В связи с публикацией в октябре 2016 года «Положения о Вечевом центре» и открытием Информационной группы Вечевого центра (ИВЦ) для посетителей ресурса вКонтакте редакция взяла интервью у его представителей. На вопросы любезно согласились ответить:

image002 1

Иггельд (Дмитрий Гаврилов),волхв, сооснователь Международного общественного движения «Круг Языческой Традиции» (КЯТ) и его Совета, сооснователь и координатор Научного и творческого объединения «Северный ветер», участник Международной Языческой Федерации (Pagan Federation International, PFI)

image004 1

Ведослав(Тимофей Колыженков), cопредседатель Совета международного общественного движения «Круг Языческой Традиции», жрец и руководитель Обнинской языческой общины «Велесова Тропа»

image006 1

Гвиддон(С. Плонский), Верховный жрец Гарднерианской традиции Ведовства, основатель общины «Серебряный Круг», национальный координатор Российского отделения Международной Языческой Федерации

image008 1

Полина ParNada (Полина Лопухина), координатор Московского Дома Виккан, участница «Викканского Альянса».

Помимо основной задачи, задекларированной ещё при создании Центра, много внимания в выступлениях и программных документах уделяется сугубо светской деятельности: организации не связанных с обрядностью мероприятий, просветительской, волонтёрской и исследовательской работе. Стоит ли размениваться на «мелочи»? Мелочи ли это? Зачем всё это нужно?

Иггельд:

Такого рода деятельность нужна и для воспитательных целей — воспитания на прикладной работе нового поколения язычников, и для создания положительного образа язычника в глазах той части общества, что смотрит на язычников настороженно. Те, кто смотрит волками — они так и будут продолжать это делать. Свои фанатики есть как в неоправославии, так и у неоязычников.

Ведослав:

Вечевой центр не является религиозной организацией, более того, на встрече основателей прозвучало много слов как раз о том, как защититься от возможного преследования со стороны представителей закона и авраамических религий из-за отличия в мировосприятии — нашего сугубо мифологического от их ортодоксального религиозного. Светская деятельность Центра предоставит возможность судить о нас по нашим делам, что, я надеюсь, положительно скажется на имидже языческого движения в целом. Ну и, конечно же, мы должны воспитывать новое поколение по мере наших сил, что невозможно без разнообразных, чисто светских, мероприятий.

Гвиддон:

Нет, это не мелочи. Язычники являются частью общества, и, при наличии желания и возможностей, почему бы не поддержать развитие проектов, направленных на общее благо, которые совпадают с нашими ценностями. Для себя лично могу отметить, что мне важны проблемы защиты окружающей среды, защиты животных, помощи детям. Международная Языческая Федерация организовывает волонтеров для уборки парков Москвы каждую весну. Кто-то в личном порядке является волонтером в детских домах, кто-то собирает вещи для приютов для животных или участвует в проектах по переработке мусора. Почему бы и Вечевому центру не способствовать вовлечению своих членов в подобные благотворительные мероприятия, если у участников есть такое желание?

Полина ParNada:

Я, честно, слегка удивлена этому вопросу. Как просвещение, волонтерская или исследовательская работа может быть мелочью? Это важная часть деятельности, которая помогает нам интегрироваться в обществе, а не выпадать из него. И это очень важно!

О Вечевом центре

1.1.Вечевой центр (далее Центр) — действующее на постоянной основе собрание (совещание) деятельных и влиятельных сторонников Традиционной культуры и Природной веры, преимущественно представителей разных ветвей Традиции и разных языческих объединений (а также, в оговоренных основателями и основательницами случаях — иных учреждений, групп, общин, коллективов и лиц).

1.2.Центр создан с целью полезного обмена опытом и идеями, обсуждения общих дел и важных вопросов возрождения Традиции, с намерением в перспективе учредить Содружество объединений на основе единого языческого миропонимания и мировоззрения, единых подходов к исследованию и сохранению Обычая.

1.3.Центр и все входящие в него субъекты действуют в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и стран, на земле которых осуществляется деятельность участников Центра.

1.4.Центр строится на признании разнообразия языческих путей, все его участники и участницы придерживаются принципа невмешательства во внутренние дела объединений и иных субъектов, чьи представители участвуют в работе Вечевого центра.

1.5.Конкретные вопросы теологии язычества, вопросы политических взглядов, морально-нравственных убеждений и эстетических предпочтений участников или участниц Центра, не вступающие в противоречие с законом (см. выше) и нормами общественной договороспособности, остаются личным делом каждого участника или участницы. Они не регламентируются Центром, если не вступают в противоречие с ценностями и основами сотрудничества, заявленными в настоящем Положении.

(…)

Правила приёма в Центр

2.1.Участником или участницей Центра может быть человек языческого мировоззрения и миропонимания, последовательный сторонник Природной веры и традиционной культуры:

— строящий свои разыскания различных сторон Традиции и Обычая на основе научно-подтверждённых исторических свидетельств и первоисточников: исторически-достоверно существовавшей мифологии, эпоса, описаний очевидцев, фольклорных материалов и живой народной традиции, формировавшейся из разнородных источников в противовес Книгам Откровения;

— признающий свой опыт в Традиции и свои выводы, в случае отсутствия их научного подтверждения, — индивидуальным опытом, не претендующим на историчность;

— признающий существование и действие во Вселенной множества (двух и более) самостоятельных Высших личностных Сил, достойных в равной степени почитания Сверхличностей и Сверхсущностей — Богов и Богинь, а также природных духов;

— достигший 25-ти летнего возраста и получивший рекомендацию от основателя или основательницы, действительного участника или действительной участницы, либо направленный в Вечевой центр известный, авторитетный и полномочный представитель языческого объединения, учреждения, группы, а также, в порядке самовыдвижения, деятельный участник языческого Возрождения, оказывающий своими делами, творениями, информационными ресурсами, находящимися в его распоряжении существенное влияние: а) на единоверцев и единомышленников; б) на Внешний круг людей, сопереживающих ценностям Природной веры. При необходимости, в исключительных случаях, по решению основателей и основательниц, участником (или участницей) Центра может стать гражданин (или гражданка), начиная с 21 года;

— открыто заявивший о своей поддержке целей и ценностей, обозначенных в «Слове о Вечевом центре...» и настоящем Положении.

(…)

Поле деятельности Центра

3.1.Основными направлениями деятельности являются:

— информационное взаимодействие языческих объединений, учреждений, групп через своих представителей, основателей/основательниц и действительных участников/участниц Центра;

— правовая, деловая и взаимная информационная поддержка деятельности основателей/основательниц и действительных участников/участниц Центра;

— проекты основателей/основательниц и действительных участников/участниц Центра культурно-просветительского (лекции, беседы, концерты, чтения, конференции, представления результатов творчества), экологического (высадка деревьев, очистка природных парков и лесов и т.д.), благотворительного (помощь волонтёрам или напрямую детским домам, приютам для животных и т.д.), оздоровительного (физкультура и спорт: проведение соревнований, состязаний, открытых встреч, мастер-классов и т.п.) и иного характера;

— ресурсная поддержка проектов отдельных деятелей, общин, групп, учреждений и объединений, если эти проекты представляют интерес с точки зрения Центра;

— консультации представителей той или иной ветви Традиции по возникающим вопросам духовной практики;

— взаимодействие со СМИ, представителями бизнеса и государства в качестве представительного и авторитетного Центра языческого движения.

(…).

[1] Фраза, которую редакция выделила, и под которой готова подписаться обеими руками.

Первый вопрос к тем, кто стоял у истоков создания Вечевого центра. Как и когда у его будущих основателей возник сам замысел?

Иггельд:

Идея такого Центра, в котором представители разных языческих объединений и ветвей Традиции с пользой для движения за сохранение дохристианских верований и традиционной культуры обменивались бы мнениями и информацией по общим вопросам, касающимся их всех, возникла не спонтанно. Практически сразу после Летнего солнцестояния, в начале третьей декады июня 2016 года, в связи с появлением «законопроекта Яровой», начались консультации самых разных деятельных участников и участниц языческого Возрождения в России, что ожидать от нововведений.

Исторически так сложилось, что где-то с 2008 года, то есть уже восемь лет на тот момент, была налажена регулярная совещательная связь между Союзом Славянских Общин Славянской Родной Веры (далее — ССО СРВ), Содружеством общин «Велесов Круг» (далее ВК) и международным общественным движением «Круг Языческой Традиции» (далее – КЯТ). Приблизительно с того же периода мы в КЯТ информационно взаимодействовали с российским представительством PFI — Международной Языческой Федерации (некогда, в 1970-х, основанной последователями Европейского Ведовства). Идея о более широком обсуждении перспектив, в связи с некоторыми неясностями в упомянутом законопроекте, и выработке единой линии поведения совместно с представителями разных ветвей Традиции родилась в процессе первого же обмена мнениями лидеров и представителей этих объединений и организаций.

Уже в конце июня практически ежедневно шло обсуждение, вовлекающее всё большее и большее число участников и участниц, в том числе от организаций стоящих на позициях Родноверия (Славянского язычества), Викки, Трота (Асатру) и Эллинской веры из самых разных городов России. Стало ясно, что необходима встреча вживую, очная встреча, поскольку Интернет-общение носит всё же неестественный характер, а хотелось бы видеть человека в глаза, чтобы ему довериться. Дату согласовывали долго и тщательно так, чтобы на неё прибыло наибольшее число из тех, кто принимал участие в «виртуальном» обсуждении». Это заняло ровно два месяца, с 26 июня по 26 августа.

Постепенно за эти два месяца приватного сетевого общения выяснилось, что есть множество иных тем, кроме «проекта Яровой», которые все готовы охотно и с пользой для себя обсуждать. Между тем, хотя проект был принят, многие юристы, к которым мы обращались за консультациями, подтвердили, что он не ставит целью как-то попрать созидательные языческие проекты и объединения, при соблюдении ими прежних «норм приличия». Но не отменять же уже столькими трудами согласованную и выстраданную встречу?

При подготовке черновика будущего протокола собрания в сухом остатке в 20-х числах августа 2016 года образовалась страница текста, которая предварительно была разослана всем участникам предстоящего живого совещания в Коломенском в Москве. Документ обсуждался на этой встрече открыто по распечаткам, тут же в них вносились коррективы, вычёркивали спорные моменты, вносили устраивающие всех формулировки. Так что окончательный вид «Слово о Вечевом центре и Содружестве языческих объединений» приобрело 27 августа и оставалось лишь согласовать его с теми, кто всё равно не сумел на встречу прибыть сам. Это заняло ещё несколько дней.

Однако, как все понимают, на одной странице можно уместить лишь тезисы. Поэтому понадобилось ещё дополнительное время для составления «Положения о Вечевом центре» и принятии его вечевым образом представителями разных направлений язычества и разных языческих объединений, организаций, групп, проектов. Поскольку всем хотелось бы быть предельно справедливыми при решении таких сложных вопросов даже просто информационно-аналитического взаимодействия, то в начале сентября в Вечевой центр, для соблюдения паритета и объективности, были приглашены дополнительно деятельные участники и участницы ССО СРВ, ВК, Олимпийской религиозной лиги «Освобождение разума», «Викканского Альянса» и Дома «Варген». Таким образом, у истоков создания Вечевого центра по праву стоят 25 основателей и основательниц из Волгограда, Калуги, Москвы, Новосибирска, Ногинска, Подольска, Обнинска, Омска, Орла, Пермской области, Рязани, Санкт-Петербурга (по алфавиту).

Ведослав:

Инициатором встречи представителей языческих объединений и общин выступили участники PFI (Международной Языческой Федерации) и КЯТ («Круга Языческой Традиции»), и предполагалась она изначально для обсуждения вышедшего закона о миссионерской деятельности и возможных сложностях в связи с этим законом для язычников всех Традиций.

Но, поскольку в процессе согласования даты предстоящей встречи этот закон, фактически, был уже рассмотрен нами в приватном обсуждении в Интернете, было бы глупо упускать такую возможность, как встреча стольких известных представителей объединений и общин. Вот и возникла идея пойти дальше, вынести на обсуждение в историко-архитектурном заповеднике «Коломенское» предложение о создании Вечевого центра (далее Центра). Обсуждение на встрече вышло достаточно бурным, с несколькими острыми моментами (которые и по сей день периодически волнуют умы персоналий, достаточно далеких от Центра), но, тем не менее, решение о его создании было полностью поддержано.

Гвиддон:

Думаю, что у каждого из нас будет свой ответ. Я помню, как мы обсуждали с Иггельдом возможные последствия принятия так называемого «пакета Яровой» в июне 2016-го года. Уже не помню точно, у кого именно первого возникла мысль пообщаться с главами других общин и прочими разумными людьми, узнать, что они думают об этом законопроекте. Мне было интересно понять, что думают остальные представители языческих общин, какие риски видят они. Так возникла идея собрать многих активистов разных общин, традиций и путей в одном месте, познакомиться, поделиться своими соображениями.

Иггельд:

Крупные языческие объединения в России, существующие по два или полтора десятка лет, по моим наблюдениям, подошли к порогу стабильности состава, если и есть какой-то численный рост в индивидуальном порядке, то число вступающих коллективных участников равно в среднем числу исключённых или распавшихся общин. Потому, на мой взгляд, для таких объединений, как ССО, КЯТ, ВК, дальнейший, следующий по логике развития шаг, это Содружество объединений, построенное на принципах конфедерации для получения на основе такой своеобразной «синергетики» нового импульса для развития.

Для более новых объединений, как то родноверческая «Родная Земля» или тот же «Викканский Альянс», это возможность коллективного обмена опытом и перспектива избежать всех тех ошибок, что совершили на своём пути ранее существовавшие объединения.

На мой взгляд, в предстоящее десятилетие отдельным общинам уже не выстоять перед той войной клерикализма, что нас ожидает. Она уже поднялась. И вот-вот первый вал нас накроет. Хороший выход — либо организация совсем молодых собственных объединений общин (домов, годордов, ковенов и т.д.) с перспективой направить своих представителей в Вечевой центр, либо вхождение в уже существующие объединения. Исторический опыт учит нас, что с глобальными бедами можно справиться лишь всем миром. Мы создаём положительный образец для подражания многим пока ещё разрозненным языческим группам.

Значительное число, судя по опросам PFI, «вольноопределяющихся» единоверцев — то есть последователей Природной Веры вне групп, общин, ковенов, домов, годордов, иных организаций — с возникновением Вечевого центра получают, как это сейчас модно говорить «социальный лифт». Все действительно творческие и конструктивные начинания ярких и деятельных людей — на поприще умных разысканий (науки и аналитики), традиционной культуры, науки и искусства, организации коммуникаций и управления информационными потоками в рамках действующего «Положения о Вечевом центре» — могут быть поддержаны и продвинуты в тех объединениях, представители которых есть в Вечевом центре. Мы также продемонстрировали, что объединяющее нас мифологическое мышление, не важно, на каком языке мы называем и восхваляем Богов и Богинь, реальная основа для нахождения самых разных точек соприкосновения.

Единственное, чем Центр, как целое, не занимается, так это общей религиозной и политической деятельностью.

Ведослав:

Как обсуждалось на встрече основателей и основательниц, Центр может быть полезен объединениям и общинам, в первую очередь — для обмена информацией и для правовой и юридической поддержки, что очень важно в наше время. Касаемо «вольноопределяющихся», мне не совсем понятен этот термин. Если это человек, который не принимает ценностей имеющихся (в том числе и представленных в Центре) общин и объединений, не принимает их «вектора движения», ему никто не нужен, то это скорее «изгой» и такому человеку Центр также, наверняка, не нужен. Либо человек принимает ценности и философию общин и объединений частично и является, скажем так, «своим человеком». Такому единоверцу будет интересно участвовать в деятельности ВЦ, будет что предложить от себя.

Гвиддон:

Для меня, в первую очередь, Вечевой центр — это информационная площадка по обмену мнениями представителей разных языческих традиций, разных общин, в разных городах. Возможность понять лучше точку зрения, отличную от моей, понять лучше традиции и обычаи других язычников. Наладить связи между людьми. Если нужно, оказать помощь, если люди в беде. Вечевой центр также предоставляет людям возможность участвовать в совместных информационных проектах, предоставляет площадку для размещения адекватной информации о разных языческих традициях, верованиях, обрядах.

Полина ParNada:

Я вижу задачу Вечевого центра в том, чтобы давать язычникам шанс делать что-то вместе, реализовывать совместные проекты. Многие в это плане говорят, что «но вот есть уже такое объединение» и называют какое-нибудь. Но суть в том, что таких объединений мало и не многие до них добираются. К тому же у каждого объединения своя специфика, которая не ограничивается только подходами и правилами… даже просто атмосфера в разных объединениях разная. Я не хочу сказать, что ВЦ это «ещё один КЯТ или PFI», но даже мысль дублировать некоторые задачи других организаций меня не пугает.Я викканка, в нашей религии мы понимаем ценность различий, ценность маленьких самостоятельных объединений. Никто из виккан не скажет «эй зачем вам создавать еще один ковен, ведь вон там есть уже». Я знаю, что некоторых язычников реально тревожил тот факт что «зачем создавать еще одно объединение», но вот лично меня конкретно этот тезис не волновал ни разу.

Так же я вижу дополнительный плюс в том, чтобы разные язычники видели друг друга и общались друг с другом. Общались, не просто высказываясь в стиле «я художник, я так вижу», но общались в деловом плане. Обсуждая разные проекты, идеи, проблемы, мы становимся ближе. Мы перестаём быть «разными течениями язычества» и становимся «язычеством» в более мощном смысле этого слова[1].

Помимо основной задачи, задекларированной ещё при создании Центра, много внимания в выступлениях и программных документах уделяется сугубо светской деятельности: организации не связанных с обрядностью мероприятий, просветительской, волонтёрской и исследовательской работе. Стоит ли размениваться на «мелочи»? Мелочи ли это? Зачем всё это нужно?

Иггельд:

Такого рода деятельность нужна и для воспитательных целей — воспитания на прикладной работе нового поколения язычников, и для создания положительного образа язычника в глазах той части общества, что смотрит на язычников настороженно. Те, кто смотрит волками — они так и будут продолжать это делать. Свои фанатики есть как в неоправославии, так и у неоязычников.

Ведослав:

Вечевой центр не является религиозной организацией, более того, на встрече основателей прозвучало много слов как раз о том, как защититься от возможного преследования со стороны представителей закона и авраамических религий из-за отличия в мировосприятии — нашего сугубо мифологического от их ортодоксального религиозного. Светская деятельность Центра предоставит возможность судить о нас по нашим делам, что, я надеюсь, положительно скажется на имидже языческого движения в целом. Ну и, конечно же, мы должны воспитывать новое поколение по мере наших сил, что невозможно без разнообразных, чисто светских, мероприятий.

Гвиддон:

Нет, это не мелочи. Язычники являются частью общества, и, при наличии желания и возможностей, почему бы не поддержать развитие проектов, направленных на общее благо, которые совпадают с нашими ценностями. Для себя лично могу отметить, что мне важны проблемы защиты окружающей среды, защиты животных, помощи детям. Международная Языческая Федерация организовывает волонтеров для уборки парков Москвы каждую весну. Кто-то в личном порядке является волонтером в детских домах, кто-то собирает вещи для приютов для животных или участвует в проектах по переработке мусора. Почему бы и Вечевому центру не способствовать вовлечению своих членов в подобные благотворительные мероприятия, если у участников есть такое желание?

Полина ParNada:

Я, честно, слегка удивлена этому вопросу. Как просвещение, волонтерская или исследовательская работа может быть мелочью? Это важная часть деятельности, которая помогает нам интегрироваться в обществе, а не выпадать из него. И это очень важно!

Иггельд:

Основной проблемой Вечевого центра является нетерпение части единоверцев, воспитанных в условиях развитого Интернета. Язычество — это вера, миропонимание, мировоззрение, основанное на опыте предшествующих поколений и ощущении принадлежности к Традиции в глобальном смысле. Образ мысли и действия язычника не исчерпывается его пребыванием в блогах. Блог — это инструмент, и всё. Отруби электричество, и конец всему блогерному неоязычеству. Я больше чем уверен, что те, у кого ничего нет за душой, кроме их самолюбования в Интернете, будут всячески стравливать и сталкивать между собой язычников славянского толка с последователями Северной Традиции или той же Викки. С первых же дней создания Вечевого центра такие попытки по расколу предпринимались, они будут и далее. Но пока у всех основателей и основательниц Вечевого центра, начавших свой путь в язычестве достаточно давно, хватило опыта, ума и такта отделять зёрна от плевел. Надеюсь на это и в будущем. Процессы в Интернете протекают гораздо быстрее, чем в реальном, окружающем нас социальном мире и не подчиняются законам календарности мира живой Природы. Не стоит торопить события и подгонять их к ритмике Интернета. Для всякого дела должны созреть условия. Особенно для такого, как то же Содружество языческих объединений России и его признание на государственном уровне.

Ведослав:

Поскольку мы все люди взрослые, со своими проблемами, особенностями характеров, жизненными позициями и т.д., то возможны и даже закономерны разногласия и сложности, которые необходимо преодолевать для полноценной совместной работы. Надо стараться ставить общее выше личного. Преодолевать, но не переступать через себя.

Гвиддон:

С моей точки зрения, это, в первую очередь, налаживание связей и конструктивного диалога. Выработка общих позиций, работа и над собой тоже, для того, чтобы понять лучше точку зрения другого человека. Мы все разные, у каждого человека свое видение, зачем ему или ей нужен Вечевой центр. Для того, чтобы преодолеть эти трудности нужно время, а также готовность тратить силы на постоянное обсуждение, практиковать искусство компромисса, учиться общаться.

Полина ParNada:

Для меня самой большой проблемой является обособленность некоторых мероприятий Центра. Для того, чтобы Вечевой центр смог в дальнейшем развиваться, требуется, чтобы каждый чувствовал себя сопричастным. А для этого нужны общие дела. Общие дела, которые реально делаются вместе всем Вечевым центром. Дело, которое выполняют конкретные участники Центра (например, двое-трое человек) имеет намного меньший эффект для Центра в целом, потому что не даёт шанса объединиться всем.

Мне кажется, преодолеть эти трудности вполне возможно, регулярно освещая внутри Вечевого центра отдельные проекты и призывая людей помочь. Ведь помощь зачастую это не только реальное участие (приехать, провести лекцию, найти помещение) но и информационное (сделать репосты, помочь написать рекламу мероприятия и так далее). То есть даже когда двое трое участников реализуют какой-то проект под эгидой Вечевого центра, помочь могут все. Главное — просто не отгораживаться.

5. Предполагаются ли какие-то временные рамки по достижению основной, озвученной в «Слове…» от 27 августа 2016 года, задачи Центра — подготовке всероссийского языческого съезда?

Иггельд:

Нет, это, на мой взгляд, отдалённая перспектива. Дело не одного года. Языческое движение только начало сосредотачиваться в буквальном и переносном смыслах. Но Вечевой центр уже открыт для предложений со стороны антиклерикальных сил общества и готов, как я считаю, с ними конструктивно взаимодействовать, принимать помощь, а в рамках возможностей — оказывать свою.

Ведослав:

Это очень сложный вопрос — вопрос съезда. Над каждым общим решением в Центре проводится кропотливая работа, которая иногда занимает много времени. Я считаю, что подготовкой всероссийского языческого съезда можно будет заняться в будущем только тогда, когда сложится крепкий рабочий состав самого Вечевого центра, что является приоритетным на текущий момент и в обозримое время.

Гвиддон:

Слишком рано пока говорить о конкретных временных рамках. Все только начинается.

Иггельд:

Это главным образом культурно-просветительские проекты на стыке разных ветвей Традиции. Считаю, что польза от них будет обоюдной.

Кое-какой реально позитивный опыт прошлых лет имеется. Это и создание ещё в 2002 году совместно с Ведославом (Тимофеем Колыженковым), нынешним сопредседателем Совета КЯТ, и продвижение проекта фолк-группы «Дорога Водана», это и проходящий регулярно по нескольку раз в год с 2009-го менестрельник «Северный ветер» под эгидой одноимённого Научного и творческого объединения, это и созданная мной в соавторстве со Станиславом Ермаковым книжная научно-популярная серия «Обычай веков», ну, и совсем недавний проект «Дней Вещего Олега», то есть Орвара Одда, основанный в 2014 году совместно участниками КЯТ, CСО СРВ и PFI.

Ведослав:

Да, такие направления есть, они не ограничены какими-то рамками. Приоритетность обуславливается необходимостью или интересом в данный момент. Из последних действий — было совместное, так сказать, «межконфессиональное» мероприятие под эгидой Вечевого центра с Традис (Надежда Топчий) и Калужской Региональной Экологической Общественной Организацией «Живой Город» по предотвращению стихийной свалки в лесу Боровского района. Данная работа нами еще не завершена и будет продолжена весной следующего года, но успешное начало на экологическом и правовом поприще порадовало (как и оперативный отклик прокуратуры на наше заявление), поэтому экологическая работа будет продолжена.

Гвиддон:

Приоритетом для меня является налаживание связей между общинами, между традициями и направлениями языческого движения.

Полина ParNada:

Для меня самыми приоритетными направлениями является благотворительные и экологические акции. Я думаю, со своими религиями мы и сами как-то разберёмся (ну справлялись же как-то до этого), но делать благие дела намного эффективнее вместе.

В дополнение:

Выдержки из «Положения о Вечевом центре»

Поскольку «Положение» к настоящему моменту широко разошлось в Интернете, здесь публикуются лишь те его фрагменты, что определяют принципиальный характер данного объединения. С полным текстом документа и организационными вопросами голосования и структуры центра желающие могут ознакомиться, например, в открытой Информационной группе Вечевого центра (ИВЦ) по адресу .

О Вечевом центре

1.1.Вечевой центр (далее Центр) — действующее на постоянной основе собрание (совещание) деятельных и влиятельных сторонников Традиционной культуры и Природной веры, преимущественно представителей разных ветвей Традиции и разных языческих объединений (а также, в оговоренных основателями и основательницами случаях — иных учреждений, групп, общин, коллективов и лиц).

1.2.Центр создан с целью полезного обмена опытом и идеями, обсуждения общих дел и важных вопросов возрождения Традиции, с намерением в перспективе учредить Содружество объединений на основе единого языческого миропонимания и мировоззрения, единых подходов к исследованию и сохранению Обычая.

1.3.Центр и все входящие в него субъекты действуют в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и стран, на земле которых осуществляется деятельность участников Центра.

1.4.Центр строится на признании разнообразия языческих путей, все его участники и участницы придерживаются принципа невмешательства во внутренние дела объединений и иных субъектов, чьи представители участвуют в работе Вечевого центра.

1.5.Конкретные вопросы теологии язычества, вопросы политических взглядов, морально-нравственных убеждений и эстетических предпочтений участников или участниц Центра, не вступающие в противоречие с законом (см. выше) и нормами общественной договороспособности, остаются личным делом каждого участника или участницы. Они не регламентируются Центром, если не вступают в противоречие с ценностями и основами сотрудничества, заявленными в настоящем Положении.

(…)

Правила приёма в Центр

2.1.Участником или участницей Центра может быть человек языческого мировоззрения и миропонимания, последовательный сторонник Природной веры и традиционной культуры:

— строящий свои разыскания различных сторон Традиции и Обычая на основе научно-подтверждённых исторических свидетельств и первоисточников: исторически-достоверно существовавшей мифологии, эпоса, описаний очевидцев, фольклорных материалов и живой народной традиции, формировавшейся из разнородных источников в противовес Книгам Откровения;

— признающий свой опыт в Традиции и свои выводы, в случае отсутствия их научного подтверждения, — индивидуальным опытом, не претендующим на историчность;

— признающий существование и действие во Вселенной множества (двух и более) самостоятельных Высших личностных Сил, достойных в равной степени почитания Сверхличностей и Сверхсущностей — Богов и Богинь, а также природных духов;

— достигший 25-ти летнего возраста и получивший рекомендацию от основателя или основательницы, действительного участника или действительной участницы, либо направленный в Вечевой центр известный, авторитетный и полномочный представитель языческого объединения, учреждения, группы, а также, в порядке самовыдвижения, деятельный участник языческого Возрождения, оказывающий своими делами, творениями, информационными ресурсами, находящимися в его распоряжении существенное влияние: а) на единоверцев и единомышленников; б) на Внешний круг людей, сопереживающих ценностям Природной веры. При необходимости, в исключительных случаях, по решению основателей и основательниц, участником (или участницей) Центра может стать гражданин (или гражданка), начиная с 21 года;

— открыто заявивший о своей поддержке целей и ценностей, обозначенных в «Слове о Вечевом центре...» и настоящем Положении.

(…)

Поле деятельности Центра

3.1.Основными направлениями деятельности являются:

— информационное взаимодействие языческих объединений, учреждений, групп через своих представителей, основателей/основательниц и действительных участников/участниц Центра;

— правовая, деловая и взаимная информационная поддержка деятельности основателей/основательниц и действительных участников/участниц Центра;

— проекты основателей/основательниц и действительных участников/участниц Центра культурно-просветительского (лекции, беседы, концерты, чтения, конференции, представления результатов творчества), экологического (высадка деревьев, очистка природных парков и лесов и т.д.), благотворительного (помощь волонтёрам или напрямую детским домам, приютам для животных и т.д.), оздоровительного (физкультура и спорт: проведение соревнований, состязаний, открытых встреч, мастер-классов и т.п.) и иного характера;

— ресурсная поддержка проектов отдельных деятелей, общин, групп, учреждений и объединений, если эти проекты представляют интерес с точки зрения Центра;

— консультации представителей той или иной ветви Традиции по возникающим вопросам духовной практики;

— взаимодействие со СМИ, представителями бизнеса и государства в качестве представительного и авторитетного Центра языческого движения.

(…).

[1] Фраза, которую редакция выделила, и под которой готова подписаться обеими руками.

Поиск

Журнал Родноверие