«Всесвятское гульбище въ Муромѣ сопровождается погребенiемъ Костромы, а во Владимiрѣ на Клязьмѣ погребенiемъ Лады, такъ какъ въ Костромѣ погребенiемъ Ярилы»

[Снегиревъ IV 1839]

«По всємꙋ однако видно, что Ѧрило однозначитєлєнъ съ Кострꙋбонькомъ и Костромою и наконєцъ Ладомъ, ибо въ Владимїрской гꙋбєрнїи называютъ Ѧрила Ладомъ»

[Костомаровъ 1847]

Заметим, что некоторые исследователи, как, например, И.П. Сахаров, отрицали существование обряда «погребения Лады», о котором писали И.М. Снегирёв, Н.И. Костомаров и некоторые другие:

«Во Владимiре на Клязьмѣ прежде отправлялось подобное народное празднество съ пѣнiемъ пѣсенъ и припѣвомъ: „о Ладо мое“. Одинъ изъ нашихъ старинарей, вѣроятно получившiй объ этомъ извѣстiе изъ третьихъ рукъ, провозгласилъ, что „во Владимiре-на-Клязьмѣ бываетъ погребенiе Лады“ въ противоположность Костромѣ. Смѣемъ увѣрить, что тамъ никогда не бывало погребенiя Лады, как никогда не бывало божества Лады у язычниковъ славяно-руссовъ. Затѣйливые наши старинари всячески стараются увеличивать нашу миѳологiю своими вымышленными мечтами. Отсюда происходятъ всѣ выдумки, отсюда появилось и погребенiе Лады»

[Сахаровъ 1885. С. 209]

Однако современная этнография, кажется, подтверждает существование подобного обряда:

«В с. Федоровка на Петровское Заговенье в дообеденное время женщины собирались во дворе у одной из участниц праздника. Там из старых ненужных тряпок сооружали ЛАДУ — традиционную обрядовую куклу. „Вот эта палка, и сюды палка, здесь вон как у вас голова вроде. Ну, тут подвяжешь, а тута на рукава надевали кофту, юбку наряжали, и получалась кукла. В одном конце села нарядят и идут. Когда шли, пели все эти песни в основном, вешни. Останавливались лялякали, плясали, шутили и дальше шли“. Ладу в Заговенье, так же как и ветку березы на Троицу, несли на ручей, в котором впоследствии топили»

[Давыдов 2017]

Поиск

Журнал Родноверие