Приветствуем читателей!

Мы решили пообщаться с мастерами, которые создают и вырезают различные ритуальные предметы и изделия в русле славяно-русской традиции. С нами беседуют Мария Коновалова, резчик Венцеслав Бочков из мастерской «ДревоСлава», Заяц Мастер (Сергей Зайцев) и Яромир Великородов.

ФТР: Расскажите, пожалуйста, как Вы стали язычником? И что повлияло на Ваш духовный выбор?

Заяц (Сергей): Приветствую, зовут меня Заяц, известен как татуировщик и резчик по дереву примерно с начала двухтысячных годов. Точного рубежа, как и когда я стал язычником — не было. Примерно лет в 15-16 мне захотелось снять с себя крестик и больше его не надевать. Ну вот просто мешать стал и всё. Направление, в которое стоило идти, подсказала мне музыка, которую тогда слушал: всякий металл, панк-рок и так далее. А ещё славянское фэнтези за авторством писателя Юрия Никитина, из чьих книг впервые узнал про имена славянских богов. Чуть позже музыкальные пристрастия продвинулись на языческий металл во всём его разнообразии, и это уже было верным направлением. Стал искать литературу соответствующую, и это уже полностью укоренило меня в мировоззрении. Всё, что на тот момент, в начало двухтысячных выпускалось, распространялось, в основном, из литературного центра в Москве. Я всё приобретал там на книжной ярмарке в Олимпийском, в том числе, и на знаменитой точке у Велеслава. Тогда я с ним ещё был не знаком, но литературой закупался. Ну, а далее уже знакомство с несколькими общинами московскими, посещение праздников, получение славянского имени на берегу Москва-реки и так до сегодняшнего времени.

hrdrn17osze
Резные обереги с ликами славянских богов от Зайца Мастера

Безусловно, всё вышеописанное, это только внешний вид и проявления, но само собой, на такой путь подталкивает нечто изнутри, так сказать, голос крови всех предков взывает к тебе, луч прозрения из бездны Космоса освящает верный путь, великая Бездна раскрывается в тебе, показывая твою истинную суть. Это если говорить более высокопарным языком.

Мария Коновалова: Думаю, что все началось еще лет 10 назад, когда мы с семьей поменяли комфортную жизнь в столичной квартире со всеми удобствами на куда более сложное житье в глухой деревеньке Рязанской области. Тогда нас не понимал никто из знакомых, а многие пророчили быстрый побег обратно, в город. Но нас тянуло на землю и мы были счастливы, как никогда, не глядя на сложности, в виде недостроенного дома без отопления, надвигающейся осени и младенца на руках.

Но все же к родноверию (мне это слово ближе) мы пришли позже, всего 3 с небольшим года назад. А до этого я продолжала планомерно терять и топить крестики, каждый раз искренне удивляясь этому странному явлению. Потом только поняла, что все это было неспроста.

Сам период «пробуждения», как я его называю, начался довольно странно. Мне всегда снились яркие сны, чаще всего контролируемые, с полетами и приключениями. Но тут, несколько дней подряд, мне снился один и тот же символ. Он меня просто преследовал! Я искала его в интернете, но никак не могла найти — ведь я не знала даже близко, что ищу. В конце концов меня осенило: я нарисовала его и загрузила изображение в Яндекс-картинки. Оказалось, это символ «Даждьбог лето»! Даждьбог стал Богом — пробудившим меня! А ведь я и родилась летом, вот ведь как бывает.

8 ohgqm3 rw
Кумир Велеса от Марии Коноваловой (Vereya)

Ну, а дальше меня понесло: сначала чтение статей… Затем знакомство с чудеснейшими в моей жизни людьми, которые объяснили, что нужно читать вместо этих самых статей (да-да, почти все в сети — это бредни), да и вообще стали для нас и друзьями и наставниками. Потом был первый наш праздник в Хоромах Велеса и Марены, который с тех пор посещаем ежегодно в обязательном порядке, — Осенины. Затем было увлеченное чтение книг по истории, изучение символики (которое продолжается и по сей день), травничества, общение с природой, с предками… И все закрутилось в новых красках, в новом движении и новых чувствах. Сперва я занялась сбором трав, изготовлением чаем и сборов, а затем пришла и к своему самому любимому и сокровенному делу — резьбе по дереву.

Венцеслав Бочков: С детства очень любил книги о делах минувших дней, особенно о древней Руси. Нравились мифы древней Греции, других то не было. Но как и велела «партия и правительство СССР» — я был убеждённым атеистом до тех пор, пока судьба не забросила меня в «горячую точку». Когда над головой свистели пули, как-то невольно начинаешь молиться. Так я стал, как и положено – православным христианином: в церковь ни ходил, но кресты носил (постоянно терял), но почитав Библию и обнаружив в ней сплошные противоречия и лицемерие, пришло разочарование. В пору опять было становиться атеистом. Но как? Я ж чувствую, что Высшие силы существуют, но понимаю, что с христианством или мусульманством мне не по пути…

Далее начал общаться с кришнаитами, перестал есть мясо, читал ведические писания, было интересно, но как-то это всё было слишком экзотично. В последствии узнал, что в моём городе есть люди которые проводят старинные обряды и праздники в лесу. Ночь. Костёр… Очень захотелось с ними встретиться, что вскоре и произошло. Теперь на капище, среди чуров и соплеменников — я чувствую себя как в отчем доме, здесь всё родное!

jo60qx3qv60
Кумир Лады от Яромира Великородова

Яромир Великородов: Мне кажется, что все люди рождаются язычниками, они все связаны с Природой изначально. То бишь, человек не становиться язычником априори. Он становится другим по мере того, как влияют на него родители и общество, а также религии: христианство, ислам, буддизм, кришнаизм и прочие. Человек может стать христианином или мусульманином, но язычником стать не может, ибо он уже рождается таковым! Но это мое мнение.

В детстве у меня было много книг и одна из любимейших — «Русь изначальная». Даже до того, когда я еще не мог читать, у меня была большая иллюстрированная книга с былинами. Там были изображены русские богатыри, которые сражаются на Калиновом мосту, что впечатлило меня в детстве. А в 2004 году, когда я пришел из армии — я переехал в Калугу и там познакомился с людьми, которые давно праздновали славянские языческие праздники. В 2005 году я впервые попал к ним на праздник и тогда же моя жизнь полностью перевернулась!

Года через три я полностью пересмотрел свое мировоззрение: перестал есть мясо, курить, пить пиво и бросил город, уволился с работы и уехал в сельскую местность. Тогда мне, как и сейчас, казалось, что так должны поступать все язычники, просто не каждый может себе это позволить. А по различным книгам я черпал тогда информацию. Прочел многих авторов: от Рыбакова Бориса Александровича, до Марии Васильевны Семеновой.

ФТР: Как давно Вы занимаетесь ремесленным делом?

Заяц (Сергей): На этот вопрос нет однозначного ответа. Я с самого раннего детства любил рисовать и делать что-то из подручных материалов. Мог склеить себе из картона всех героев из мультика, сколотить из деревянных брусочков какую-то игрушку, выстругать деревянное оружие типа сабли или лука со стрелами. И все эти навыки, наработанные в детстве, вполне логично нашли примирение в русле языческой традиции, когда я осознал её. В рисунках стали проявляться традиционные символы и сюжеты, из дерева начал делать сначала какие-то предметы обихода, украшать их языческой символикой, орнаментами. А потом вырезал себе самый первый чур Велеса. Далее для друзей начал вырезать подобные подарки. И так это продолжило раскрываться во мне, хотелось делать всё больше и лучше, распространять среди своих друзей подобное мироощущение. Ведь каждый предмет, в который заложены традиционные смыслы, может стать и первым этапом на пути осознания неофита, и помочь в верном пути, и стать магическим инструментов при взаимодействии с божественным.

Мария Коновалова: Резьбой я занялась чуть более 2-х лет назад. После того, как я стала работать с Богами и налаживать контакт с предками, ко мне многое пришло. Но работа с деревом, пожалуй, лучшее из того, что я обрела. Просто однажды утром проснулась с четким пониманием, что хочу заниматься резьбой. Тогда были заказаны в интернете первые стамески, брусочки липы и некоторые нужные мелочи. Училась я сама. По началу смотрела ролики и читала статьи, а со временем, поняв основы, продолжила развиваться самостоятельно.

rqoxvtqn454
Велес от Марии Коноваловой (Vereya)

Венцеслав Бочков: Восемь лет назад этому предшествовало несколько жизненных ситуаций, которые прямо таки толкали меня к тому. В итоге сомнения были преодолены, попробовал и мне понравилось! Никогда ранее не вырезал ничего, даже рисовать не умел (да и сейчас не умею), а тут сразу начало неплохо получаться, сделал вывод – делаю всё правильно, Боги благоволят.

Яромир Великородов: Начал я заниматься резьбой по дереву, тогда же, когда и переехал в деревню. Делал сначала маленьких кумиров, сантиметров 6 высотой и возил их в Москву на реализацию. Ведь раньше не было интернета.

ФТР: Когда Вы вырезаете из древа тот или иной чур, оберег или амулет, когда Вы, в буквальном смысле, соприкасаетесь с божественным, то какие чувства Вы испытываете в этот момент?

Заяц (Сергей): Наверное, тут будет уместно вспомнить именно работу с первым чуром. Именно тогда, в самые первые моменты соприкосновение с божественным, это было наиболее заметным, а в дальнейшем уже стало привычным жизненным состоянием.

Когда пришло осознание необходимости в создании домашнего алтаря, естественно были мысли, мол, а как его обустроить, каких богов вырезать, куда устанавливать и так далее. Информации особо не было, но из тех обрывков стихов из песен, фэнтези и рассказов, небольшого количества первой литературы (более радикально-политической, нежели языческой), я понял, что бог Велес наиболее подходит к моим творческим качествам. Это было именно знание от ума, логическое, а не внутренняя тяга и озарение. Но в моём случае, это был именно тот наиболее простой и мне более понятный способ, которым Велес указал Путь. Божественное умеет показаться через обыденное, надо только верно истолковать. И уже с этого момента можно говорить об ощущениях при соприкосновении. Пришла надобность в выборе дерева для чура, а это уже хождение по лесу: прислушивание к ощущениям, к какому дереву потянет, некоторое общение с природой, просьба дать нужное. А потянуло к орешнику, из которого и вырезал потом. И потом же узнал, что это одно из самых волшебных деревьев, наиболее соответствующих велесовой силе. Вырезал стараясь прислушиваться и к самому дереву, и вообще стараясь поймать поток нужной силы, чтоб рука сама шла в нужном направлении.

Это были первые шаги в работе с энергиями, что-то связанное с потоками силы с медитацией, что в дальнейшем стал практиковать. Но на тот момент, эти первые попытки наиболее запомнились. Когда изделие закончено, ощущается некоторое удовлетворение от того, что сумел выразить то, что требовалось, что впустил в этот обыденный мир часть незримого. Создал то, что другие не могут или не хотят. Сделал некоторый артефакт, с помощью которого можно прикоснуться к божественному.

В дальнейшем, эти навыки магической работы шли рядом с навыками чисто технического совершенствования — органично переплетаясь. Так и до сего дня продолжаю делать.

Мария Коновалова: Вдохновение, воодушевление, любовь и радость! Иного тут и быть не может. Хотя, при работе с темными Богами чувства бывают более… строгие, что-ли. Конечно, каждый отдельно взятый Бог в дополнение к названному вызывает свои эмоции, ведь они все абсолютно разные! И всегда есть уважение, это однозначно. Даже когда еще лик на брусочке не намечен, но я знаю, кого делаю, это уже Бог! Если я по неосторожности уроню заготовку — обязательно прошу прощения.

А еще, я всегда работаю только руками и не использую шаблонов. Потому что каждый кумир абсолютно индивидуален. Думаю, только так можно создавать подобного рода изделия.

g7nv latja0
Князь Святослав от мастерской «ДревоСлава»

Венцеслав Бочков: Я чувствую только радость от хорошо выполненной работы. Я считаю, что чур из сувенира превращается в нечто божественное, если его обладатель сам начинает его использовать для почитания данного Бога. Начинает относится к нему, как к инструменту для связи с Богом, для выражения своего почитания и благодарности к нему. Тогда Боги начинают ему покровительствовать.

Яромир Великородов: Когда я вырезаю, то я само собой, чувствую некое общение. Хочешь не хочешь, но ты общаешься с Богами. Во время того, когда ты вырезаешь, то ты думаешь о них, воспринимаешь их. И я практически каждый день вырезаю, соответственно, ежедневно общаюсь с Богами.

ФТР: Если не секрет, то какой заказ или личная работа запомнилась больше всего?

Заяц (Сергей): На первое место поставлю личную работу, что является уже целым храмом. Храм Морены, что построил на своей земле в деревне. Создание шло параллельно с моим становлением как язычника. На тот момент захотелось, чтоб был некий маленький садик, типа японского сада камней, в который можно прийти, посидеть, подумать или наоборот отдохнуть. И начал организовывать в деревне полянку, огороженную каменной стеной. Это была бывшая конюшня. И так вот год за годом, выстраивал каменную стену довольно высокую, бревно положил в качестве лавочки, ворота резные сделал, потом выложил каменный круг с алтарём, пока ещё никому из божеств не посвящённого. Просто не было осознания, для чего я это точно делаю, но была надобность, что это делать точно надо.

Потом осознание пришло! Сначала построил маленькую открытую беседку, где хранились ритуальные предметы, да и в целом, удобное место для практик. А потом разломал её и за пару месяцев выстроил небольшой храм, Марене посвящённый. Планировал только для себя, для своих нужд и практик, поэтому постройка небольшая. Хотя звучит как-то утилитарно… Этот Храм, как и любой магический артефакт, является точкой соприкосновения с незримым. И в этом случае, не столько я что-то делаю при помощи созданного изделия, а скорее уж присутствующая Сила через изделие взаимодействует и влияет на меня. Так же и в других изделиях. В этом и залог успешного взаимодействия, в понимании сути.

Есть чуть менее масштабное изделие. Вырезал чур Велеса довольно большой на продажу, но довольно сильно порезался в процессе, напиталось дерево сильно кровью и подумал, что видимо это знак. Оставил этот чур себе, стоит на домашнем алтаре теперь. Вообще, в процессе резьбы, уже режусь довольно редко, но если такое происходит, всегда капельку крови где-то на предмете оставляю. Особо отмеченное изделие получается.

Мария Коновалова: Пожалуй, больше всего запомнилась первая работа! И это не удивительно, ведь первый опыт он сам по себе всегда очень запоминающийся. Это был домовой. Мой домовой, который с тех пор проживает и хозяйничает в моем доме. Делала я его дешевыми китайскими стамесками. Хотя делала — это громко сказано. Ковыряла. Конечно, изделие получилось своеобразное, но все равно очень любимое. Из кумиров первым был Перун. Хотелось сделать подарок мужу. Как результат он остался в моей Божнице, дарить его я не решилась! А затем, со временем, руки почувствовали объём, Боги заговорили со мной и дело пошло.

w0nxqelizva
Кумир Белобога от Яромира Великородова

Венцеслав Бочков: Был один заказчик, заказывал несколько очень интересных кумиров, особо запомнилось тем, что каждый из них нужно было начинать делать в определённый день и час, иногда приходилось вставать середь ночи. Последний заказ он оплатил и не забрал, на сообщения перестал отвечать, я уж думал, что с ним что-то случилось. Но недавно написала женщина с вопросом по одному из этих кумиров, сказала, что получила его в подарок. Я ей ответил и справился о судьбе того человека. Ответила, что всё с ним хорошо, без подробностей… Такое не забудешь

Яромир Великородов: Наверное, это первый чур, которого я сделал, который был 30 сантиметров высотой. Я, если честно, вообще не ожидал, что его когда либо сделаю. Мне, конечно, это запомнилось надолго.

А из таких вот больших заказов — это заказ на пять двухметровых кумиров для капища. Мы с напарником их сделали и отправили на Сахалин. Запомнилось тем, что, во-первых, большой заказ и тем, что человек живя на Сахалине заказал себе кумиров и доставка ему, на самом деле, обошлась очень дорого: через всю страну проехать паромами, а потом на остров переправить и уже там тащить на место назначения…

ФТР: Какие плюсы и минусы Вы видите в современной родноверческой среде?

Заяц (Сергей): Вопрос слишком обширный, но попробую кратко ответить. Из плюсов можно назвать массовость, то есть язычников становится всё больше и больше. А уж из этого следует большой минус, что с массовостью падает качество каждого отдельного представителя. Если в начале двухтысячных нас было довольно мало, но каждый чувствовал при этом свою ответственность, каждый поступок или фраза обдумывался, выверялся, чтоб соответствовать своему статусу, чтоб не опозорить целое движение. А если подобное и происходило, то всегда внутри своего круга это решалось, порицалось, предотвращалось. Создавалось некое информационное поле которому хотелось соответствовать, подтягивать свои знания до уровня более старших и знающих. А те в свою очередь просвещали и делились адекватными знаниями с неофитами. Если человек сказал или написал какую-то чушь, всегда находились те, кто адекватно обоснует, в чём неправда, ну или хотя бы на смех поднимут. Что создавало некоторую атмосферу в которой вновь прибывший мог ориентироваться. Всегда было видно где адекватность, а где бред.

adcvs5sbw g
Деревянная обрядовая резная чаша в виде черепа сделанная Зайцем Мастером

Сейчас у людей отключились тормоза, каждый мнит себя великим посвящённым, потомком стародавних волхвов, родовым языческим колдуном и так далее. Вываливаются в информационное пространство гигабайты языческой писанины или видео, в чём сложно разобраться, ведь всегда оно выдаётся за истину. А багажа знаний особо-то и нету сейчас у новичков, чтоб можно было понять где правда. Осадить таких персонажей уже или некому, или просто-напросто, сил нет на каждого. Поэтому, как снежный ком множится откровенная дичь, по которой судят всех язычников в целом.

Мария Коновалова: Плюсы в том, что возрождение однозначно есть! Люди открывают глаза и вспоминают предков. Это прекрасно! Но, увы, и без минусов не обошлось: огромное количество новодела, выдуманного и ложного. И пусть люди просыпаются, но лень все равно превыше всего. Ведь куда проще прочесть статейку в сети, чем изучать серьезную литературу. И психологически приятнее поверить в красивую сказку, чем в реальность. Как результат, люди празднуют несуществующие праздники, вешают на шею символику с выдуманным названием и даже славят вымышленных Богов. Это все очень огорчает меня. Хотя, в общем и целом, лучше хоть какое-то движение, чем полное его отсутствие.

Венцеслав Бочков: Плюсы я вижу в том, что родноверческая среда привлекает очень много интересных и творческих людей. Люди почитающие Природу, как проявление Бога, почитающие её как Мать, относятся к неё бережно. Родноверы интересуются традицией и культурой своих Предков, восстанавливают и берегут её. Минусы же в том, родноверческая среда привлекает также и множество нечистых на руку людей, выдающих себя за волхвов, ведунов, шаманов и т.п., цель которых — это одурачивать доверчивых людей, получая за них деньги за различные «обучения», «посвящения», «тайные знания» и прочие «магические услуги». Очень много встречаю подобных, к сожалению.

Яромир Великородов: Я практически уже ни с кем и не общаюсь из родноверческой среды, так как живу в деревне и не выезжаю особо в город, а все крупные славянские праздники у нас в них и проходят.

Плюсы в том, что, конечно, очень много стало людей, которые этим заинтересовались. Их больше, нежели 15-16 лет назад тому назад. Это большой плюс! А минусы… Всегда есть в какой либо организации и течении фанатичные представители, с отсутствующим критическим мышлением. Если какой-то диванный волхв напишет статью, то они ему свято верят без доказательства. Людям не нужны доказательства и чем больше ахинеи, тем святей они верят… Это большой минус, к сожалению. И на этом сейчас очень много спекуляций.

ФТР: И напоследок, чем планируете заниматься дальше и какие планы у Вас? Какой проект или изделие Вы бы особенно хотели воплотить в жизнь?

Заяц (Сергей): Дальше планирую заниматься всё тем же, насколько сил и здоровья хватит. Немного пытаюсь просветительские видео снимать, обучающие и информационные, но времени и сил между заказами не всегда хватает. Также переехал с семьёй жить на земле, соответственно, на этом новом месте тоже хотелось бы ещё один Храм построить, побольше, более продуманный, более пригодный для посещения и коллективных обрядов. Но пока финансовый вопрос останавливает. А так, больше хочется делать масштабных предметов для больших алтарей, храмов, капищ. Но мало кому оно сейчас актуально, храмов и капищ на частной земле не так уж и много пока.

Мария Коновалова: Собственно, путь выбран и я иду вперед. Главная цель — совершенствоваться. Проектов и идей много, но я предпочитаю двигаться медленно, но вдумчиво и с душой. А сейчас каждая работа для меня — любимый и бесценный опыт!

nwovwutzau8
Чуры от мастерской «ДревоСлава»

Венцеслав Бочков: Планирую заниматься тем же, чем занимаюсь сейчас: радовать людей своими деревянными изделиями. Новые проекты периодически возникают, вдохновляют, мотивируют развиваться и двигаться вперёд, от их воплощения я испытываю радость и вкус Жизни. Моя мечта, которой ещё предстоит воплотиться, это собственный дом с просторной мастерской, где по-настоящему можно будет размахнуться!

Яромир Великородов: Также, пока есть руки и ноги, хочу заниматься резьбой по дереву и воплощать лики славянских Богов. Планирую также посадить большой сад, который со временем превратиться в дендрарий. Хочется посадить побольше экзотических деревьев, которые могут расти у нас в калужской полосе. Эту мечту постепенно воплощаю, хотя, увы, не хватает земли, а хотелось бы ее побольше…

Многие люди просят сделать пантеон скандинавских Богов. Возможно, возможно, придется в своем стиле сделать и их. Хотя, честно говоря, мне не особо их хочется делать. Ведь я славянин и живу на славянской земле и мне хочется свое свободное время больше отдавать родной культуре.

Поиск

Журнал Родноверие