот, и Хорса бога, и Дажбу бога, Стриба бога, и Семаргла, и Мокош.» Поминание Перуна на первом месте связано с подсознательным возвращением к реформе Владимира, событию яркому, но вредоносному для Традиции.

Выше уже отмечалась связь творца Сварога с кузнецом Гефестом. Приведем отрывок из орфического гимна Гефесту:

"Всепоглотитель, о всеукротитель, всевышний, всевечный,
Солнце, эфир и Луна, и звёзды, и свет безущербный -
Всё это части Гефеста, что так себя смертным являют,
Всюду твой дом — и город любой и племя любое.
Внемли блаженный, тебя призываю к честным возлияньям,
К радостным нашим делам всегда приходи, благосклонный!
О, прекрати же огня безуcтанного дикую ярость,
Ты, кто жаром своим естество выжигает из тела!"

Поразительное сходство мы обнаружим при сравнении этого текста со стихами Голубиной Книги [8], в которых рассказано о том, как падали на землю божьи глубинные письмена, т.е. восходящие к самой Истине, к самому Истоку. В Книге той записано:

«У нас Белый вольный Свет зачался от Суда божия.
Солнце красное — от лица Божьего...
Млад-светел месяц от грудей его,
Звезды частые от риз Божьих,
Ночи темные от дум Господних,
Зори утренни от очей Господних,
Ветры буйные от Свята духа (его),
Дробен дождик от слез...»

Буйные ветры восходят к Стрибогу, а Белый Свет-Даждьбог зачался от Сварога, т.е как мы уже сказали, бога истины и согласно Голубиной Книге — Суда. Дождь также через Даждьбога связан со Сварогом. Солнце-Гелиос согласно орфическому гимну есть часть от Гефеста. Таким образом Солнце-Хорс может быть Сварожичем. Поскольку все это от Единого Бога, то Стрибог и Сварог есть имена одного и того же — бога Рода, который подспудно присутствует в договоре князя Игоря с греками, как Бог-вседержитель [9]:

«Иже помыслит от страны Руския разрушити такую любовь, и елико их священие прияло есть от страны Руския, да приимут месть от Бога вседержителя, осуждение на погибель в сий век и в будущий. А елицы их некрещени есть, да не имут помощи от Бога, ни от Перуна...»;

- а также в «Слове о Полку Игореве...» — «Суда Божьего не минути» — того самого суда, от которого зачался Белый свет — Даждьбог, т.е. Суда-Сварога, Суда-Стрибога или Суда-Рода. Как не миновать Судьбы (в былинах и сказках она иногда ассоциируется с волосом, который выковывает чудесный кузнец) и того, что написано на Роду, как не миновать смерти и последующей жизни в сварге.

Богом богов в Атхарваведе (кн.15.I) назван Рудра, отец ветров-марутов, он же есть Истина: "Тот стал Единым, Тот стал Звездоподобным, Тот стал Великим, Тот стал Главным, Тот стал Брахманом, Тот стал ИСТИНОЙ, Тот воспылал страстью и благодаря этому обрел потомство. Он увеличился, Он стал огромным, Он стал Великим Богом. Он обрел господство над богами, Он стал Господом. Он стал единственным Вратьей, он взял Себе лук, что был луком Индры. Иссиня-черен Его живот, красна Его спина. Иссиня-черным Он окутывает враждебного, красным Он поражает того, кто ненавидит Его...»

По данным непризнанной «Велесовой Книги»:

Имя Стрибога мы находим здесь дважды — в «Прославлении Великого Триглава» [10], а также есть упоминание о Стрибах — ветрах. Сварог поминается чаще, и как мы видим берет на себя некоторые функции Стрибы:

  • Сварог — дед богов и старший бог Рода божьего. Он прародитель и источник жизни: «...Сварога — Деда богов восхваляли, что ожидает нас. Сварог — старший бог Рода божьего и Роду всему — вечно бьющий родник» (Дощ. II.11a).
  • Сварог — хозяин небесного загробного мира — Сварги; «Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь... на твои луга, о Великий Сварог» (Дощ. II.7e). Тем самым становится понятным фраза о посмертной судьбе и суде Сварога.
  • Сварог — бог-отец: «И так Сварог — Отец, а прочие — суть сыны Его» (Дощ .III.22).
  • Сварог — бог-творец, создатель людей: «И вот Сварог, который создал нас, сказал Орею: «Сотворены Вы из пальцев моих. И будут про вас говорить, что вы — сыны творца, и станете вы как сыны творца, и будете, как дети мои, и
  • Дажьбог будет отцом вашим. И вы должны его слушаться...» (Дощ .III.25).
  • Сварог сотворил Свет, он есть бог Прави, Яви и Нави. Сварог — податель благ: «И тут Сварога — первого пращура молили среди рождающихся родников и просили его, ибо он — источник хлеба нашего, — Сварога молили, который сотворил Свет. Он есть бог Света, Бог Прави, Яви и Нави» (Дощ. II.15a).

Можно сказать, что сведения «Велесовой Книги» в целом подтверждаются теми источниками, что пока признаны более достоверными. Таким образом, либо Влесова Книга — копия с подлинника, либо ее писал человек крайне просвещенный и сведущий в традиции, имевший доступ ко всем тем источникам, которые мы назвали.

Некоторые сомнения и предварительные выводы:

Итак, вроде бы Сварог-Творец и Стрибог-Отец — имена Рода, два из многих имен и ипостасей, хотя, возможно, и не относящиеся к одному и тому же промежутку времени.

Подтверждение этой догадке находим мы в чешском средневековом первоисточнике “Mater Verborum”, согласно которому Сварог — это бог не первого поколения.

Дедом Сварога называется Сытиврат или Сытъврат — бог плодородия, уподобленный в первоисточнике Сатурну, бог посева и семян, отцом же Сварога именуется некий Крът. Сатурн в свою очередь отождествляется с Кроносом.

В глоссах Вацерада божество вагров и словаков типа Сатурна именуется Ситивратъ, с его именем в Словакии связана гора Ситна, где дескать вход в ад, а сам он именуется пропастником и препадником. Вместе с тем имя связывается с "сеятелем", "ситом" (ср. Житомир) и "светом". Сербское "сит" означает "свет". Коловорот света, бог, поворачивающий солнечное колесо на лето и возвращающий земле силу плодородия. Празднование его приходится на 17 декабря и совпадает с кроналиями или сатурналиями.

Крът, Кродо — сын Сытиврата, по одной из версий бог жертвенных мест и, естественно тогда — жертвенного огня, он также отождествлялся с Сатурном. Вероятно, "крады" и есть то, за чем следит сей древний бог. Остатки культа Кродо были застигнуты в Гарце. Истукан Кродов стоял на высокой, лесом поросшей горе. Это был старик с обнаженной головой, голыми ногами он стоял на рыбе, опоясан был шертяною белой повязкою, держал в одной руке колесо, а в другой сосуд с цветами и плодами (dey grote Duvel tour Harzborg). Связан с культом предков и сжигания трупов, чествовался вендами на Радуницу — 9 марта и на 1 мая. Известна поговорка у хорватов "не все пойдем в Кротово царство, иные к черту". Напрашивается аналогия с островами Блаженных, где властвует Крон и пребывают тени лучших из героев и титанов.

Недостаточность материала по Стрибогу не дает нам оснований сделать какие-то окончательные выводы, но предварительно можно с уверенностью сказать, что Стрибог ни в коем случае не Сварожич, как это представляют новомодные толкователи, и вероятно, древнее Сварога.

Сварог представляется нам новым именем Рода или ипостасью Рода иной эпохи, в сравнении с именем Стрибога, поскольку связан с ремеслом, Стрибог же восходит к более древнему периоду необузданных стихий.

Список литературы

1.Рыбаков Б.А., Язычество древних славян, -М.: Русское слово, 1997. -824 с.

2.Рыбаков Б.А., Язычество древней Руси. -М.: Наука, 1987. — 782 с.

3.Афанасьев А.Н., Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии, -М.: Индрик, 1996.

4.Шуклин В., Мифы русского народа, -Екатеринбург: Банк культ. инф., 1995.

5.Миролюбов Ю., Русский языческий фольклор, -М.: Беловодье, 1995.

6.Снорри Стурлусон, Круг Земной, -М.: Наука, 1980.

7.Вальтер Скотт, Айвенго/ Собр. Соч. В восьми томах, т. 6, -М.: Правда, 1990.

8.Голубиная Книга. Русские народные духовные стихи XI-XIX вв., -М.: Московский рабочий, 1991.

9.Татищев В.Н., История Российская, ч.2, собр. cоч. Т.IV, -М.: Ладомир, 1995.

10.Велесова книга, изд. 2-ое., испр., -М.: Менеджер, 1995.

11.ПСРЛ, т.2, Ипатьевская летопись, М., 1998.

Поиск

Журнал Родноверие