Блогер Алексей Старков пробрался на правильную поляну, секрет местонахождения которой выдается только посвященным в таинства славянских языческих обрядов, и понаблюдал за праздником.

28 июня рано утром мы выехали через Краснокамск в Оханский район. Прогноз погоды был неутешительный, но с утра светило солнышко, воздух постепенно прогревался, что вселяло определенные надежды на традиционный финал русалий. Спустя два часа езды, свернув с магистрали, через пару километров мы увидели неприметный указатель на обочине и с десяток машин, припаркованных неподалеку.

97afd7a3 resizedscaled 817to612

Вот что написано про праздник Купало в группе организаторов мероприятия:

Купало — традиционный славянский обряд. Самый почитаемый летний светлый праздник для всех славян, празднуется неделю после летнего солнцеворота. Имеет ряд названий: Купало, Большой летний обряд, Летник, Ладоница. (В христианской традиции — Иван Купала, с перенесением празднования на июль).

Неделю празднества Купалы в славянской традиции — с 21 по 27 июня — называли Купальской, или Русальи дни. Считалось, что травы в эти дни обладают особой магической силой, особенно папоротник. Образное мышление наших предков позволяет понять, что всем известный цвет папоротника — это энергетический образ, в том числе символ людей, словно расцветающих на папоротнике. Называют это время и Зелёными святками, считалось, что в это время вода святится и происходят разные чудеса.

Купальские обряды направлены на лажение: лад в отношениях, лад в семье, лад в быту, социуме и пр. Ладо — период становления гармонии (лада) во всём. Неслучайно купальский период в некоторых местностях называли праздником Лады (и чествовали богиню Ладу).

Пока мы таскали вещи (на саму поляну даже моя Нива не пройдет), ставили палатку в специально отведенном месте и переодевались, праздник начался без нас с зажжения костра. Мы пришли на поляну как раз к обряду знакомства. В круг встало пять десятков человек, половина из которых были женщины, иногда с грудными детьми на руках. Бросалось в глаза вежливое и благожелательное расположение собравшихся.

3c908b59 resizedscaled 817to612

Руководил всем действием ведун/жрец/волхв (а на самом деле вежливец) Добромир. С двумя факелами он подходил к участнику обряда, обмахивал его и просил громко назвать свое имя и откуда тот приехал на поляну. Посвященные называли имя принятое, остальные по паспорту. Сразу было видно. что многие хорошо знают друг друга, посторонних было мало.

19e72f59 resizedscaled 817to612

За Добромиром следовала Арина и обносила деревянной братиной полной квасу тех, кто уже назвал себя. Основная часть участников приехала из Перми. Много из Березников, есть из районов Пермского края. Самые дальние гости из Екатеринбурга и Кронштадта.

7ce65a99 resizedscaled 817to612

Про одежду участников стоит сказать отдельно. Примерно треть была одета добротно и в соответствии с мероприятием, у многих ленточки или тесьмы с типичным финно-угорским орнаментом в виде свастик. Яловые сапоги были только у Добромира, отчего он местами смахивал на Будулая. Конечно этнографы возможно не найдут здесь ни одного канонического костюма, но в целом дух праздника передан.

Основная же часть участников носила только какой-либо элемент костюма, рубаху, юбку, ленточку или пояс. К этой категории относился и я, найдя среди рабочей одежды отца «вышиванку» 50-х годов. Были вообще странные сочетания, например, рубахи и кроссовок. Небольшая часть особо не утруждаясь пришла в цивильном, камуфляже или костюме Adidas.

Все эти наблюдения помогали понять, что перед нами не реконструкторское сообщество в чистом виде. Реконструкторы и историки не допустят в своем костюме современных вещей или использование на мероприятии неканонических технологий и продуктов. Здесь таких строгих правил не было.

ae3b20b6 resizedscaled 817to612

Это явно не тот жанр мероприятия, который широко известен нам по городам и поселкам, поставившим праздник Ивана Купала на поток, в целях привлечения туристов и развлечения местных жителей. Это нечто другое.

Сначала был обряд бросания зерен в огонь. Славя богов и отдавая им требы участники добиваются их благорасположения. Затем был обряд «Праща» от слова «прощать». Каждый своим ножом вытаскивал из костра уголек и нес его на ноже или руке в горшочек, обвязанный лентами. Я конечно оплошал. При наличии ножа и некотором ассортименте ремней для его ношения я ничего не взял с собой и подпоясался простым красным шнурочком из которого в процессе мероприятия сплел таки веревочку. Пришлось брать инструмент у доброй тетеньки.

4e1dd9cf resizedscaled 817to612

Между тем Добромир выполнял какие-то магические действия с бубном, ударяя в него и одновременно прислушиваясь.

6b4777aa resizedscaled 817to612

Все, четыре горшочка заполнились угольками. Кладут их не просто так, а с приговорами. Потом горшочки начинают раскручивать над головой, приговаривая, а остальные участники крича и издавая различные звуки помогают. Каждый крутил горшочек в своем темпе. Кто-то плавно и медленно. А кто-то неистово и изо всех сил.

b0e06aa7 resizedscaled 817to612

Говорят, иногда горшочки отрываются и могут попасть кому-то в голову. Какое уж там прощение. Но в этот раз обошлось.

Следующим этапом была подготовка к обряду Огненного Коловрата. Для этого опять таки приговаривая надо было обернуть берестой железное колесо от телеги. Бересту почему-то привязывали проволокой.

a78fb23a resizedscaled 817to612

Готово. Установка колеса закончилась хороводом. Но пока колесо оставили в покое. Его подожгут когда стемнеет. Сейчас — настало время другого обряда — «Калинов мост». По бревну, горящему в костре надо пробежать босиком и прокричать желание, которое обязательно сбудется. Есть правда одна тонкость. Пробежать надо со свободными чреслами, то есть без нижнего белья. Лучше конечно и без порток, но не у всех это позволяла сделать длина рубашки.

35c544c1 resizedscaled 817to612

Пробежал по бревну трижды. Правда не чисто, до конца бревна дойти не получалось, после костра спрыгивал. Надо тренировать вестибулярный аппарат. Слегка прижег ступни в нескольких местах — саднило. Зато бонусом полная депиляция голеней. Ну, думаю, утром будут ступни болеть и волдыри пойдут. Какого же было мое удивление, когда к вечеру ноги успокоились, а утром я вообще про них забыл.

После обеда все увлеченно плетут венки для продолжения обрядов. С венками кружатся и смотрят через них на солнце, наверное опять что-то загадывают.

8d518eff resizedscaled 817to612

Наступила очередь обряда оборотничества. Обряд проходил на отдельной поляне. Фотографировать его было нельзя. Попробую описать. В центре поляны, которую окружают темные ели и крутые склоны речной террасы создают небольшой амфитеатр, разжигают костер. Вокруг встают мужчины или женщины, обряд проводится раздельно. В костер бросают зверобой и папоротник, дым затягивает все вокруг, люди начинают бежать против часовой стрелки вокруг костра. Дым от движения тел закручивается в спирали. Вдруг, прямые лучи солнца, пробившись сквозь ветки елей прорезают его…

Смысл обряда в том, что пройдя через него ты можешь достигнуть состояния измененного сознания и узнать свой тотем. Но не всегда и не всем это удается. В этот раз не получилось, наверное было много народу, да и женщины подсматривали. Кстати, обряд можно проводить только два раза в году.

5e8b1b2c resizedscaled 817to612

Настало время зажигать колесо. Факелы зажигаются от костра. Под песню «Гори, гори ясно…» проходит обряд Огненного Коловрата.

aa01efd2 resizedscaled 817to612

Кульминацией праздника стали конечно же прыжки через костер, после которых начались купания. Купались в специально оборудованной купальне. Ручей перегородили временной плотинкой и вода поднялась.

Все, ливень и гроза. Бегу в палатку, по дороге прикидывая сорвет или не сорвет ее ветром. Все обошлось. Погода в этот день практически совпала со сценарием праздника. Ночью я спал, хотя что-то еще явно происходило, но я ничего не слышал и не видел.

Утром следующего дня обряды продолжились. Мужчины и женщины разошлись по разным полянам. Чем занимались женщины не знаю — наверное опять хороводы водили, а мужчины состязались в различных видах борьбы.

Спустя какое-то время мужчины направились посмотреть, что там происходит на женской поляне. Вперед выслали лазутчиков. А происходило там вот что. Женщины украсили березку ленточками, виднеется справа сквозь ветки, и действительно водили хоровод вокруг костра. И тут вероломно налетели мужчины, задача которых была «заломать березку».

1600ae92 resizedscaled 817to612

Похороны березки. Ее несут на главную поляну под народные песни. Надо обязательно держаться за ветви.

afa50af0 resizedscaled 817to612

На поляне продолжаются молодецкие забавы. В этом соревновании надо увернутся от меча. Для остроты ощущений взяли железный.

7e6af920 resizedscaled 817to612

Потом кто не напрыгался через костер прыгали, кто не накупался — купались, но я этого уже не видел — ушел сворачивать палатку. Надо ехать домой. В сухом остатке полторы тысячи фотографий, знакомство с новыми духовными практиками и почему-то стойкое решение бросить курить.

[видео]

8a2cb4c4 resizedscaled 817to612
acfbda4a resizedscaled 817to612
d7141e5d resizedscaled 817to612
3048e954 resizedscaled 817to612
436d15f5 resizedscaled 817to612
add30b2a resizedscaled 817to612
d2736a7e resizedscaled 817to612

Поиск

Журнал Родноверие