В начале июля НД29 обнародовало интервью с представителем антисектантского центра «Гражданская безопасность» Денисом Даниловым.

Рассказывая об антисектантской деятельности в Поморье, он особо остановился на широком распространении неоязычества, а с ним экстремизма и неонацизма. «Рупором неоязычества» была названа национально-культурная автономия Поморов, которую возглавляет Павел Есипов, попавший под влияние некоего шамана. Ознакомившись с материалами интервью, Есипов в отдельной статье выразил решительный протест изложенному там и согласился дать нашему изданию эксклюзивное интервью для раскрытия своей позиции. Впрочем, речь шла не только о религиозных вопросах…

— Что именно возмутило Вас в комментариях представителя центра «Гражданская защита» Дениса Данилова?

Меня возмутило то, что в статью, посвященную сектам на территории Архангельской области, вплели информацию о национально-культурной автономии поморов. Хотя я сам ничего плохо в понятии «секта» не вижу. «Секта» — значит всего лишь учение, отколовшееся от основного знания. Но в наше время термин «секта» используется в крайне негативном контексте. А в этой статье о национально-культурной автономии говорится, как о деструктивной организации, деятельность которой приводит к формированию каких-то нацистских настроений. Почему господин Данилов пытается своей деятельностью подменять полицию или прокуратуру? Если они обнаружат и подтвердят негативную сторону какой-либо организации и ликвидируют её через суд – это одно. В противном случае подобные статьи – как минимум некорректны.

— Как я понимаю, Вы тоже язычник? Расскажите подробнее об этом вероучении.

Да, я язычник и горжусь этим. Язычество – это доминирующая в мире конфессия. Есть три «авраамических» религии – христианство, иудаизм, ислам. Всё остальное стало «язычеством» с их подачи. Хотя сам по себе термин «языки» — это всего лишь «народ». То есть язычество – всего лишь вера конкретного народа. Это наша вера, ниоткуда не импортированная. Кстати, никто ещё не доказал, что это плохая вера, несущая негатив. Я не знаю, откуда возникают все эти претензии к язычеству, как негативному мировоззрению.

— В своей критической статье Вы пишите про некоего шамана. Каким образом шаманизм связан с язычеством и исконными верованиями поморов?

Шаманизм – это один из видов язычества. Кстати, он является официальным верованием в ряде субъектов Российской Федерации. Чем интересен шаманизм, и почему к нему порой такое негативное отношение некоторых церковных служителей? Обращаясь к шаману люди видят эффект практически сразу. Не нужно каких-то усилий, человек обратился – получил эффект. Это реально действующие практики с тысячелетним опытом. Ведь одна из составляющих религии – моление своему божеству и просьба о покровительстве. Исцелить, дать богатство, прогнать чуму. Так почему шаманы должны принимать на свой счёт различные негативные высказывания? Тем более, шаманизм на Севере имеет не менее прочные позиции, чем христианские верования. К примеру, ненцы до сих пор практикуют шаманизм.

Если говорить о поморах, то есть теория, что поморский этнос появился путём слияния сразу нескольких различных племён. «Чудь» — собирательное название живших на севере финно-угорских народов: саамы, вепсы, корелы… У них как раз шаманизм и был активно распространен. От этой традиции отмахиваться не стоит.

— В статье Вы также взываете к религиозной терпимости. В таком случае, как Вы можете прокомментировать религиозную нетерпимость язычников по отношению к РПЦ и православным?

Негативное отношение к РПЦ демонстрируют сейчас не только язычники, но и широкая общественность – для этого достаточно посмотреть средства массовой информации. Со стороны именно язычников понятно отсутствие большой любви к РПЦ, хотя за всех я говорить не стану. Но РПЦ на своих сайтах вывешивает критические материалы, поливающих язычников грязью – вряд ли это вызовет у нас добрые чувства.

Однако национально-культурная автономия на две трети состоит из христиан, при этом никакого противостояния между православными и язычниками внутри неё нет. Мы проводим как языческие, так и христианские традиционные праздники. И регулярно приглашаем на них представителей Архангельской епархии. Только вот они не приходят.

— Согласно информации открытых источников, помимо всего прочего, Вы являетесь главой архангельской добровольной народной дружины, которой власти города недавно выделили отдельное помещение. Как обстоят дела с этой общественной инициативой, и какова роль поморов в её осуществлении?

«Поморская дружина» зарегистрирована официально и работает уже более трёх лет. Наша дружина – одна из самых активных участников усиления милицейских патрулей и охраны различных массовых мероприятий. Дружинники экипированы в форму, в основном это спортсмены.

Но если говорить о недавнем создании городского штаба народных дружин, где меня действительно презентовали как руководителя всех муниципальных народных дружин, то нас попросту обманули. В СМИ муссировалась информация, что передано отдельное помещение, мы на камеру пожали руку заместителю мэра и начальнику городского УМВД, но затем была согласована кандидатура другого человека. Так что на деле штаб «Поморской дружины» до сих пор остаётся здесь, в офисе НКА Поморов.

— Поморская идентичность – ещё один способ поддержать местное население в деле сохранения культурных традиций. Какими путями в этом важном деле идёт национально-культурная автономия?

Большая часть нашей деятельности – сугубо культурная. Мы проводим праздники, на которых демонстрируются даже не поморские, а русские народные обряды. Они некогда были характерны для всей территории Руси, но, как и былины, особенно стойко сохранялись именно на Русском Севере. По сути, мы восстанавливаем не какую-то отдельную поморскую идентичность, а общерусскую традицию.

В ближайших планах – открытие в Добролюбовке мини-экспозиции, посвящённой традиционному северному костюму. Там будет представлен полный мужской зимний костюм и нарядный женский костюм.

— Недавний визит Владимира Путина вновь поднял проблему запрета добычи наваги в Унской губе. Кажется, сохранение традиционного промысла – одна из целей борьбы за права малочисленного народа поморов. Решится ли эта проблема с исполнением распоряжений Президента?

Здесь речь идёт об инициативе рыбопромышленников, а не защите прав местного населения, которое издавна кормилось «от моря», а теперь фактически приравнено к статусу браконьеров. Ведь поморы не входят в рыболовецкие колхозы. У нас были свои вопросы с целью приравнять старожильческое население на определённых территориях к коренным народам и разрешить им индивидуальный промысел. Но об этом никто на встрече не сказал.

— Общественность до сих пор продолжает обсуждение так называемого «дела Ивана Мосеева», которого одни называют видным учёным, общественным деятелем-международником а другие «агентом влияния» норвежских спецслужб в России. Как поморская общественность восприняла долгий судебный процесс над ним?

Иван Мосеев имеет отношение к «Ассоциации Поморов», которая была образована года два или три назад. В своё время мы с Иваном имели достаточно плотный контакт, у него была собственная организация «Поморское возрождение». Но чем он сейчас занимается, честно говоря, я не знаю. Меня не радует эта история – уголовная ответственность всегда неприятна. С другой стороны, нужно быть аккуратнее в своих выражениях. Сначала были негативные высказывания о русских, недавно в новом видео он уже критиковал казаков. Это не позиция поморского сообщества, а его собственная.

— И напоследок о приятном. До традиционного поморского праздника «Новолетия» остаётся чуть больше полутора месяцев. В качестве зрителя я присутствовал и на первых подобных мероприятиях, и на ряде последующих. В прошлом году праздник продемонстрировал явный рост – это этнокультурное событие европейского уровня, которое также является ярким эпизодом областного событийного туризма. Что нам ждать от Новолетия-2014?

Уже есть определённый сценарный план, которого мы всегда придерживаемся. Устоявшиеся обряды пройдут в районе памятника адмиралу Кузнецову. Вторая часть переносится под крышу одного из культурных центров. В этом году площадкой станет музей Борисова на улице Поморская, его внутренний дворик. Состоится и традиционное факельное шествие, но нужно ещё определиться с его маршрутом. К сожалению, в этом году мы проиграли областной грант, средства которого позволили устроить прошлое Новолетие. Тогда половину средств предоставили спонсоры автономии, половина была как раз из состава гранта. Впрочем, нам всё равно обещают небольшую материальную поддержку и мы надеемся на неё.

— Большое спасибо Вам за беседу!

Поиск

Журнал Родноверие