Самым действенным средством контрацепции был церковный пост.

"Купалу называют "соботкой", то есть "событием", совместным сбором. Сюжеты купальских песен связаны с традиционной эротикой на игрищах, с обязательным купаньем и с отголосками жертвоприношений дэвушек божеству реки".

- О таком начали писать историки-романтики в конце XIX века. Царило национальное возвышение, а еще-увлечение античной мифологией. Вот и пытались привязать ту традицию к нашей. Тот же рыбаков – не документальный источник. Он реконструктор, работавший по заказу советской власти. Никаких достоверных сведений об оргиях на Ивана Купала не имеем. В то же время еще в XVII веке священники сетовали, что молодежь в эти дни сплачивается и развращается. 22 июня – летнее солнцестояние, время наибольшего буйства природы. В этот период люди могли делать то, что было запрещено в другое время. Собирали травы, прыгали через костер, возможно, качались по земле. Сомневаюсь, что доходило до чего-то большего.


Ирина Игнатенко, 35 лет, этнограф. Родилась в Киеве. Семья происходит из житомирского Полесья. Окончила филологический факультет столичного Национального университета имени Тараса Шевченко. Преподает здесь этнологию. С 2003-го каждое лето ездит в этнографические экспедиции по селам Украины. Защитила кандидатскую диссертацию: ”Народная медицина в традиционной культуре украинцев Центрального Полесья”. Автор книг ”Женское тело в традиционной культуре украинцев”, ”Народная медицина украинцев Среднего Полесья”, ”Жизненный цикл человека в обрядах и верованиях украинцев”. "Кайдашеву семью" Ивана Нечуя-Левицкого перечитала более 50 раз. Также любимые авторы-Владимир Лис и Марина Гримич. Слушает этномузыку – группы ”Роксолания”, ”Божичи”. Воспитывает дочь 6-летнюю Марию

Однако про свои Притулы и первые разы люди говорить любили, и сейчас охотно вспоминают. Бывает, приходишь во время экспедиции – бабка при смерти лежит. Начинаешь расспрашивать" об этом " – оживает, глаза горят. Садится на скамейке и рассказывает.

- Почему больше всего предрассудков в народной традиции связано с женской физиологией?

- Женский организм живет циклами, поэтому всегда был загадкой. Появление месячных – это маркер, что девушка уже может выходить замуж, беременеть и рожать. Но менструальную кровь считали нечистой. Соответственно, женщина и девушка в дни месячных – также нечиста. В" эти дни " ей желательно было сидеть дома. Не допускали к хозяйке. Если придет на роды – нанесет вред младенцу. Повитухой не могла стать женщина, у которой бывают месячные – даже если ей уже за 60 лет. На похоронах появляться также запрещали. Если этого невозможно было избежать, должна была держать при себе оберег: изделие из хлеба, зерно, красную ленту или что – то железное-иглу или гвоздь.

Белья не носили. Ближе к телу была рубашка из натурального полотна. Месячные часто называли "рубашня", потому что пятна крови невозможно было отстирать. Девушки пытались скрыть свою месячную кровь, а замужние женщины могли ходить в обльопаних рубашках. "Да вот так подтерлась и пошла", – говорили мне.

Менструальная кровь считалась опасной для противоположного пола. Она вытекает из влагалища, которое считали каналом в потустороннее, что может затянуть в себя и укусить. Соответственно и кровь, которая выходит "оттуда", – грязная и опасная. Если ее примешать мужу к питью, то можно было приворожить его на всю жизнь. Так же нечистой считалась кровь, которая вытекла при рождении ребенка. Женщина после родов 40 дней не выходила на люди.

- Зато кровь после дефлорации считалась священной.

- Перед тем как девушка выходила замуж, ее проверяли на девственность. Это делали в воскресенье вечером на усадьбе молодого. Молодоженов после праздничного стола провожали в кладовку и стелили им простыню. На осуществление акта давали не более получаса. Ждали под дверью, распевая неприличные песни вроде: "Ой на горе куры гребутся, а в амбаре молодые їбуться. И не кишите, и не гакайте, сыпьте ей семя, чтобы привыкла к нашему петуху". Или приличнее:"не уходи, девочка, в поле: там тебя бугай сколет длинной Тычиной, не будешь девушкой".

Если мужчина от волнения и шепота за дверью не мог справиться, это мог сделать его старший дружко – как правило, близкий родственник. Когда такого не было, за работу брались свашки – пальцами "добывали калину". Рубашку или простыню с кровью торжественно носили по деревне, даже вывешивали на шесте. Считали, что кровь честной невесты принесет в дом урожай и долголетие. Иногда той окровавленной холстиной трепали над овощами – освящали ее на урожай.

Если невеста оказывалась нечестной, ее высмеивали, могли даже избить.

- В то же время у украинцев существовал обряд притулы – совместное спание девушек и парней на вечеринках. Как так?

- Про притулу говорили: "обмакнуть кончика". Это не секс, а такое нечто, наполовину. Конечно, не всегда так получалось. Полового воспитания не было. Случалось, девушки беременели и сами не понимали, как к ним этот ребенок "прицепилась". Вступить в половую связь – по любви или по незнанию – не боялись. Страшно было забеременеть. Потому что ответственность за это возлагалась только на девушку. "На козаку нема знаку" – парня община могла максимум побить. А дальше женись на ком хочешь.

Жизнь же девушки менялась кардинально. К покрыток – женщин с внебрачным ребенком – относились враждебно. Это были потенциальные любовницы для женатых мужчин. Ибо живет сама, в хозяйстве помочь некому, да и секса хочется. Покритку не приглашали на свадьбу, чтобы случайно не запрограммировала такую же судьбу невесте. Жениться на ней мог только вдовец.

- Родители не чинили препятствий, чтобы их дети не ходили на Притулы?

- Люди понимали, что молодежь должна где-то получить половой опыт. Мне на Харьковщине говорили:"мы детей на вечерницы иногда сами отправляли". Потому что зимой на печи спит баба, на скамье – дед, а взрослые дети – с родителями рядом. Так и до инцеста дойти могло. Проще было отпустить молодежь. Парадокс: на вечерницы ходить можно было, а когда видели, что парень и девушка где днем стоят и говорят – разгоняли и ругали. Это считали неприличным. Молодые люди могли спокойно пообщаться только в воскресенье после церкви.

Парни были мобильнее девушек. Могли ходить от села к селу или от угла к углу-если село было большое. Девушки сидели в своем углу и ждали, когда к ним придут. Для этого прибегали к суевериям – варили кашу в горшке, закапывали его в углу на распутье. Когда ребята приходили к ним на вечерницы, каждая старалась показать, какая она хозяйка, как красиво танцует, шьет, и что с ребятами "ночует". Потому что тех, что шли домой, не так охотно сватали. А в девках засидеться никто не хотел.

- В каком возрасте брались?

– Для девушек оптимальными считались 15-18 лет. К этому времени нужно было успеть найти тебе пару. Ведь подрастало еще младшее поколение. Случалось, что приходят свататься к младшей, а им ставят старшую: "Какая вам разница? Она из одного рода, с таким же приданым. Зачем вам Марина? Берите Горпину".

Ребятам давали больше времени-до 20 лет. После этого их уже называли перестарками. Неженатые и незамужние имели очень низкий статус. Не всегда под венец шли по любви. Действовали прагматично: он трезвенник, она работящая – почему не жениться?

- Как предотвращали беременность?

- Самым простым средством контрацепции был незавершенный половой акт-как говорила мне одна бабушка, "в сторону, в кусочке". Но боялись, что из выброшенного мужского семени родятся черти. Говорили, что все дети, которых женщина должна родить в течение жизни, сконцентрированы в ее менструальной крови. Если заляпанную кровью рубаху постирать и ту воду вылить свиньям или на костер, то есть "изничтожить", то женщина не будет беременеть. Но такое считали большим грехом. Действенное регулировали рождаемость церковные запреты. Люди имели четыре больших поста в год, постились каждую среду, каждую пятницу и на большие праздники. Во все эти периоды секс был недопустимым.

- К абортам прибегали редко. Делали их гусиным пером или веретеном. Часто это заканчивалось трагически-женщины умирали или получали воспаление.

Если мужчина и женщина были здоровы, дети появлялись чуть ли не каждый год. Рожали и в поле, и на огороде, и в лесу. Не одна бабка мне говорила:"да я с таким пузом себе мешка на плече – и понесла". Малышей привлекали к работе, только что останавливались на ноги. Смотрели за детьми мало. Половина умирали от недосмотра. На Ровенщине рассказывали, как в конце XIX века женщина отреагировала на мать, которая плакала во время похорон своего младенца: "Тю, дура! Я думала, что у тебя настоящее горе случилось – может, кабан сдох. А то ребенок умер. На следующий год еще родишь".

- Часто прибегали к супружеским изменам?

– Главное было – не расставаться. Одна женщина рассказывала о неверном муже: "я знала, а что тут такого? Вечером мне сам придет, расскажет. Мы еще посидим, обсудим, посмеемся. И что? И мне хватит. У него не сотрется". Гуцулы считали, что неприлично женщине не иметь любаска. К этому относились нормально и снисходительно. Особенно, если женщина была молода, а ее муж старше: дед уже ничего не может, а ей нужно.


Невеста из Киевщины. Рисунок Федора Солнцева, 1847 год

У русских существовал обряд "снохачества", когда свекор спал с невесткой. Иван Франко писал об этом: "В Украине такого позорного обычая зафиксировано нигде не было. Единичные случаи встречаются только в далеких карпатских селах".

"Адам зачал шить из-под ног, оставив фостик от нити с пуговицей"

Первым Бог создал мужское тело, по народным легендам. Женщину доработал позже – "чтобы ему было не скучно". Библия говорит, что Бог создал женщину из ребра мужчины. Но люди додумали "народно-пошлые" уточнения.

В Купянске на Харьковщине записано предание: "видит Бог, что Адам все же скучает, и говорит сам к себе:" не хорошо быть мужчине одному, создам ему женщину по образу его. С чего только ее создать? Из глины-не будут любить друг друга. Возьму часть у Адама и создам из нее женщину, чтобы они прилепились друг к другу, были одно тело. С чего же взять? Из головы? Будет очень умна, станет главой мужа. С руки? Возьмет мужа в руки. С ноги? Будет бегать от мужа. Возьму ребро с левой стороны от самого сердца, из-под руки, чтобы сердечно любила мужа и была у него под рукой".

Почти во всех народных легендах женщину создавали дважды, потому что в этот процесс вмешался черт. Адамово ребро, которое Бог вынул из мужчины и поставил сушиться на солнышке, похитил пес и надгрыз его. Богу пришлось делать женщину уже из испорченного материала. Поэтому женщин иногда называют "собачьим огрызком"или" чертовым хвостом".

"Как Бог сотворил мир, поставил довершить свое творение чем-то благороднейшим и сотворил мужа Адама, – повествуют на Гуцульщине. — Жил себе Адам в раю и хоть имел всего по достатку, то все за чем-то банировал. Познал господин Биг, чего Адам банирует — за женщиной, видите! — замыслил он сотворить женщину и сделать из нее Адамовы неожиданность. Когда раз Адам заснул, пододвинулся к нему Пан Бог на пальцах, отворил ему грудь, вынул из них одно ребро, положил за себя, а сам начал дырку в груди залатывать. Тем временем набежал пес-занюхал осхабину! — и ним барин бежал, схватил ребро да и удрал с ним. Бог пустился собаку догонять, но собака умная: к плоту, да и гоп – через него. Ледви успел Господин Бег поймать его за фист, но как-то так поезд несчастливо, что фист остался объема в руках, а пес с ребром уйшов. Что должен был господин Биг делать? Ведь не имел еще второе ребро Адамовы вынимать! Поэтому взял и с фоста собачьего сотворил Еву. Поэтому то у женщин такое волосье длинное, как собачий Фист".

На Херсонщине эта легенда несколько изменена-Бог создал женщину не из собачьего, а из лисьего хвоста. При этом сказал: "не слушаешь меня, Адам, – послушаешь лисьего хвоста!"

Жители Подолья так объясняли разные половые органы у мужчины и женщины: "ибо то говорят, что Бог, как сотворил мужчину и женщину, то они совсем распорены были. И Бог дал Адамовы два клубочки ниток, чтобы он сшив себе. Но Адам зачал шить из-под ног, оставив фостик от нитки с пуговицей. Как дошил до горла, то еще осталось ниток комочек. Он его оставил под горлом. И тот зарос, и из-за того теперь каждому мужчине под горлом ест будто яблоко, будто клубочек. Адамова женщина взяла свой комочек. Но єї надо было на что-то нитей, она немного взяла с того клубочка. А как пришло й, зачала шить от горла в долину, да и при самом коньке ниток не стало, и уже нечем было зашить. Да и осталось не зашито, потому что Бог больше таких нитей не дал. А вторые говорят, что Адам как ликав яблоко, то подавился. И на тую память всякому мужчине ест будто яблоко на горле".

Поиск

Журнал Родноверие