Факты” (https://novoyazychestvo.ru/panteon-drevnix-bogov-vostochnyx-slavyan-fakty.html). Потом, чтобы исследовать вопрос о том, каким образом это древнее состояние трансформировалось в современное, был проведен опрос (в вк) – “Какие древние боги восточных славян входят в Ваш собственный пантеон?” (https://vk.com/topic-119055965_41799917).
Сегодня пришла пора подводить итоги опроса: по крайней мере, заявленные как минимум сто человек там есть и все тенденции уже налицо – не думаю, что с увеличением количества участников в плане распределения ответов что-то прям таки принципиальным образом может измениться. Конечно, с технической точки зрения данный опрос не был безупречен и при анализе ответов это надо учитывать. Из-за стандартного ограничения вк на 10 ответов, пришлось делать опрос в обсуждениях, что для меня впервые, – при этом неведомым образом подробное объяснение того, как устроен опрос, “съехало” назад, из-за чего, боюсь, не все поняли, например, почему “Сварог” и “Сварожич” – это одно и то же и т.п. (впрочем, все это объясняется в “пантеоне древних” https://novoyazychestvo.ru/panteon-drevnix-bogov-vostochnyx-slavyan-fakty.html). Также меня уже критиковали за слишком маленькую выборку, что привело, например к занижению ответов про “Рода” (как “Всебога”) и “Ящера”… Что тут сказать, – да, у нас довольно специфическая аудитория, но лично мне, для моего исследования, – вполне её достаточно (ведь сам я все же поклоняюсь не этим Древним Именам, а скорее Солнцу, Месяцу, Небу, Земле, Огню, Воде, Грому, Природе и Предкам – поэтому у меня тут интерес скорее отвлечекнный, и древние боги – не вполне моя специализация; я, и это общеизвестно, за язычество без богов, поэтому мне хватает).
Однако даже несмотря на всё это, некоторые тенденции, повторюсь, на лицо. О них и поговорим.
Для начала распределим древних богов современного пантеона по их популярности (упростил и разбил на 3 группы – по состоянию на 07.09.20):
Волос/Велес 91 голосов
Перун 81 голосов
Мокошь 75 голоса
Сварог/Сварожич 59 голосов
Дажьбог 58 голосов
** Мара/Марена/Морена 53 голос
** Ярила/Ярило 45 голоса
___
Стрибог 39 голосов
** Лада 33 голоса
** Род (как высшее всеобъемлющее божество) /Всебог 32 голосов
Род (НЕ как некое высшее всеобъемлющее божество) и рожаницы 30 голосов
** Чернобог и/или Ящер 24 голосаХорс 23 голоса
Семаргл 22 голоса
___
** Леля 16 голосов
Переплут 5 голосов
Троян 5 голосов
(ответ “за натурфилософов/пантеистов”: – “Я поклоняюсь не Древним Именам, а скорее Солнцу, Месяцу, Небу, Земле, Огню, Воде, Грому, Природе и Предкам” – можно отнести к средней группе (ближе к верхним ее значениям), но это может быть вызвано спецификой нашего “славянского новоязычества”, в котором мы во многом именно за этот подход и выступаем).
Из того. что сразу же бросается в глаза…
Во первых, это верховенство Велеса, аномальное с точки зрения старого язычества. Весь корпус источников по древним богам восточных славян (от ПВЛ до “поучений”), подкрепленный Прокопием Кесарийским, убеждает нас в том, что во главе пантеона богов стоял именно Громовержец. Причем в первые дни существования опроса Перун возглавлял наш рейтинг, но, с увеличением числа участников, Велес уверенно вышел на первое место. Причин тому, на мой взгляд, может быть несколько:
- Верховенство Велеса (понимаемого как “бога магии” из-за Его упоминания в СоПИ) объясняется мистическими запросами современных язычников – сейчас в язычество идут прежде всего за “магией”;
- Второе вытекает из первого: как показывает мой опыт, в современном неоязычестве очень распространен генотеистический подход, когда язычники, претендующие на некий статус “волхва”, “ведуна” или “колдуна”, выбирают из всего сонма богов одного только Велеса, соответственно, считая свой магический путь – служением Ему;
- Также имеет место быть как приписывание Велесу чересчур богатой образности в русле книги Б.А. Успенского (см. об этом https://novoyazychestvo.ru/istinnaya-velesova-kniga.html), так и излишне упрощенное толкование образа Перуна как “бога только воинов” (см. об этом https://novoyazychestvo.ru/sila-peruna.html).
В общем, современное славянское язычество – это, во многом, “Велесоверие” ;-).
Второе, что бросается в глаза – это периферийность Хорса. Несмотря на то, что в древнем пантеоне Он входил в “первую тройку” богов, конкурируя с самим Велесом, в современном славянском язычестве Он оказался отброшен на самую периферию (рядом с непонятным для современности Семарглом, который, справедливости ради, и в древности занимал то же самое периферийное положение). Во первых, тут видимо сказалось то, что Он как образ, оказался просто не нужен. Его современная трактовка как “солярного божества” делает его избыточным при наличии Дажьбога (который у нас вполне входит в первую пятерку богов, уступая, однако, Сварогу, что для древнего пантеона также довольно аномально). Во вторых, если задуматься об исторической роли “солярного божества” в европейском язычестве, то можно обнаружить, что данный Образ представлен там на удивление слабо, и солнце в мифологиях – это, скорее объект, а не субъект (греческий Гелиос выглядит определенным исключением 9сравните с той же скандинавской мифологией), но и то, Его культ меркнет на фоне культа Аполлона, который связан с солнцем лишь отчасти). Однако, с другой стороны, вот разного рода новоязычествам, наоборот, свойственно возвышение солярных божеств, и отчасти с этим может быть связано возвышение Ярилы, ассоциации которого с “богом солнца” до сих пор крайне живучи.
Вообще, возвышение неизвестных древним источникам Ярилы и Мары/Марены до уровня основных богов пантеона – это очень интересный феномен. Очевидно, что они репрезентируют некие фундаментальные понятия, которые для современных язычников, отсутствуют в “классических” богах древности. На мой взгляд, это “жизнь/смерть”. Кроме того, в популярности образа Ярилы, как мне кажется, определенную роль сыграл “запрос” на образ “молодого, юного бога/бога-сына”. Несмотря на то, что в славянской мифологии все смыслы, которые сейчас увязывают с Ярилой, принадлежат мифологии Громовержца, последний с трудом может совмещать себе и функции Юного бога и функции Главы пантеона, поэтому закономерно распадается на два. Бог-отец и Бог-сын – это архетипично.
Также обращает на себя внимание сравнительно периферийное (по отношению к древнему) положение Стрибога относительно Дажьбога и “основных богов”. Видимо, действительно, в картине мира современного человека “ветер” занимает весьма незначительное место. поэтому значимость Стрибога сейчас непонятна. Хотя, скорее всего, именно Он олицетворяет в древнем пантеоне ту функцию, которая сейчас отводится Марене/Морене – Силу Смерти.
Что еще… Переход Мокоши с периферийного положения в “тройку лидеров”. по моему, вполне объясним и связан с изменением роли женщины в современности. А, ну и отдельно следует сказать про Рода. Во первых, Его пониженная значимость (совпадающая с древним состоянием, но противоречащая нашим ожиданиям насчет современных язычников) в опросе может быть вызвана чисто техническими причинами (если сложить оба варианта трактовки образа Рода, то Он войдет в число лидеров). Во вторых, у нас все-таки специфическая аудитория, скажем так, не без знаний научных источников, и это тоже может сказываться. В третьих, сам образ Рода в современном родноверии как абстрактного “изначального” божества может вести к размыванию его функций между иными богами (я вот, например, убежден, что значимость Ящера (которого объединяют с Чернобогом) – это удел отдельных общин “кромешников” и “чернобожников” (эдакий “языческий сатанизм”), потому что для большинства Его функции перекрываются функциями Велеса), – но это сейчас сугубо мое личное мнение, возможно ошибочное.
До этого опроса, в частных беседах, я получал такие варианты современного пантеона как “Перун, Мокошь, Лада, Сварог, Ярила, Велес”, “Перун, Род, Мокошь, Велес”, “Род, Перун, Мокошь, Велес, Ярило”, “Перун, Велес, Мара, М(а/о)кошь, Ярило, Стрибог”, “Перун, Мокошь, Велес, Стрибог, Ярило”. Это тоже всё весьма характерно (обратите внимание на отсутствие Хорса/Дажьбога (о чем я говорил выше) в данных примерах).
Кстати, любопытно сравнить полученные результаты с результатами полевых исследований Романа Шиженского семилетней давности [1]:
Налицо как различия, так и удивительные сходства:
Например, первая четверка богов в точности совпадает. Троян и Семаргл точно также периферийны. Стрибог тоже на периферии. Хорса, что характерно, нет вовсе. Основные различия в положении Рода/Дажьбога/Ярилы и Мары. Мне даже интересно, если провести данное исследование по настоящему, а не на узкой и специфической аудитории, как я, – приблизятся ли его результаты к таблице Шиженского? Или всё же у современных язычников имеет место быть некая эволюция взглядов – за семь прошедших лет?
Полагаю, на эти вопросы смогут ответить дальнейшие и уже серьезные, в отличие от моего, исследования. Мне же был интересен сам феномен отличия древнего пантеона от современного. Надеюсь, что сейчас я хотя бы заставил вас задуматься и показал, что язычество эволюционирует. Даже если мы сводим наш культ к “древним богам” – сейчас мы не копируем древнее состояние, а следуем представлениям своей эпохи.