А.С. Фаминцын, ссылаясь на А.Ф. Гильфердинга, соотносил славянского Бел[о]бога с кельтским Беленом (Beli, Belus, Belinos, Belinu, Belinus, Bellinus, Belanos, Belanus, Beleno, Belenos, Belenu, Belenus, Belemnos, Belemnus), отождествлявшимся с Аполлоном:

«Въ области Аквилеи, на сѣверномъ берегу Адрiатическаго моря, также далѣе на сѣверъ, въ Норикѣ, по свидѣтельствамъ Геродiана и Тертуллiана, былъ извѣстенъ, какъ одинъ изъ главнѣйшихъ боговъ, Аполлонъ, прозванный Belis, Belenus или Belinus. Не скрывается ли подъ этими прозванiями имя Славянскаго Бѣлбога, какъ божества свѣта и солнца? Гильфердингъ указалъ на то, что Бѣлинъ или Бѣленъ былъ главнымъ богомъ Италiйскихъ Венетовъ. „Нѣкоторые изъ новѣйшихъ писателей — замѣчаетъ онъ — приняли этого Бѣлина за Кельтскаго бога. У Кельтовъ Цезарь, въ числѣ второстепенныхъ боговъ, приводитъ Аполлона, замѣчая только, что онъ „отгоняетъ болѣзни“ (В. G. VI, 17); но какъ называли Кельты этого бога, мы не знаемъ; въ извѣстныхъ намъ надписяхъ, принадлежащихъ Кельтскому краю, имя Бѣлина или Бѣлена не встрѣчается. Напротивъ того, многочисленныя надписи, найденныя въ Аквилеѣ, Градѣ и около нынѣшней Венецiи, показываютъ, что Бѣлинъ былъ мѣстнымъ богомъ этой страны, но, конечно, никто не станетъ выдавать жителей Аквилеи, Града и Венецiанскаго края за Кельтовъ. Тертуллiанъ называетъ Бѣлина богомъ Нориковъ (Apolog. с. 24)... Это свидѣтельство указываетъ также не на Галльское, а на Славянское происхожденiе Бѣлина, ибо главное населенiе Норика составляли Славяне... Что Бѣленъ или Бѣлинъ былъ дѣйствительно главнымъ народнымъ божествомъ Венетовъ въ Италiи, подтверждается тѣмъ, что ему, судя по уцѣлѣвшимъ остаткамъ, воздвигнуто было въ ихъ странѣ наибольшее число памятниковъ. (По свидѣтельству Геродiана, Бѣлину особенно поклонялись жители Аквилеи). Самое имя Бѣлинъ или Бѣленъ указываетъ на то, что это было божество свѣтлое, вѣроятно тотъ же представитель свѣтлаго начала, как Бѣлъ-богъ, котораго мы находимъ у другихъ Славянъ... Отождествленiе Бѣлина съ Аполлономъ еще болѣе подтверждаетъ это предположенiе“. Далѣе приведены примѣры найденных въ странѣ Италiйскихъ Венетовъ надписей: „Веlinо sacr.“, „Веlеnо aug sacr.“, „Apollini Веlеnо“ и т.п.» [Фаминцынъ 1884. С. 167–168].

Впрочем, и до А.Ф. Гильфердинга эта гипотеза высказывалась неоднократно. Так, например, у В.Н. Татищева в «Истории Российской» читаем:

«Беленус, бог нориков. Сие имя из Бел испорчено»

Также у Ю.И. Венелина:

«БѢЛЪ-БОГЪ, по Словенски Бѣленъ»; тогда как «ЧЕРНЪ-БОГЪ, по Словенски Чартъ (Chartus)»

[Венелинъ II 1841. С. 166, 171]

«Бѣленъ былъ Богъ Свѣта, т.е. почитался началомъ добра, что показываетъ приставленные къ его имени Латинскiе эпитеты Apollini и Augusto. <...> Знач. число надписей показываетъ, что Аквилея была главнымъ мѣстомъ поклоненiя Бѣлъ-бога»

[Венелинъ II 1841. С. 131]

Некоторые исследователи связывают с Беленом изображение на северо-западной стороне знаменитого Кркавчанского камня (Krkavčanski kamen) в словенской Истрии.

На иллюстрациях: Изображения Белена/Аполлона из Малой Азии и Норика, а также светоносного Божества на Кркавчанском камне

gmij7vw ruw
cforjyheiww

Поиск

Журнал Родноверие