10663
На фото: "Камень Свентовита" (Svantevitstein) в Альтенкирхен, весна 2017 г

Факт использования вина, о котором пишет датский хронист, вызывает у нас сомнение; нельзя исключать того, что вино привозили из других стран, но также не исключается и то, что виноград в это время выращивали на Балтийском побережье, в том числе и для отправления языческого культа.

Вместе с тем индоевропейцы, жившие за пределами производства и потребления вина на севере и юге, достигали опьянения другими способами: использовали медовый напиток и пиво на севере и востоке, сому в Индии. Поэтому под vinum хрониста следует скорее понимать общий термин для алкогольного напитка. В качестве компонентов для двух возможных напитков — мед и пиво — использовались: для первого пчелиный мед, для второго просо или ячмень и хмель, получаемые после уборки нового урожая поздним летом или скорее уже осенью.

Обряд с употреблением вина в честь Свентовита указывает на почетное место в европейских верованиях алкогольного напитка. Ведийский Индра выпивал большое количество сомы (от протоиндоиранского *sauma — „напиток“), зелья, которое укрепляло его силы и возбуждало желание сражаться и вызывать гром и бурю. Мы видели, что римляне, германцы и славяне доверили владение громом своему верховному богу, и поэтому Юпитер также имеет отношение к вину. Это, однако, объясняется не столько его властью над громом и атмосферными явлениями, столько занимаемой им позицией верховного бога. Вино, как любой алкогольный напиток, — не только подкрепляет как пища, но и в первую очередь пробуждает энергию и действует на психику, т.е. на силу в каком-то роде чудесную, о которой мечтают даже боги. Алкогольные напитки, таким образом, имеют особое значение как в социальной жизни, где они являются напитками вождей, так и в мистической сфере. В мифах об Одине этот властитель всех германских богов, обладатель меда поэзии, именно из него он черпает знание и свою поэтическую силу. Этой роли напитков соответствуют акты обрядовых жертвоприношений: Юпитеру подносили виноградную лозу, Варуне, скрывающемуся под обликом Сомы, персонификации божественного напитка, — ветвь сомы.

Поменяв то, что следовало поменять, надбалтийские славяне дают Свентовиту рог, признак власти, и одновременно сосуд, в котором новый напиток заменяет старый в символическом порядке циклического обновления и омоложения. Рог часто встречается у раннесредневековых каменных древнепрусских статуэток из Вармии и Мазур; его так же можно видеть в руке каменного всадника из Лезны под Картузами.

Здесь нельзя не привести в качестве примера казалось бы весьма далекий от нашего времени источник, а именно энциклопедический трактат римского писателя I в. до н.э. Марка Теренция Варрона, который так описывал один из праздников Юпитера:

„Еще сегодня многие люди сохраняют обычай и попутно говорят: Novum vinum bibo, novo veteri morbo medeor (Пью новое вино, новым старую болезнь изгоняю)“

Таким образом, предсказания по напиткам, практиковавшиеся руянами на Рюгене, содержат некоторые элементы общего мифологического прошлого народов, удаленных от нас во времени и пространстве.

Гейштор А. Мифология славян / Науч. рецензент: к.и.н. Н.С. Лебедева. Пер. на рус. яз.: к.и.н. А.М. Шпирт. Науч. ред.: Л.Е. Гвозд. М.: Весь Мир, 2014 (со ссылкой на изд.: Gieysztor, Aleksander. Mifologia Słowian. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2006). С. 113-114.

Поиск

Журнал Родноверие