В Кличевском районе возродили и активно проводят традиционный обряд «Куры». Он связан со Святками — зимними праздниками от Рождества Христова до Крещения Господня. Обряд интересен тем, что в нем участвуют только дети в возрасте от 6 до 14 лет. А проводят его до заката солнца. Это единственный детский колядный обряд, который сохранился в Беларуси. В чем уникальность и особенности праздничного действа узнали и корреспонденты БЕЛТА.

45464748

Дома культуры звучали колядные песни. А у детской школы искусств райцентра собралась стайка девчонок, которые оживленно общались. Оказалось, что это участники образцового фольклорного ансамбля «Купалочка» (средний состав), которые пришли заранее, чтобы подготовиться к колядованию. Пока ждали руководителя, они с радостью рассказали об обряде и даже пропели первые строчки традиционной песни «Эй, куры, куры». Некоторые из девочек участвуют в нем не первый раз,»Куры» или «цыплята» называли девочек, которые преимущественно и участвовали в обряде. Они не водили с собой никаких переодетых персонажей. Но сами одевались красочно и нарядно в местные традиционные строи (комплекс одежды) изо льна. Как правило, это были вышитые блузка, юбка и фартук, сверху теплый кожушок. А на голову поверх теплого завязывали яркий цветастый платок. С собой же брали обязательно корзинки, чтобы собирать щедрые дары.

495051525354

Поле переодевания солистки «Купалочки» преобразились до неузнаваемости. Как будто на машине времени мы перенеслись в другую эпоху. Ведь даже одежда на них аутентичная, некоторые строи передавались из поколения в поколение, а на отдельных элементах участники ансамбля сами восстанавливали вышивку, используя местные образцы. Короткая распевка, последние прихорашивания перед зеркалом, за саночки и в путь.

«Сам обряд мы начали восстанавливать в 2006 году, — рассказала руководитель творческого коллектива Наталья Коктыш. — Собирали сведения буквально по крупицам. Песню мало кто помнил, лишь отдельные слова и фразы. Хорошо, что она была записана (как и мелодия) в антологии белорусской народной песни. А сам обряд нам помогла восстановить Валентина Маркова из деревни Дмитриевка, которая переняла его от своей матери и сама не раз участвовала. Поэтому наш обряд мы называем Дмитриевским. А в Кличевском районе он проводился еще в деревнях Орлин и Вирков. Там тоже его возродили, но есть свои особенности: несколько другая мелодия песни, другие слова у девочек-колядовщиков, манера одеваться, но суть та же».

И вот воспитанники фолькансамбля остановились возле дома семьи Русецких в Дмитриевке. Открывают калитку и как цыплята рассыпаются по двору, стучат в окна, зовут хозяев. Как только те появляются на пороге (в дом колядовщики-цыплята никогда не заходили), звучат слова приветствия и просьба пустить курей попеть. Когда получено добро, поют традиционную песню «Эй, куры, куры», которая и дала название обряду. «Существует два варианта песни, — поясняет Наталья Коктыш. — Если в доме у хозяев дочка, то пели про калину, а вот если парень, то посвящали защитнику отечества».

555657585960

После песни традиционные пожелания хозяину: «Хай будзе у цябе i у доме i у двары. А прыбытак i у скацiне i у сям’i». А затем наступил черед подарков. За песню и добрые пожелания «курей» угощали традиционно блинами, салом, колбасой. А сейчас к этому добавляют конфеты, фрукты и другие вкусности. «Колядовщики — желанные гости в нашем доме, — рассказывает хозяйка Валентина Русецкая. — Хоть я выросла в Грузии, но до сих пор хорошо помню традиционные коляды, да и сама в них не раз участвовала. Хорошо, что эти традиции живут и возрождаются. Ведь они несут положительный заряд и добрую энергетику. И мы верим, что теперь все наши планы обязательно сбудутся».

«Отмечать коляды для жителей нашего района — повсеместная традиция, — рассказала директор централизованной клубной системы Кличевского района Елизавета Ковалева. — Для этого не нужно организовывать наших людей. В любом населенном пункте вы обязательно в этот день встретите колядовщиков. Причем местное население их всегда радушно принимает, одаривает чем может, а некоторые заранее готовятся к этому — накрывают праздничный стол. Еще не было случая, чтобы перед колядовщиками закрыли дверь: ведь это означает накликать беду и на дом, и на хозяйство».

6162636465666768697071

В подтверждение ее слов в агрогородке Ореховка мы встречаем еще одну группу, но уже традиционных колядовщиков: с Козой, Дедом, Цыганами и Звездой. Это участники местного клуба по интересам «Веселья час». На их счету уже одиннадцать обойденных подворий и полные корзины с дарами. Наши «цыплята» спешат домой. Они признались, что тоже пойдут колядовать, но уже со своими друзьями. Заранее подготовлены сценарии и костюмы. Причем у каждой группы свои сказочные персонажи и переодетые.

По словам Елизаветы Ковалевой, традиция празднования детского колядного обряда «Куры» включена в список нематериально-культурного наследия Беларуси. Еще по одному уникальному для района, но уже взрослому колядному обряду «Цыгане», здесь ждут соответствующего решения. А завершит в районе Святки 21 января не менее интересный традиционный обряд «Цягнуць каляду на дуба». Нам же хватило и того, что мы соприкоснулись с традициями празднования детского обряда «Куры», зарядились его положительными эмоциями, а, значит, теперь нынешний год во всех планах должен быть добрым и счастливым!

Фото: Олег Фойницкий

Поиск

Журнал Родноверие